Появившиеся в районе электронные библиотеки призваны вернуть и взрослым, и детям интерес к «чтению ради удовольствия»

Чтение, книга, библиотека на протяжении всей истории развития общества привлекали лучшие умы человечества. А сегодня исследователи во всем мире отмечают наступление системного кризиса чтения.
Когда-то наша страна считалась самой читающей в мире, весь процесс обучения был настроен на привитие детям интереса к книге как к источнику знаний. Тиражи литературных произведений русских и зарубежных классиков исчислялись миллионами.
А сейчас места читающих книги в метро и автобусах заняли люди с айфонами, которые не читают классиков литературы, а смотрят «Тик-ток». Вместо читателей появились «тиктокеры». При всем положительном эффекте цифровых технологий это обратная сторона медали происходящего процесса, угрожающая уничтожением бумажной книги.
Как ни печально осознавать, но мы стоим на пороге окончания «золотого» века классической книги. Это беда не только России, в странах Запада, которые раньше пришли к цифровым технологиям, бумажные книги исчезают с пугающей скоростью.
Им угрожает участь глиняных табличек, свитков и напечатанных на машинке листов. Они будут выставлены в витринах коллекционеров как диковинки прошлого.

А как у нас?
С такими невеселыми мыслями я обратился к директору районной межпоселенческой библиотечной системы Галине Матвеевой с просьбой рассказать о состоянии библиотечного дела в районе и мерах, принимаемых для сохранения читательского интереса к литературе.
– Проблема выживаемости бумажной книги существует и в нашем районе, – рассказала она. – Цифровые технологии стремительно наступают, зрительные развлечения вытесняют интеллектуальное чтение. Этот процесс особо задевает молодежь, стремящуюся к эпикурейскому образу жизни. Выросло целое поколение людей с клиповым сознанием, которое просто не в состоянии задерживаться долго взглядом на странице книги.
В рамках национального проекта «Культура» коллектив централизованной библиотечной системы старается противостоять этому, внедряя новые и развивая традиционные формы обслуживания читателей, что позволяет сохранять их численность в библиотеках района на стабильном уровне. Это заслуга энтузиастов, преданных своему делу, общественников – любителей книги.
В возрастной структуре читателей первое место занимают дети младшего школьного возраста, затем следуют люди от 40 лет и старше. Активно пользуются услугами библиотек студенты средних специальных учебных заведений.
Цифра
382 305 экземпляров книг находятся в библиотеках района. Книжный фонд ежегодно обновляется и пополняется за счет краевого и районного бюджетов.

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни.
Однако популярность чтения в обществе снижается, особенно у молодежи.
В то же время, не читая книг, люди лишают себя возможности получить целый спектр полезных навыков: от пополнения словарного запаса до способности структурировать и правильно излагать свои мысли. Не говоря уже о том, что именно регулярное чтение развивает креативное мышление, учит фантазировать и формирует уникальный взгляд на вещи.
Стоит ли отказываться от всего этого ради того, чтобы поваляться часок-другой на диване перед телевизором или с гаджетом в руках?

Минус саморазвитие
Отказываясь от чтения даже самых посредственных произведений, не говоря уже о классике, люди в первую очередь лишают себя гармоничного развития и личностного роста, ведь книги позволяют не только погрузиться в неизведанные миры и отвлечься от повседневности, но и повысить грамотность, развить речь и память. Без умственной нагрузки мозг будет пребывать в расслабленном состоянии, а уж способность запоминать и усваивать важную информацию и вовсе останется несбыточной мечтой. Кроме того, нечитающий человек гораздо больше подвержен риску получить в будущем старческую деменцию. Вот такая нерадостная перспектива. А начинается этот патологический процесс с молодости, как правило, у людей, не дружащих с книгой.
Интернет заполнен «прикольными» опросами молодежи о литературных и исторических героях. Ответы некоторых из них шокируют, свидетельствуя о том, как далеки они от литературы.

Книга будет жить
Библиотека старается разнообразить процесс донесения книги до читателя: это индивидуальное абонентское обслуживание, услуги читального зала, читательские конференции, конкурсы, клубы по интересам, «Библионочи», поэтические вечера и многое другое.
– Мы ищем новые пути к сердцу читателя, готовим заявку на получения гранта «Модельная библиотека», которую предполагаем организовать в детской библиотеке, – рассказывает Галина Матвеева. – Сейчас отмечается снижение интереса к книге как к части культуры развлечения, но вымирание ей, во всяком случае, не грозит. Гаджеты, телевидение, интернет развиваются быстрее, но когда возникнет реальная потребность в мобилизации и повышении интеллектуального уровня общества, книга снова станет востребованной. Ведь это базовый институт интеллектуального общества.
У нас в районе на бюджетные средства организована электронная библиотека, которая представлена тремя специальными шкафами, установленными в парке имени Семыкина в станице Тбилисской, в хуторе Северокубанском и в селе Шереметьевском.

Что делать?
Так как же ответить на вопрос: «Читать или смотреть?». Ответ простой: если хотим быть высокообразованным, интеллектуальным обществом, если хотим сохранить русскую культуру, национальную идентичность, необходимо читать книги. И чем больше, тем лучше.

Мнения книголюбов
Анна Жаворонкова, поэт:
– В том, что молодежь мало читает, виноваты и семья, и школа. Книга утратила свою некогда ведущую роль в обучении и воспитании человека. Под натиском бурно развивающихся цифровых технологий родители перестали читать на ночь детям сказки, заменяя их мультиками и компьютерными играми. Да и сами чаще предпочтут посмотреть сериал, чем почитать книгу. Подрастая, дети читают не оригиналы, а электронные сокращенные версии произведений, положенных по школьной программе. Школа, в свою очередь, в погоне за интенсивными технологиями преподавания сокращает программы обучения русской литературе, нагружая детей многими не обязательными предметами. Постоянно читают книги только 10-15% школьников, а сдачу ЕГЭ по литературе выбирают лишь единицы. Что делать? Надо вернуть книгу в семью, детский сад, школу. Книга – это натуральный продукт, и он, как здоровое питание, со временем вернется в общество, заняв подобающее место.

Электронные библиотеки

В эпоху цифровых технологий не обязательно идти за книгой в библиотеку. Книги на дом выдает интернет. Даже если вы находитесь не дома, а например, в общественном транспорте, парке или в Доме культуры, есть возможность почитать книгу в электронном виде. Одной из форм такого сервиса являются электронные библиотеки, которые есть и у нас в районе, но мало кто о них знает. Это современная форма библиотечного обслуживания населения вне стен библиотеки. Некоторые эксперты, восхищаясь электронными книгами, пророчат постепенное умирание бумажных книг и библиотек. Посмотрим, так ли это.
Вместе с заведующей отделом компьютеризации Еленой Васильевой я побывал в парке имени Семыкина, где установлена электронная
библиотека.
У входа в парк стоит скромный «шкаф», который напомнил мне электрощитовую, только с необычными изображениями корешков книг с указанием авторов и мелкой надписью «Электронная библиотека». Библиотека рассчитана на владельцев смартфонов, с помощью которых нужно отсканировать QR-код на корешке книги, пройти по ссылке и открыть электронную версию произведения. Процесс абсолютно бесплатный и занимает не более 20 секунд.

ЦИФРА
В базу электронных
библиотек включены около
150 экземпляров книг – произведений русских и зарубежных классиков, не защищенных авторскими правами: Александра Пушкина, Николая Гоголя, Антона Чехова, Александра Грина, Фенимора Купера и других.

К нам присоединяется библиотекарь Нина Курдюмова, которой поручено наблюдать за этой электроникой. На мой вопрос, насколько популярна библиотека у посетителей парка, отвечает: «За полгода, как установили этот «шкаф», я ни разу не видела, чтобы кто-то подходил к нему и скачивал электронную книгу. Может, это делают вечером – не знаю».
Я спросил проходящих мимо бабушку с внучкой, которые часто здесь гуляют, знают ли они, что такое электронная библиотека. Ответ был отрицательный. А когда мы показали им «шкаф», объяснили, как пользоваться, они проявили интерес. К сожалению, в телефоне Галины Анатольевны – так представилась нам женщина – не оказалось сканера.
Галина Анатольевна посетовала на то, что данная новинка недостаточно разрекламирована: «Она без световой рекламы, какая-то незаметная, сколько раз проходила мимо – не обращала внимание».
Со слов директора Северокубанского КДЦ Ольги Некрытовой, электронные библиотеки также не очень популярны. Она считает, что причиной является не интересный для молодежи подбор литературы.

Кристина Минаева, юнкор СОШ №3:
– Книга помогает мне понять себя и других, погрузиться в мир мечтаний и дать волю фантазии. Читая рассказы, я погружаюсь в другое пространство и время, отключаясь от повседневных забот. Люблю читать, но особо мне интересны исторические книги, фантастика и мемуары. Я думаю, что рассказы на простом разговорном языке, без заумных слов в большей мере передают чувства автора и более доходчивы для читателя. На самом деле, все книги хороши, когда находят своего читателя. Чтение – не только увлекательное развлечение, они повышают интеллектуальный уровень, помогают найти ответ на давно терзающий вопрос. Поэтому призываю всех своих сверстников читать как можно больше, мечтать вместе с книгой и наслаждаться чтением.

Геннадий Кирсанов, ветеран журналистики:
– «Ребенка, который вырос среди волков, почти невозможно научить говорить. Он все равно будет выть по-волчьи. Человек, который не читает книг, – преступник. Нация, которая не читает книг, обречена на гибель» – эта известная аксиома Иосифа Бродского особенно актуальна и сегодня.
Из книг мы узнаем историю страны, всех народов, получаем научные сведения о Вселенной. Накапливаем опыт, умнеем и мудреем, учимся жить в обществе, ценить и любить людей. А это значит, становимся более интеллигентными. Сегодня, в век научного и технологического взрыва, книгу активно дублируют электронными носителями. В интернете можно быстро найти любую нужную вам книгу, которой нет в наших библиотеках. Один мой знакомый сказал мне, что в его смартфоне огромная библиотека. Но когда я попросил назвать хотя бы одну прочитанную книгу, он не смог назвать ни произведения, ни автора. Такова обратная сторона медали цифровых технологий.
А для людей старшего поколения книга стала другом с раннего детства и сопровождает их всю жизнь.
Сейчас, к сожалению, у молодежи интерес к книге угас, она предпочитает читать сокращенные электронные варианты литературных произведений, чем лишает себя возможности познать всю красоту писательского творчества и сопереживания чувствам героев. Да и школьная программа заточена больше на успешное написание итогового сочинения, чем на глубокое изучение литературы.
Мне как-то довелось проанализировать читательские формуляры школьников, и я выяснил, как и что читают старшеклассники. Результат меня разочаровал: они читают только то, что предусмотрено школьной программой, то есть чтение для них – обязаловка. Как вернуть интерес детей к книге, воспитать потребность в чтении? Это задача родителей и педагогов-филологов. Если решим эту проблему – сохраним русскую культуру.

Виктор Семяков