Сегодня исполняется 200 лет с того дня, как на нашей малой Родине побывал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин

Карта маршрута семьи генерала Раевского и Александра Сергеевича Пушкина, утвержденного генералом Ермоловым

Известно, что великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского, возвращаясь в Россию по Ставропольскому тракту с Кавказских Минеральных Вод, проехал через Тифлисскую.

Это случилось 10 августа по старому стилю (23 августа по новому стилю) 1820 года. В нынешнем году этому знаменательному событию исполняется 200 лет.
Истина дороже
Два года назад я опубликовал в «Прикубанских огнях» очерк о возможном пребывании Александра Сергеевича Пушкина в станице во время путешествия по Кубани, в котором высказал версию его проезда вместе с семьей генерала Раевского в обход Тифлисской по Ставропольскому тракту (по современной улице Октябрьской нашей станицы). Но было бы приятно осознавать, что Пушкин все-таки побывал в Тбилисской. Эта мысль не давала мне покоя, да и мой друг Михаил Казаченко продолжал настаивать на этой версии.
Прочитав очерк историка
В. А. Соловьева «Казачье селение у Тифлисского редута», я понял, что моя первоначальная версия пушкинского маршрута ошибочна, так как в те годы объездного пути вокруг Тифлисской не было, он появился в 30-х годах 19-го столетия. Как говорится, гладко было на бумаге… Невольно вспоминаются стихи героя нашего очерка: «О, сколько нам ошибок трудных готовит просвещенья дух…». Но, как сказал один мудрец, истина дороже.
Итак, посыпав голову пеплом, я приступаю к рассмотрению новой версии события, связанного с пребыванием Александра Сергеевича в нашей станице. Надеюсь, что она станет окончательной, на радость землякам. Известно, что история не признает фантазий и сослагательного наклонения, а только документально подтвержденные факты. А факты таковы, что в 1820 году Ставропольский тракт проходил непосредственно через станицу, что по мере возрастания интенсивности движения создавало неудобство жителям, в связи с чем и был построен обводной участок Ставропольского тракта, который проходил вдоль северного фаса станичной оборонительной ограды (сегодня это улица Октябрьская). Станица была надежно защищена оборонительными сооружениями, состоящими из глубокого рва и земляного вала, поверх которого ставили двойной плетень с колючим кустарником-терном. В первые годы существования в оборонительных сооружениях станицы было двое ворот: Восточные, или Казанские (на пересечении современных улиц Крепостной и Красной) и Полевые ворота (на перекрестке улиц Первомайской и Миллионной), которые на ночь запирались и охранялись. Только через эти ворота в дневное время можно было въехать в станицу и выехать.
Итак, получив дополнительные исторические данные, я повторно подошел к ответу на поставленный вопрос: «Был ли Пушкин в Тифлисской?». Получается, был, проездом именно через станицу, объехать ее было невозможно.
Как это было?
А теперь давайте представим, как все было. Отдохнув в Кавминводах, возвращаться в Россию генерал Раевский решил через Ставрополь, Черноморию (земли Кубанского казачества), Крым и попросил своего боевого товарища – генерала Ермолова (командующего войсками на Кавказе) – обеспечить ему охрану от нападения черкесов по пути следования. Просьба была выполнена, Ермолов выделил охрану и утвердил маршрут поездки с указанием мест ночлега, по которому проехал генерал Раевский с детьми и Пушкин. Помимо этого, было приказано очистить дорогу от кустарников. Путь предстоял трудный и опасный, охрана состояла из 60 казаков, вооруженных заряженной пушкой с зажженным фитилем.
Возможную опасность Александр Пушкин выразил в стихах:
На берегу заветных вод
Цветут богатые станицы;
Веселый пляшет хоровод,
Бегите, русские девицы,
Спешите, красные, домой;
Чеченец ходит за рекой.
Отважные путешественники проехали расстояние от Ставрополя до станицы Тамань (510 км) за 6 дней – с 8 по 13 августа (по старому стилю) 1820 года.
Если посмотреть на представленную выше карту маршрута семьи генерала и Пушкина, утвержденного генералом Ермоловым, можно увидеть, что на ней обозначены даты ночевок (по старому стилю), из которых следует, что кортеж Раевского 9 августа 1820 года, переночевав в станице Кавказской, утром 10 августа выехал в сторону Тифлисской, в которую, учитывая среднюю скорость движения, прибыл в первой половине дня, въехав через Казанские ворота (перекресток улиц Красной и Крепостной), на которых была надпись: «Станица Тифлисская Кавказского линейного полка». Проезжавших через ворота приветствовал дозорный казак, дежуривший на деревянной сторожевой вышке.

Перекресток улиц Красной и Крепостной, где находились Восточные (Казанские) ворота станицы Тифлисской


Далее кортеж проследовал по улице Золотая осень (сейчас улица Красная) и въехал на центральную площадь, где, возможно, сделал остановку, чтобы напоить коней, поправить упряжь… Сегодня это площадь возле районного Дома культуры.
Немного помечтав, можно предположить, что прибывшего генерала встречало местное казачье начальство: не каждый день через станицу проезжают генерал – герой войны 1812 года. Но, к сожалению, никто из участников этой поездки в своих воспоминаниях не говорит об остановки в Тифлисской, а известный историк-краевед В. А. Соловьев в своей работе «Пушкин на Кубани», ссылаясь на мемуары статского советника Гаврилы Геракова, который присоединился по пути к кортежу генерала Раевского, пишет: «Проехали линейные станицы Казанскую, Тифлисскую, а затем и Ладожскую, получившие свои названия от редутов».
Опасно, потому и секретно
Не исключено, что отсутствие встречавших было связано с режимом секретности путешествия. Генерал Алексей Петрович Ермолов серьезно опасался пленения черкесами генерала Раевского: страшно подумать, какой пришлось бы платить выкуп.
О вероятности такого события Пушкин пишет в письме своему брату Льву: «Хотя черкесы сегодня нынче довольно смирны, но нельзя на них положиться; в надежде большого выкупа они готовы напасть на известного русского генерала. И там, где бедный офицер безопасно скачет на перекладных, высокопревосходительный легко может попасться на аркан какого-нибудь чеченца. Ты понимаешь, как эта тень опасности нравится мечтательному воображению».
Итак, кортеж генерала Раевского проехал через Тифлисскую
10 августа по старому стилю 1820 года, что соответствует 23 числу по новому календарю. Таким образом, можно считать абсолютно точно установленной дату прибытия Пушкина в ст. Тифлисскую, а именно 23 августа 1820 года, то есть 200 лет назад. Неплохо было бы ежегодно как-то отмечать этот день, например, «Пушкинскими чтениями».
Путешественники выехали из станицы через полевые ворота и по Ставропольскому тракту продолжили путь на запад, оставив в истории Тбилисской малый, но очень значимый след. А молодой Александр Пушкин, которому в то время исполнился 21 год, уезжал навстречу всемирной славе великого русского поэта.

Виктор Семяков

Предыдущая статьяПедагоги геймановского детского сада «Колосок» учат своих воспитанников правилам дорожного движения
Следующая статьяПоследняя награда нашего земляка Николая Михайловича Богданова нашла его спустя много лет после войны
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.