По следам знаменитых земляков из станицы Тбилисской

Пристанище русских эмигрантов на греческом острове Лемнос, где 15 октября 1920 года в возрасте 47 лет умер наш земляк Георгий Михайлович Гречишкин, не выдержавший тягот и эпидемий

Мало кто знает, что один из наших земляков был мэром города Ницца, а другой – архиепископом Сан-Францисским
и Калифорнийским. О том, кто эти люди и чем еще примечательны их судьбы, постараемся вам сегодня рассказать

Районная газета уже не раз писала о наших славных земляках, добившихся успехов на жизненном пути и прославивших свою малую Родину – Тбилисскую – далеко за ее пределами. Таковыми являются герои Андрей Гречишкин и Владимир Асеев, ученый и министр Михаил Шкабардня, последний выборный атаман Тифлисской Николай Рогов, оставивший заметный след в истории станицы Иван Пистин и многие другие.
Сегодня мы упомянем еще о двух таких людях, исторические сведения о которых скудны, а их судьбы ждут не журналистского, а тщательного архивно-исторического исследования, но знать о них, безусловно, должны и мы, и наши потомки.
Гость из Франции
Немногим тбилисцам известно, что в июне 2011 года в станицу заезжал крупный международный нотариус из Франции Александр Олегович Курганский-Гречишкин. Пребывание его в Тбилисской заняло всего около двух часов в силу напряженного двухдневного графика поездки на Кубань. Гость, сопровождаемый супругой Жан-Мари и переводчиком, побывал на Кургане Славы у Волчьих Ворот, в часовне на месте захоронения Андрея Гречишкина, в архивном отделе районной администрации. Поездка необычного гостя по Кубани включала в себя посещение Краснодара, где он побывал в Свято-Георгиевском храме, в Краснодарском музее-заповеднике, а также осмотрел архитектурные и исторические достопримечательности столицы Кубани.
Посещение станицы Новодеревянковской было обосновано тем, что в этой станице долгие годы был атаманом его прадед, Иван Иванович Курганский, а его сын, дед Александра Олеговича Павел Иванович Курганский, был председателем Кубанского Правительства в 1919 году и участником вывоза за рубеж войсковых казачьих регалий. Сопровождал французского гостя в этой поездке и член Российского геральдического общества, историк Борис Александрович Вакка, помогавший потомку Курганских-Гречишкиных распутать хитросплетения своих кубанских родов.
В Тбилисскую нотариус, бывший некоторое время мэром города Ниццы, Александр Олегович Курганский-Гречишкин приезжал не зря, так как Борис Александрович Вакка полагает, что именно сюда ведут следы его предков Гречишкиных.
Славный род Гречишкиных
Дед Александра Олеговича Георгий Михайлович Гречишкин, статский советник, потомственный дворянин Кубанской области, был заметной фигурой на Кубани. Окончив медицинский факультет Киевского императорского университета, он вырос до крупного медика-ученого, теоретика и практика, автора книг о курортной зоне Кавказа. Участник первой мировой войны, он, представитель гражданского ведомства, заслужил ордена святой Анны третьей степени и Станислава второй степени, участвовал в отражении атак турок на одну из пограничных российских крепостей. Здесь в полной мере проявился его казачий дух.
Известен факт о безвозмездной передаче Георгием Михайловичем в 1917 году в бывший войсковой музей, а ныне музей-заповедник имени Ф. А. Щербины коллекции исторических документов и раритетов.

Трагична дальнейшая судьба Георгия Михайловича Гречишкина. Вместе с остатками Белой армии Георгий Михайлович с женой и маленьким сыном Олегом отправился в эмиграцию, на одном из этапов которой на греческом острове Лемнос умер 15 октября 1920 года в возрасте 47 лет в числе сотен беженцев, среди которых были и генералы, и князья, и простые казаки, не выдержавшие тягот и эпидемий этого трагического периода. Позднее вывезенного в Югославию, а потом и во Францию Олега Гречишкина усыновил хорошо знавший Георгия Михайловича Гречишкина Павел Иванович Курганский, породнив таким образом две славные кубанские фамилии.
Русская Голгофа на острове Лемнос
Уже в наше время, в начале 21 века, Александр Олегович Курганский-Гречишкин, узнав о месте гибели деда, посетил остров Лемнос, где в диком запустении находятся могилы русских патриотов-эмигрантов. Среди них подавляющее большинство могил донских и кубанских казаков. Александр Олегович является одним из спонсоров и организаторов восстановления этой, как ее часто называют, «русской Голгофы», расположившейся на острове Лемнос, откуда вдалеке, через широкий пролив, виднеется легендарная для всего православного мира гора Афон. Позднее Александр Олегович Курганский-Гречишкин был незаслуженно оттеснен российскими «энтузиастами» восстановления памяти о Лемносе, был он неосторожно обижен в беседе во время памятных мероприятий на острове одним из представителей кубанского казачества, не блещущим излишним дипломатизмом в диалогах.
После 2011 года потомок Гречишкиных не отвечает на звонки и письма с Кубани, хотя ведет активную профессиональную деятельность и имеет офис в Москве. Но будем надеяться, что представитель славного рода сменит гнев на милость, и мы будем иметь возможность ближе с ним познакомиться и обменяться личными впечатлениями и архивными находками.

кстати
В годы гражданской войны Георгий Михайлович Гречишкин, являясь главным врачом Кубанского войска, участвовал в знаменитом Ледовом походе Белой армии, делился опытом и знаниями в лечении тяжелораненых казаков и офицеров, за что в последнем на территории Кубани приказе по войску за №162 от 13 февраля 1920 года представлен к Ордену «Крест спасения Кубани».


Человек из Сан-Франциско

Архиепископ Дионисий, в миру известный как Дмитрий Дьяченко


Следующий наш земляк – уроженец станицы Тифлисской Дмитрий Иванович Дьяченко (1882, ст. Тифлисская – 12.09.1967, Сан-Франциско, США) – человек по-своему уникальный, так как получить высшее образование всегда непросто и требует больших моральных и волевых усилий. Так вот, наш земляк, окончив в 1905 году Ставропольскую духовную семинарию, являвшуюся средним учебным заведением, последовательно осилил три высших учебных заведения, среди которых Казанская духовная академия (ученая степень кандидата богословия), историко-филологический факультет Петербургского университета и Петербургский археологический институт! Кажется, уроженец Кубани с таким багажом знаний мог бы выбрать блестящую карьеру гражданского служащего, но выбрал стезю духовную, которую не оставил до своей кончины.
В 1914 году экс-студент рукоположен в священники во Владикавказе и в том же году определен штатным членом Владикавказской духовной консистории, а скоро стал и настоятелем собора. Блестящий ум и непростой характер вызвали ревностные трения с Владикавказским епископом, и Дьяченко попросил о снятии духовного сана. Незаконченное дело заставило его несколько лет вести жизнь гражданского лица.
Осенью 1917 года, эмигрировав в Китай, в Шанхае он подал прошение о восстановлении в духовном сане, что было удовлетворено Архиерийским синодом Русской Православной Церкви за границей.
В 1935 году в Шанхайском кафедральном соборе он был пострижен в монашество и там же епископом Шанхайским Иоанном (Максимовичем) возведен в сан архимандрита.
Вскоре переехав в США, наш земляк вошел в подчинение главы Американской митрополии. Здесь слегка «забуксовавшая» в силу исторических и личных причин карьера уроженца станицы Тбилисской набрала обороты. Последовательно получивший церковное имя Дионисий, Дмитрий Дьяченко являлся деканом Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, в 1947 году стал епископом Питтсбургским и Западно-Вирджинским. В 1951 году внутрицерковные передвижки привели его в Бостон, где он служил епископом, а с 17 декабря 1956 года он уже епископ Чикагский и Миннеапольский.
В тот период наш земляк, видимо, вполне обоснованно считал свое положение в Русской зарубежной церкви заниженным, не отражающим его опыта, образования, и общих потенциальных возможностей, и отец Дионисий сделал мужественный и осознанный шаг, обратившись к патриарху Московскому Алексию с просьбой о включении его в состав Американского экзархата Московского патриархата, и 5 января 1957 года, спустя 40 лет, состоялось его воссоединение с патриаршей Русской Православной Церковью. С того момента он – заместитель экзарха патриархата Северной и Южной Америки с титулом епископа Нью-Йоркского. В том же году он был возведен в сан архиепископа.
Пик карьеры Дионисия Дьяченко наступил в декабре 1958 года, когда его назначили архиепископом Сан-Францисским и Калифорнийским. С 1957 по 1962 годы он неоднократно замещал экзарха Северной и Южной Америки Бориса, в тот же период в 1960 году ушел на покой.

Скончался уроженец станицы Тифлисской Кубанской области
10 сентября 1967 года в Сан-Франциско после тяжелой болезни. Отпевание архиепископа Дионисия совершил епископ Бруклинский Досифей (Иванченко). Погребение прошло на кладбище Маунт-Оливетт (Лонг-Айленд, Нью-Йорк).
К сожалению, между сухими датами и сведениями о назначениях мы слабо видим нашего земляка как человека, этому способствуют и закрытость личной жизни церковных деятелей, и удаленность от России основных карьерных передвижек отца Дионисия. Но один тот факт, что на нашей земле родился такой неординарный, высокообразованный человек, вызывает законное чувство гордости.
В завершение хотелось бы обратиться к ныне живущим в Тбилисской Дьяченко и Гречишкиным. А вдруг есть в ваших семьях сведения, легенды, исторические документы и фото, относящиеся к вышенаписанному, поделитесь с нами, мы будем вам очень благодарны!

Михаил Казаченко

Предыдущая статьяАлмазная вышивка – любимое увлечение Светланы Лоскутовой из станицы Геймановской
Следующая статьяСупруги Васильевы из станицы Тбилисской восстанавливаются после перенесенной коронавирусной инфекции
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.