У горного селения Гизель состоялось боевое крещение Григория Трофимовича Яковенко

Колонна ветеранов войны колхоза «Кавказ» на параде 9 Мая. Слева от знаменосца – участник Второй мировой Григорий Трофимович Яковенко

Судьба Григория Трофимовича Яковенко – это судьба поколения, вступившего в самостоятельную жизнь в конце 30-х — начале 40-х годов.

Трудные испытания выпали на его долю. Озверевшие фашистские орды вероломно напали на Советский Союз. Гитлеровцы считали его «колоссом на глиняных ножках». Они надеялись на блицкриг – молниеносную войну, считая поход на СССР увеселительной прогулкой. Но они просчитались. Советский народ мужественно встал на защиту Отечества. Каждый понимал, что сражается за свободу, за жизнь и счастье будущих поколений. В этом был неиссякаемый источник отваги и героизма.

планы и мечты нарушила война

Григорию Трофимовичу и его сверстникам не довелось кружиться в вальсах, беззаботно отдаваться забавам молодости. Вместо модного костюма – серая шинель. Окопная земля. Кровь и стоны. Гибель боевых товарищей. Он вынес все эти лишения, чтобы сегодня сияло над нами мирное небо, чтобы никогда не смолкал радостный смех детей.

Кто из молодых не мечтал о будущем? Григорию оно виделось радостным и безоблачным: учеба, любимая работа. Но черным вихрем ворвалась война. Все, что казалось главным, первостепенным, отошло на задний план. Чувства и мысли были обращены теперь к одному – как можно быстрее избавить родную землю от фашистской нечисти.

Призвали Григория Трофимовича, когда подошел возраст – в 1942 году. Направили в пехотное училище, эвакуированное из Украины в Краснодар. Однако учиться ему не пришлось. Гитлеровцы вторглись в Северный Кавказ, вели интенсивное наступление. Вышел приказ училище перебазировать в Закавказье.

бросок на кавказ

В ту пору немцы уже подступили к перевалам Главного Кавказского хребта. Училище на новом месте расформировали. Курсанты ушли защищать Кавказ. Яковенко попал в 71-й отдельный танко-истребительный батальон во взвод автоматчиков. Командование Красной армии готовило сокрушительный контрудар по врагу.

Взвод, в котором воевал Григорий, состоял из призывников Краснодарского края. Все они были молоды и рвались в бой, чтобы отомстить за страдания народа. И вот этот день настал. Бойцы вышли к исходному рубежу, недалеко от горного селения Гизель. Едва забрезжил рассвет, «заговорила» советская артиллерия.

Артподготовка длилась более часа. Огонь вели «Катюши» и минометы, орудия разных калибров. Вражеские позиции покрылись дымом и пылью. Черную тучу, словно молнии, прорезали сполохи взрывов. Гром орудий стих так же внезапно, как и начался. Настала очередь пехоты. Было около шести утра. Где-то за горами поднималось солнце. Его лучи уже скользили по снежным вершинам. Казалось, будто снега обагрились кровью…

Стреляя на ходу, солдаты бросились вперед. Трудно передать, что ощущали они в эти минуты. И неудержимое стремление вперед, и подспудная боязнь быть сраженным – все смешалось в единое чувство – чувство первого боя.

– Помню только, мое сознание неотступно сверлила мысль: передвигаться короткими перебежками, использовать для маскировки неровности местности. Так учили нас накануне наставники, – вспоминал ветеран.

Взводом командовал лейтенант Котельников – кадровый военный, в училище он попал после ранения. Когда учебное заведение расформировали, остался со своими солдатами. Храбро сражался, воодушевляя необстрелянных бойцов своим примером.

В памяти Григория Трофимовича запечатлелась картина. Пробегая, он заметил расчеты противотанковых ружей, которые интенсивно вели огонь. Что за наваждение, подумал Яковенко, ведь впереди не видно никаких танков, лишь отступающие гитлеровцы порой мелькают, яростно огрызаясь. После он разгадал причину. Ему попался вражеский труп, у которого разрывом пули был выворочен весь бок, и он догадался, что это была работа пэтээровцев.

Оборона гитлеровцев была сломлена. Советские войска вступили в Гизель. Многие товарищи Яковенко остались навсегда на поле боя. Но враг тоже заплатил дорогой ценой. Подразделение, где сражался Григорий Трофимович, сменила 10-я гвардейская бригада, продолжая преследовать отступавших фашистов.

Освобождал новороссийск и керчь

Много военных дорог пришлось пройти моему герою после боя под Гизелью. Участвовал в сражении под Кореновском, где получил контузию. После выздоровления был направлен в разведвзвод 414-й стрелковой дивизии.

Оборонял Лысую гору близ Новороссийска. Затем вместе с другими его часть была десантирована в Цемесской бухте, вела бои за освобождение Новороссийска.

И снова десант. Теперь уже в Керчь. В сражении за этот город Григорий Яковенко получил несколько ранений и контузию. Многие месяцы провел в госпиталях. Состояние здоровья не позволило ему снова попасть на фронт. В 1944 он вернулся на Кубань и занялся восстановлением разрушенного войной сельского хозяйства.

Где бы ни пришлось быть Григорию Трофимовичу, никогда он не забывал боевое крещение под Гизелью. Для него была очень важна победа в его первом бою.

За мужество и отвагу, проявленные на полях сражений, Григорий Трофимович Яковенко был награжден орденом Славы III степени.

После демобилизации в 1944 году из-за ранения работал бригадиром в колхозе имени Ворошилова Павловского района. В 1953 году окончил ванновскую агрошколу. Трудился агрономом в ванновской МТС, старшим агрономом и бригадиром в колхозе имени Шевченко.

С 1974 года Григорий Трофимович возглавлял бригаду №1 колхоза «Кавказ». Он был умелым организатором и пользовался в хозяйстве большим уважением.

3 июля 1979 года жизнь этого удивительного человека трагически оборвалась. Однако память о нем до сих пор живет в воспоминаниях его односельчан. Отважный воин занимает достойное место в бессмертном полку Тбилисского района.

Ирина ДЖИЗМАЛИДИ

Предыдущая статьяПредприятия поборются за лидерство во внедрении бережливых технологий
Следующая статьяВ Кропоткине строится промышленный парк
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.