Александр Горюнов: «Идущему первым по неизведанной тропе всегда трудно»

221
Фото Ольги Сафроновой

Тбилисский район, 90-летие образования которого мы отметим в этом году, – малая административная единица на карте России. Из тысяч таких складывается могущество нашей необъятной Родины. Вместе со всей страной район, преодолевая трудности становления, год из года добивался успехов в развитии народного хозяйства и улучшении жизни народа.
Наши земляки пережили лихие годы расказачивания, вместе с советским народом победили в Великой Отечественной войне, восстановили разрушенное войной сельское хозяйство, добились высоких урожаев и обеспечили себе достойную жизнь.
Но наступило время, когда советская власть после неудавшейся перестройки утратила свою жизнеспособность, что привело в 1991 году к распаду Советского Союза. С этого момента началась новейшая история России.

– Александр Васильевич, вы помните свой первый день в должности заместителя председателя райисполкома?
– Мой первый рабочий день в новой должности начался с ликвидации подтопления хутора Новопеховского. Для этого пришлось привлечь землеройную технику со всего Тбилисского района и части Гулькевичского, где находился источник беды. Провели необходимые мелиоративные работы: вырыли водоотводный канал, который можно видеть и сейчас, проезжая мимо хутора. Это было мое «боевое» крещение. С тех пор хутор больше не затапливает.


– Какие задачи приходилось решать?
– Основное мое рабочее время занимали плановые мероприятия: подготовка котельных к отопительному сезону, школ – к учебному году, проведение месячников санитарной очистки и благоустройства, заседаний множества комиссий, которые я возглавлял, организация праздничных, культурных и спортивных мероприятий и много ежедневной текучки.
Работа заместителя председателя всегда была сложной и напряженной. Недаром его в шутку называли «рабочей лошадью» райисполкома. А тут еще подоспел горбачевский указ, получивший в народе название «сухой закон». КПСС решила сделать антиалкогольную революцию «в отдельно взятой стране». И пошло-поехало: отказ от монополии на производство алкогольной продукции, что привело к потере колоссальных доходов в бюджет, резкое сокращение производства, ограничение продажи алкоголя и, как следствие, эпидемия самогоноварения и всплеск цен на сахар, многолюдные и унизительные очереди за алкоголем, безумная вырубка виноградников, которая привела к потере элитных сортов винограда, и множество других непродуманных мероприятий. Претворение в жизнь всех этих авантюр легло на плечи заместителя председателя райисполкома, который не успевал принимать краевых «эмиссаров», требующих быстрых результатов.
Одной из печальных страниц в истории района, как и всей страны, был период борьбы с так называемыми нетрудовыми доходами населения. Работящие селяне всегда находили способы заработать своим трудом дополнительную копейку. Наиболее предприимчивые на своих приусадебных участках строили теплицы, выращивая цветы и ранние овощи. Многие занимались разведением пушных зверей. Эту полезную для общества деятельность КПСС осудила как вредную для социализма, а доходы от нее признала нетрудовыми. В связи с этим был объявлен бой «жадному», желающему разбогатеть собственнику. Опять наехали эмиссары из края, создали комиссии по выявлению и борьбе с данным «злом», угрожающему основам социализма. Во время рейдов по проверке частных домовладений хозяевам в категоричной форме предлагали снести теплицы и помещения для разведения животных. Несговорчивых нещадно штрафовали.

КСТАТИ
Александр Горюнов награжден медалями и почетными знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Почетный работник юстиции России».


– Обошлось ли в такой напряженной обстановке без служебных неприятностей?
– У заместителя председателя неприятности возникали на ровном месте, причем там, где и не подумаешь. Был случай, когда ко мне обратился совет прихожан Свято-Покровского храма с просьбой разрешить приобрести кирпич для строительства молельного дома. Я разрешил, а через некоторое время в журнале «Наука и жизнь» появилась критическая статья о том, что в Тбилисском районе вместо того, чтобы бороться с мракобесием, выделяют кирпич для строительства церкви. Сейчас эта статья покажется смешной, но мне это стоило строгого выговора с занесением по партийной линии. Хорошо, что не исключили из КПСС и не уволили с должности.
Однажды, доверившись обещаниям большого начальника из Краснодара – директора строительного треста – и выполняя просьбу-приказ первого секретаря райкома партии, я авансом подписал акт приема в эксплуатацию объекта с незавершенным строительством котельной. В результате пришлось оканчивать его силами местных строителей, а самому возглавить этот «внеплановый» процесс. К отопительному сезону успели, но урок запомнился на всю жизнь.
А между тем в стране возник продовольственный кризис: прилавки магазинов опустели, народ стал проявлять недовольство. Назревали большие перемены в жизни советских людей.

Одним из драматических эпизодов антиалкогольной кампании стало закрытие Ванновского сокового завода, который производил плодово-ягодное вино и был одним из основных плательщиков в районный бюджет.
Оборудование демонтировали, но этого оказалось мало: из края пришло распоряжение уничтожить всю бутылочную тару – сотни тысяч единиц. И это абсурдное распоряжение сверху было выполнено, о чем потом горько пожалели. Когда впоследствии встал вопрос, что выпускать на заводе, решили разливать газированную воду, но оказалось, что бутылок нет. Завод так и не оправился от такого антиалкогольного удара и прекратил свое существование. Сейчас его руины стоят как памятник непродуманной антиалкогольной кампании.
Так сейчас выглядит некогда процветавший соковый завод / фото Анны Птицыной

– Какие события происходили в стране и районе в 1991 году, что они изменили в жизни тбилисцев?
– На этом неблагополучном социальном фоне наступили фатальные политические события. Печально известный путч ГКЧП в августе 1991 года закончился сменой флага СССР на здании райисполкома на российский триколор.
После декабрьских событий 1991 года в Беловежской Пуще распался Советский Союз, а перед этим российскими властями была запрещена КПСС.
Точкой отсчета новейшей истории района стало извещение главы краевой администрации о том, что советская власть в соответствии с Указом президента в стране упраздняется, законодательная и исполнительная власти переходят в руки избранных глав, утвержденных губернатором.
– Как вы стали первым главой Тбилисского района?
– После такого ошеломляющего известия в районе началась маленькая «революция»: 4 декабря 1991 года быстро созвали внеочередную районную сессию депутатов трудящихся, на которой присутствовал представитель краевой администрации. Сессия избрала кандидатуру на должность главы района, но губернатор ее не утвердил. Было предложено направить трех кандидатов в краевую отборочную комиссию для собеседования. В их число вошел и я.
Комиссия предложила нам сложный тест, на который мы отвечали на компьютере. С каждым претендентом побеседовали индивидуально. Решением комиссии я был рекомендован на должность главы администрации района. Глава администрации края своим распоряжением от 12 декабря 1991 года назначил меня на эту должность, а районная Сессия народных депутатов
14 декабря 1991 года согласилась с этим решением.
– Какой документ вы издали, став первым в истории района главой?
– Как глава администрации района я стал правопреемником райисполкома, получил законодательную и исполнительную власть в одном лице и издал первое в новейшей истории района распоряжение от 14 декабря 1991 года сдать мне печати и штампы исполнительного комитета районного Совета народных депутатов, заказать новые в связи с изменением структуры органов управления и организовать комиссию по передаче дел. Тбилисский район, как и вся страна, вступил в новое, неизведанное будущее, которое нам предстояло построить.
Все эти события в духе гласности подробно освещали газета «Прикубанские огни», местное радио и телевидение.
– Привлекалась ли общественность к решению задач по построению нового уклада жизни?
– Для привлечения общественности к работе администрации района при главе был создан Совет депутатов с правом совещательного голоса, который, к сожалению, оказался оппозиционным и всячески препятствовал проведению реформ. Жизнь показала, что их старания не увенчались успехом, а наша команда, преодолевая трудности перехода от плановой экономики к рыночной, сделала свое дело.
– Какова была социально-экономическая ситуация в районе в начале реформ?
– Ситуация была на грани патовой: плановая экономика хозяйства умерла, а рыночная еще не родилась. Переход от плановой к рыночной экономике был крайне болезненным и трудным. Резко сократилось финансирование всей бюджетной сферы, в районном бюджете защищенной осталась только статья «заработная плата», да и та выдавалась с задержками. В хозяйствах района нарушилась плановая система снабжения, прекратились даже поставки муки. Все хозяйственные проблемы приходилось решать буквально в ручном режиме: чтобы обеспечить население района хлебом и другим продуктами, мы организовали сеть частных мельниц и пекарен, колбасных цехов, выращивание овощей в частном секторе (вспомним кампанию по уничтожению теплиц), что способствовало развитию частной торговли. Таким образом сформировали слой мелких собственников и дали развитие частному предпринимательству.
Объединили все коммунальные предприятия в единое, чтобы улучшить качество обслуживания населения и снизить тарифы, завершили строительство канализации центральной части станицы Тбилисской. В этом деле преуспели тогдашний руководитель МУ ЖКХ Геннадий Дмитриевич Ильин и мой заместитель Владимир Иванович Чеботарев.
Даже сделали пристройку к СШ №5. Ни один детский сад не был приватизирован.
В соответствии с федеральным законодательством в районе были организованы служба социальной защиты населения, которую возглавила Людмила Александровна Подболотова, и отдел защиты прав потребителей во главе с Михаилом Андреевичем Митенко. Остальное уже и не вспомнить.

Юрий Семашкин и Михаил Казаченко водрузили российский триколор на здание райисполкома в августе 1991 года / фото из архива Михаила Казаченко


– Как проходила приватизация в районе?
– Особое место в работе администрации занимала приватизация сельскохозяйственных и промышленных предприятий, о ходе которой еженедельно отчитывались перед краем. Главная наша задача состояла в том, чтобы, руководствуясь здравым смыслом, не «наломать дров», сохранить профиль приватизируемых субъектов и рабочие места. Найдя взаимопонимание с руководителями хозяйств, мы это сделали. При акционировании сельхозпредприятий нам удалось наделить земельными паями всех работников бюджетной сферы, доходы от которых помогли пережить тяжелые времена, да и сейчас являются дополнением к семейным бюджетам.
Для пополнения бедных бюджетов также были выделены земельные паи школам района, доходы от сдачи их в аренду шли на улучшение школьного питания.
Более 5000 гектаров были выделены для сельских администраций в качестве дополнительного источника финансирования нужд поселений. Интересно было бы узнать, как сейчас используются эти земли, пошел ли «в коня корм».
– Как новая власть взаимодействовала с казачеством?
– Чтобы хоть как-то исправить историческую несправедливость, мы способствовали возрождению казачества. Вернули казакам помещение правления на улице Первомайской, построили часовню на месте захоронения казачьей сотни Гречишкина. Казачьему обществу было выделено 500 гектаров земли, доходы от которой направлялись на военно-патриотическое воспитание молодежи и проведение традиционных казачьих мероприятий. Так случилось, что в районе, как и в крае, организовались два казачьих войска, действовали они не зависимо друг от друга, но закон не нарушали. К сожалению, объединить их нам не удалось.
– Александр Васильевич, понятно, что без единой, сплоченной команды эти трудные задачи выполнить бы не удалось. Кто был вашими соратниками?
– Став главой администрации района, я решил никого не увольнять из аппарата администрации и не ошибся. Я верил людям, с которыми работал не один год, а люди верили мне, оправдывая мои надежды.
Все сотрудники администрации работали самоотверженно, получая при этом мизерную зарплату. К примеру, у меня, как у главы, оклад был сопоставим с зарплатой техслужащей краевой администрации. Что тогда говорить о денежном довольствии других работников администрации! Работали в буквальном смысле за идею, о пиаре и славе не думали. Я всем благодарен за совместную работу.
Всех членов команды перечислить невозможно, но особо отмечу вклад в общее дело моего заместителя по сельскому хозяйству Алексея Павловича Клюшникова, заведующего райфинотделом Виктора Степановича Рыбакова, руководителя земкомитета Михаила Ивановича Мандрусова и глав сельских администраций: Василия Петровича Угнивенко (Тбилисская), Евгения Владимировича Выгонова (Ванновская), Якова Федоровича Склярова (Геймановская), Надежду Васильевну Бережную (Марьинская), Василия Алексеевича Зыкова (Алексеетенгинская), Николая Яковлевича Клочкова (Песчаная), Дмитрия Ефимовича Ефименко (Нововладимировская) и Николая Федоровича Болгова (Ловлинская). Кого-то из них уже нет с нами, светлая им память, а живым желаю здоровья!
– Александр Васильевич, почему вы не пошли на второй срок управления районом?
– Скажу откровенно. Прав был китайский философ Конфуций, сказав, что упаси вас бог жить в эпоху перемен. Оно, конечно, почетно: нам с командой довелось творить новейшую историю, но мне нужна была передышка.
Я посчитал свой долг перед земляками выполненным и принял решение не выставлять свою кандидатуру на очередные выборы главы. Закончил государственную службу в должности начальника отдела судебных приставов по Тбилисскому району.
– И последний вопрос. Прошло 32 года после начала реформ, которые проводились ради улучшения качества жизни людей. Да и сейчас они продолжаются. Что получилось в итоге? Как вы считаете, люди стали жить лучше?
– Несомненно, после перенесенных потрясений все встало на свои места и люди стали жить лучше. Посмотрите, сколько в личной собственности автомобилей, которые из предмета роскоши стали средством передвижения. Какие дома стали строить! В магазинах – изобилие товаров. Сейчас никому в голову не придет ехать в Москву или Краснодар на Вишняковский рынок за обновками.
Частная собственность сделала свое дело: появились новые предприятия малого бизнеса, приватизированные сохранили свой профиль, модернизировали технологии и улучшили качество выпускаемой продукции.
Сельское хозяйство вышло на неведомый ранее уровень производства, применяя новейшие технологии и обходясь без «шефской» помощи при прополке и уборке сахарной свеклы. Урожайность сельхозкультур из года в год бьет рекорды. Животноводство стало выгодной отраслью. Успешно развиваются КФХ, фермеры сейчас зажиточные и уважаемые люди.
Строятся объекты социально-культурной сферы, школы и учреждения здравоохранения оснащены современным оборудованием. Ушли в прошлое унизительные очереди в детские сады, остается только решить проблему рождаемости. Появились современные спортивные сооружения, в которых занимаются сотни детей и взрослых.
Население обеспечено бесперебойными водоснабжением, электроосвещением и газоснабжением. В ночное время все улицы освещаются.
Всех современных благ не перечислить. Однако могло быть еще лучше, если бы приватизацию провели справедливо, сделав приватизационные чеки именными и не дав мошенникам возможности обмануть большую часть населения.
– Спасибо, Александр Васильевич, за откровенный и содержательный разговор!
– Пользуясь случаем, поздравляю земляков с 90-летним юбилеем Тбилисского района. Желаю всем добра, мира и благополучия!
При подготовке материала использованы документы из районного архива.

Предыдущая статьяПобеды председателя комитета ТОС Светланы Батоговой
Следующая статьяПредприятие из Армавира успешно оптимизировало процессы хранения и отгрузки молочной продукции