Фамилия известного в районе хирурга была когда-то своеобразным брендом качества медицинской помощи и гарантией сохранения здоровья
Сохранению здоровья и спасению жизни доктор Всеволод Кузьмич Додока посвятил ни много ни мало, а почти 40 лет своей жизни.
Вот уже 14 лет он находится на заслуженном отдыхе, но благодарные земляки помнят его и интересуются его здоровьем. Я встретился с доктором на его дачном участке и, задав все интересующие читателей вопросы, узнал много интересного об этом замечательном человеке.
Военное детство
Родился Всеволод Кузьмич в 1938 году в хуторе Северокубанском. Мама была учителем начальных классов, папа – председателем сельского Совета. Всеволод был вторым сыном в семье, его старший брат Виталий родился в 1935 году. Когда началась Великая Отечественная война, отца сразу же призвали на фронт, где он погиб.
В хутор Северокубанский война пришла в августе
1942-го. Севе было 4,5 года, но он помнит, как с мамой и братом эвакуировались на поезде в Азербайджан. В переполненный поезд сели в Кропоткине, на первых же минутах поездки попали под пулеметный обстрел немецких самолетов, которые постоянно бомбили и обстреливали этот железнодорожный узел. Мальчик помнит, как по крыше вагона что-то забарабанило, и он увидел в потолке дыры. Ребенок не понял, что произошло, но эту картину запомнил на всю жизнь.
Через полгода вернулись из эвакуации в родной хутор. Жили тяжело, но не голодали: по тогдашнему законодательству сельские учителя и врачи – интеллигенция – были прикреплены к колхозным кладовкам, где они получали продукты.
В школу Сева пошел в 1945 году. Помнит, как в первом классе вместо чернильниц ученики использовали половинки скорлупы грецких орехов, в которые учительница наливала немного чернил. Дефицитные чернила она готовила на глазах учеников, растворяя специальную таблетку в стакане воды. На день учебы полагалась одна таблетка. Книги носили в холщовых сумках, портфели были только у немногих счастливчиков. Одежду носили родительскую, перешитую «на руках». У старшеклассников были в моде трофейные немецкие горнолыжные ботинки стрелков дивизии «Эдельвейс», которая отступала через наши края, бросая имущество.
Питались на большой перемене традиционными бутербродами с салом. Как все дети военной поры, преодолев трудности, Сева Додока в 1955 году успешно окончил СШ №33.
Вынужденный академотпуск
В тот же год он поступил на лечебный факультет Ставропольского медицинского института. Учился с интересом, успешно окончил первый курс, но случилось несчастье: тяжело заболела мама, жить стало не на что, и пришлось оформить академический отпуск сроком на один год.
Новая профессия
По совету мамы решил быстрее приобрести профессию, чтобы самостоятельно зарабатывать. Для этого поступил в Новочеркасский техникум трудовых резервов, где проживание и питание были бесплатными.
Через два года получив диплом техника-технолога по обработке металлов, стал работать мастером в строительно-монтажном управлении №4 Ростовского треста «Югпромвентиляция». Работа была интересная, во время командировок побывал на крупнейших стройках юга страны, в том числе и на знаменитом Волгодонском «Атоммаше». Зарабатывал приличные деньги, но иногда вспоминал мединститут, надеясь со временем восстановиться.
Операции, изменившие жизнь
Подошло время, и в 1959 году Всеволода призвали в армию. Служить довелось в Грузии в горно-стрелковой дивизии. Но бегать по горам с автоматом ему не пришлось – служил по специальности в бронетанковой ремонтной мастерской – ремонтировал технику. Однажды попал в аварию: автомобиль несколько раз перевернулся на горной дороге, сержант Додока получил тяжелую травму позвоночника и был госпитализирован.
В госпиталях лечился 8 месяцев, мужественно перенес несколько операций и принял окончательное решение – снова поступить в медицинский институт.
Возвращение в медицину
Выздоровев, вернулся на службу, а после демобилизации решил восстановиться в Ставропольском медицинском институте. Оказалось, что сроки восстановления истекли, но Всеволода это не остановило, и он заново сдал вступительные экзамены, твердо решив стать хирургом.
Будучи на втором курсе, в 1963 году женился на студентке 5 курса педагогического института Аннушке, с которой вместе вот уже 57 лет.
Во время учебы постоянно пропадал в хирургическом стационаре, подрабатывая ночными дежурствами и приобретая практические навыки.
После окончания института отработал хирургом положенные три года по направлению в Изобильненской ЦРБ Ставропольского края. Получил первую хирургическую зарплату – 74 рубля – и невольно сравнил ее с зарплатой в тресте «Югпромвентиляция». Докторский оклад оказался в разы меньше, но это не смутило молодого врача: любимое дело в деньгах не оценить.
На родине
В 1972 году Всеволод Кузьмич вернулся на Родину и с тех пор до самой пенсии 36 лет работал хирургом в Тбилисской районной больнице.
Главный врач Ефросинья Михайловна Бекетова благожелательно встретила молодого хирурга, да и в районном отделе народного образования обрадовались его жене-педагогу. Хирургический коллектив сразу же принял в свои ряды спокойного по характеру и немногословного коллегу.
Тяжелый хлеб хирурга
Труд хирурга характеризуется не только крайне высокой психоэмоциональной, но и тяжелой физической нагрузкой. Оперировать несколько часов в условиях ограниченного движения и режима стерильности по силам только человеку с повышенным чувством ответственности и влюбленному в свою профессию.
Хирурги и их помощники работают в любое время суток, не считаясь с личным временем, часто забывая о своем здоровье. Вот почему продолжительность жизни врачей-хирургов, по статистике Всемирной организации здравоохранения, короче жизни пациентов на 15-20 лет, а трудовой стаж им исчисляется из расчета год за полтора. Но энтузиастов-хирургов в медицине не уменьшается, эта профессия по-прежнему престижна и популярна.
Всеволод Кузьмич с теплотой вспоминает своих старших коллег – заведующих отделением Александра Андреевича Бабича, Евгения Николаевича Карагодина, операционных сестер Нину Серебрянскую, Таню Дейкину, Люду Косолапову, отважных медсестер-анестезисток Надю Исайкину и Нину Шарковскую, которые в отсутствие врача-анестезиолога под наблюдением хирурга давали наркоз. А постовых медсестер всех и не упомнишь. Он с большим уважением относится к средним медицинским работникам – «рабочим пчелкам», считает, что 80% успеха при лечении больного – это заслуга медсестер.
С головы до пяток
Вот и Всеволод Кузьмич не покладая рук трудился на ниве хирургии, день ото дня повышая свою квалификацию, оперируя, как он говорит, все – «с головы до пяток», на то он и общий хирург.
Помнит случай тяжелейшей челюстно-лицевой травмы, когда муж при заготовке дров бензопилой нечаянно разрезал жене рот «от уха до уха». Случай неординарный даже для челюстно-лицевых хирургов, но на то он и общий хирург, чтобы спасти человека в любой ситуации. Вдвоем с доктором-стоматологом Алексеем Григорьевичем Харченко с большим трудом они остановили обильное кровотечение, наложили швы и отправили в Краснодар. Краевые челюстно-лицевые хирурги оценили правильность действий сельских коллег. Больная не только осталась жива, но и сохранила трудоспособность.
О тяжелых случаях из практики можно рассказывать бесконечно: хирургическое отделение работает круглосуточно, без выходных и праздников спасая жизни пациентов.
Всеволод Кузьмич был и рядовым ординатором, и хирургом на приеме, и заведущим хирургическим отделением.
В таком ритме он отработал в Тбилисской райбольнице 36 лет, оказав медицинскую помощь тысячам больных, а сотням спас жизнь. Всех своих пациентов он, конечно же, не помнит, но жители района до сих с благодарностью его вспоминают.
Династия продолжается
Все короткое свободное время Всеволод Кузьмич проводил с семьей, где подрастали две дочери. Сейчас они уже взрослые: старшая Ольга – ветеринарный врач, младшая Татьяна – экономист. Они воспитывают для дедушки с бабушкой пятерых внуков. Одна из внучек, Марина, продолжит врачебную династию: она учится на 6 курсе медицинского института.
За свой многолетний добросовестный труд на ниве охраны здоровья хирург Додока был награжден почетными грамотами краевого департамента здравоохранения и главы района.
На отдыхе
В ежедневных трудах и заботах быстро пролетели годы, и в 2008 году в возрасте 70 лет Всеволод Кузьмич ушел на заслуженный отдых.
Живет он в многоквартирном доме, поэтому с нетерпением каждый год ждет прихода весны, чтобы заняться своим дачным участком, где выращивает овощи. Активный образ жизни помог ему пережить тяжелое заболевание, сейчас он снова экспериментирует на даче.
В роду у Всеволода Кузьмича немало долгожителей, пожелаем и ему здоровья и долгих лет активной жизни!
Виктор Семяков