Лагерь «Ласточка» в Тбилисском районе восстановят

Раньше пионерский лагерь «Ласточка» во время летних каникул был местом отдыха не только для местной детворы. А в последние годы здесь регулярно проходят тематические смены, военно-полевые сборы, спортивные соревнования и другие мероприятия, в которых активно участвуют учащиеся школ, казаки, коллективы Центра эстетического воспитания детей «ТЮЗ» / фото из архива МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ»

На территории северинской школы 10 июля 1947 года заработал пионерский лагерь.

Первым руководителем пионерского лагеря «Ласточка» был учитель-фронтовик Борис Григорьевич Васин.
Свою трудовую деятельность в Тбилисском районе он начинал в семилетней школе хутора Северин учителем физкультуры и военного дела. За плечами молодого специалиста была Вторая мировая война, с которой он вернулся к мирной жизни в звании капитана. За мужество и отвагу, проявленные на фронте, Борис Григорьевич был отмечен тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени и большим количеством медалей.

Первый руководитель пионерского лагеря «Ласточка» Борис Григорьевич Васин начинал свою трудовую деятельность учителем в семилетней школе хутора Северин / фото из архива центральной районной библиотеки


В начале июля 1947 года Васина пригласили в райком партии, где был решен вопрос об открытии в районе пионерского лагеря. Возглавить его предложили Борису Григорьевичу.
На первых порах лагерь размещался во дворе северинской школы. В штатном расписании, кроме начальника, значились должности воспитателя, вожатого, двух ночных нянь и прачки. Имущество состояло из печи с тремя котлами, столов и скамеек.
В первый сезон работы в лагере, который назвали «Ласточка», отдохнули и поправили свое здоровье около полусотни подростков.
Продукты доставляли из трех мест: из села Шереметьевского – молоко, из спецмагазина райкома партии, который находился в станице Тбилисской, – крупы и масло, со специализированной базы, располагавшейся за железной дорогой, – овощи. За привоз продуктов отвечал Борис Григорьевич. В качестве транспортного средства он использовал обыкновенную тачку. Поход за съестным обычно начинался с села Шереметьевского, затем Васин переправлялся на пароме через Кубань в Тбилисскую.
Спустя некоторое время райкомовское начальство приняло решение выделить для лагеря лошадь, подводу и внести в штатное расписание должность ездового. После этого доставка продуктов ускорилась.
По воспоминаниям Бориса Григорьевича, питание для детей по тем временам было организовано на высоком уровне. Поэтому мальчишки и девчонки с ослабленным здоровьем, а таковых в лагере было большинство, быстро шли на поправку.
Лагерь работал круглосуточно. Первое время детям приходилось спать на голом полу. Выход из создавшегося положения был найден: Борис Григорьевич, вооружившись мешками и наволочками, отправился за сеном в ближайший колхоз.
Просьба Васина вызвала у председателя колхоза возмущение, он пригрозил написать заявление в прокуратуру. Однако Борису Григорьевичу все же удалось привезти в лагерь сено, из которого для ребятишек соорудили постели.
Дети радовались, а руководитель ждал приезда представителей правоохранительных органов, ведь в то время даже за початок кукурузы можно было угодить в тюрьму. Но все обошлось. К удивлению начальника «Ласточки», через время после инцидента в лагерь доставили полную мажару (подвода с очень высокими бортами) сена из хозяйства, в котором состоялся неприятный разговор. По чьей инициативе это было сделано, выяснить не удалось. Да в принципе это было и не важно.
Спустя два года после открытия «Ласточка» получила прописку в геймановской школе, а в 1950 году переместилась в Ближний лес на живописный берег Кубани.
Лагерь стал межколхозным. О его материальном благополучии поочередно заботились руководители коллективных хозяйств, которые выстроили здесь уютные домики для проживания подростков, столовую, бассейн, медпункт, летний кинотеатр, площадки для игр, навесы для занятий.
Ежегодно летом здесь бесплатно отдыхали в основном дети колхозников.
В «Ласточку» приезжали космонавт Зудов, композитор Шаинский, тут проводили каникулы дети с Севера и из Чернобыля. Краевые пионерские слеты собирали в лагере гостей со всей Кубани для обмена опытом. И всех гостеприимная «Ласточка» согревала своим теплом.
Малопонятные на первых порах реформы в 90-х годах повлекли за собой разрушительные процессы в социальной сфере. Под их ударом оказался и пионерский лагерь «Ласточка»: по сути, в эту пору он стал ничьим. Когда же речь заходила о дальнейшей судьбе «Ласточки», высказывалось немало различных идей. Закрывать лагерь никто не предлагал, но и как его возродить к жизни, никто не знал из-за дефицита средств.
Потому второе рождение «Ласточки» сильно затянулось по одной простой причине – из-за отсутствия денег на эти цели.
Сегодня на смену разрушенным домикам пришли палатки. Во время летних каникул здесь устраивают различные тематические смены, проводят спортивные соревнования, мастер-классы, организовывают для старшеклассников военно-полевые сборы и другие мероприятия.
Пытаясь сохранить лагерь, районная власть неоднократно обращалась в краевую администрацию и ЗСК с просьбой выделить средства на реконструкцию. В начале нынешнего года, наконец, пришла радостная весть: деньги нашему муниципалитету для капитального восстановления лагеря выделены. А это означает, что 77-летняя история «Ласточки» будет иметь продолжение. И лагерь вновь станет уютным домом для тбилисской детворы во время летних каникул.

Ирина Джизмалиди

Предыдущая статьяМолодость, просиявшая подвигом
Следующая статьяОксана Кузьмина считает свою бабушку главным наставником
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.