Война и мир в жизни Василия Никифоровича Рогова

Младший сержант Василий Никифорович Рогов, 1943 год

Наш земляк во время Второй мировой войны был наводчиком и командиром орудия на бронепоездах «Дзержинец» и имени газеты «Красная Звезда», а вернувшись домой, стал известным на весь край пчеловодом

После победы над фашизмом прошло долгих 75 лет. Но до сих пор обжигает сердце огнем, когда читаешь о подробностях страшных боев и испытаний, выпавших на долю поколений того времени. История жизни наших дедов является образцом героизма, мужества, трудолюбия и любви к Родине.

Сегодня мы расскажем о нашем земляке – ветеране Великой Отечественной войны Василии Никифоровиче Рогове.

До революции зажиточному казачьему роду Роговых принадлежали земли от улицы Веселой до яра, в районе улиц Горького и Дружбы станицы Тбилисской, где Роговы засевали поля и пасли скот. Во времена советской власти семья была раскулачена. Эту историю запомнила со слов отца и рассказала дочь Василия Никифоровича Нина Васильевна Глазунова. И сейчас дом по улице Веселой, в котором проживают потомки семьи, стоит напротив их бывшего земельного владения.

От «погоныша» до кавалериста

Родился Василий Рогов в 1916 году, за год до революционных событий. Суровое это было время, дети рано приучались к труду и подростки становились в один ряд со взрослыми, чтобы прокормить семью.

Двенадцатилетним мальчишкой Василий Рогов начал работать в колхозе «Литвинова» «погонышем» – погонщиком лошадей. Поскольку основной рабочей силой в то время были лошади и волы, то на эту работу брали мальчишек. С того времени на всю жизнь и появилась у Василия любовь к лошадям, которая осталась на всю жизнь, а также умение ухаживать и управлять ими. Через пару лет подростку доверили более сложную работу: теперь он пахал, сеял, боронил. В 1931 году в колхозе создали конеферму, где он стал табунщиком, а потом и бригадиром фермы.

В том же 1931 году Василия призвали на военную службу в Красную армию, надолго оторвав от колхозных дел. Навыки работы с лошадьми определили его дальнейшую судьбу: Василий стал кавалеристом. Служил он в 32-й кавалерийской дивизии, которая входила в 4-й кавалерийский корпус. Неспокойное время выпало на его службу. С сентября 1939 года принимал участие в польских событиях, защищая жизни и имущество жителей Западной Украины и Западной Белоруссии. В польском городе Ломжа прослужил он до января 1940 года. Затем участвовал в советско-финляндской войне, получил осколочное ранение в голову. Служил на турецкой, литовской границах, в Бессарабии у Карпатских гор и опять в Польше, а в октябре 1940 года после окончания службы был уволен в запас.

Боевой путь на бронепоезде

Недолго ему пришлось побыть дома: началась Великая Отечественная война, и Василий Никифорович 25 июня 1941 года был призван в запасной полк, где до января 1942 года обучался новой специальности – артиллериста, а уже в феврале попал на фронт, получил ранение и месяц пробыл в госпитале.

После лечения – снова в запасной полк на учебу, потом воевал в 17-м гаубичном артиллерийском полку, затем в 47-м отдельном артиллерийском дивизионе.

С июля 1942 года Василия Рогова, имеющего боевой опыт артиллериста, включили в команду бронепоезда №9 «Дзержинец».

Благодаря бережно сохраненной родными книжке красноармейца, в которой указан его послужной список, мне удалось с помощью интернета расследовать боевой путь героя и найти подробное описание одного из сражений, в котором он участвовал на бронепоезде «Дзержинец».

28 июня 1942 года в бой восточнее Щигров фашистами были брошены семь отборных дивизий. Бронепоезда 38-го и 62-го дивизионов оказались на острие вражеского удара. Этот день, 28 июня, стал трагическим для экипажей  трех бронепоездов.

Обратимся к воспоминаниям очевидцев. Вот что рассказывал командир бронепоезда №9 «Дзержинец» В. С. Балашов, в подчинении которого был Василий  Никифорович Рогов: «После немецкой бомбежки станции Черемисиново «Дзержинец» вышел на перегон в сторону разъезда Головинка и встал в небольшой выемке в полукилометре от позиции полевой артиллерии 297-го артиллерийского полка.

Прикрывая артиллеристов во время воздушного налета, бронепоезд сумел повредить два самолета противника и после окончания налета вступил в бой с немецкими танками и пехотой. Поступил приказ отходить за реку Тим. За бронепоездом начали двигаться немецкие танки, которые направлялись вдоль железнодорожной линии к станции Черемисиново. Во время прохождения станции огнем немецких танков было выведено из строя 76-миллиметровое орудие первой бронеплощадки. На перегоне от Черемисиново в сторону реки Тим «Дзержинец» попал под очередной авианалет. Движение вперед было невозможно, так как бронепоезд натолкнулся на подбитый бронепоезд №1 38-го дивизиона «Челябинский железнодорожник». Отход обратно тоже был невозможен: на станции уже были немецкие танки.

28 июня 1942 года в районе станции Чермисиново, прикрывая артиллеристов во время воздушного налета, бронепоезд «Дзержинец» сумел повредить два самолета противника и после окончания налета вступил в бой с немецкими танками и пехотой

После попадания противником во вторую бронеплощадку бронепоезд оказался полностью безоружным. Оставшиеся в живых члены экипажа «Дзержинца» начали отход на станцию Касторная. В бою из личного состава бронепоезда были убиты 11 человек и 10 ранены. К месту сбора в Касторную прибыли 27 человек».

Также в этом сражении были разбиты бронепоезда №1 и №2 из 38-го дивизиона. Оставшиеся в живых бойцы этих трех бронепоездов, в том числе и Рогов, были отправлены в Москву для комплектации новых двух бронепоездов, изготовленных московскими рабочими. Таким образом, младший сержант Рогов с 22 августа 1942 года был включен в состав 38-го отдельного дивизиона бронепоездов на бронепоезд №730 имени газеты «Красная Звезда»,  построенный на деньги, собранные работниками этой газеты. Он был более усовершенствован технически, став в некоторой мере гибридом классического бронепоезда и танка.

Дело в том, что на артиллерийские площадки ПЛ-43 устанавливались башни от танков Т-34, вооруженные 76-миллиметровыми пушками Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ. Вдобавок к танковой башне на ПЛ-43 имелись два пулемета ДТ в амбразурах. Боекомплект одной бронеплощадки составлял 168 снарядов и 4500 патронов. Благодаря установке на бронеплощадку танковой башни боевой потенциал поезда увеличился. Это случилось из-за более эффективной пушки, новых прицельных устройств и возможности вести огонь по всем направлениям. Как результат, бронепоезд мог успешно бороться с большинством немецких танков того времени.

Две зенитные площадки ПВО-4 вооружались двумя автоматическими пушками 61К калибра 37 миллиметров либо двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК.

23 августа 1944 года бронепоезда поддерживали огнем наступление частей 51-го стрелкового корпуса в районе города Роман. При этом наше командование отмечало, что они действовали «исключительно слаженно и эффективно».

На бронепоезде №730 имени газеты «Красная Звезда» наш герой был наводчиком и командиром орудия, воевал до окончания войны.

Его богатый боевой опыт и воинская доблесть прописаны в наградном листе от 10 июля 1945 года: «Младший сержант Рогов Василий Никифорович – участник Великой Отечественной войны пяти фронтов: Юго-Западного, Брянского, Воронежского, Северного, 2-го Украинского – за время пребывания в 38-м дивизионе показал себя дисциплинированным, знающим свое дело. В боевой обстановке всегда при орудии, ведет себя хладнокровно, уверенно, храбро, не боясь опасности, является отличником боевой и политической подготовки, материальную часть орудия содержит в полной готовности. Свой боевой опыт передает товарищам. За отличную боевую и политическую подготовку, за храбрость и отвагу в боях Василий Никифорович Рогов удостоен награждения медалью «За отвагу». Также он имеет много других военных наград».

Мирное время – трудовые победы

Отгремели бои, и Василий Никифорович в 1946 году вернулся в свой любимый колхоз, где первые три года проработал пожарным, а потом перевелся в отряд пчеловодов, что и стало главным делом его жизни. Работая на пасеке колхоза «Литвинов», с октября 1950 года переименованного в «Кавказ», он в совершенстве освоил это интересное дело. Сначала был пасечником, а потом возглавил ее, став заведующим.

В мирное время Василий Никифорович Рогов активно занимался с молодежью, передавая свой богатый опыт кавалериста. От имени краевого казачьего руководства он награжден крестом 1 степени «За возрождение казачества». Фото начала 70-х годов

О его трудовых достижениях говорят новостные сообщения тех лет: «…Одесскому фармацевтическому заводу уже отправлено
15 килограмм пчелиного молочка…», «…Лучших показателей добился заведующий пасекой Рогов Василий Никифорович, который собрал три с половиной килограмма маточного молочка…», «…Пчелопасека продала уральцам 100 пакетов пчел…».

У Василия Никифоровича 43 года непрерывного трудового стажа в колхозе «Кавказ», из них 27 лет он работал пасечником. Ветеран труда охотно делился опытом с молодыми пчеловодами. Не раз получал почетные грамоты и благодарности от правления колхоза, награжден бронзовой медалью ВДНХ. Во время зимовки пчел он трудился в бригадах хозяйства, где не хватало рабочих рук. С пчелами работал до тех пор, пока не отпраздновал свой 70-летний юбилей. Люди вспоминают его гостеприимство на пасеке, где всегда были припасены полная чашка меда и хлеб. Даже если хозяина на месте не было, можно было зайти и отведать оставленное на столе угощение.

Василий Никифорович Рогов свою мирную жизнь посвятил пчеловодству и работе на пасеке колхоза «Кавказ». За успехи в труде награжден бронзовой медалью ВДНХ

Казачья доблесть и вечная слава

Василий Никифорович не забыл и свое пристрастие к лошадям. В годы возрождения казачества был в первых рядах, восстанавливая конные казачьи войска на базе конефермы колхоза «Кавказ». Он  передавал свой опыт молодежи, обучая их навыкам седловки, верховой езды, казачьей джигитовки, готовил к показательным выступлениям на скачках. От имени краевого казачьего руководства Рогову вручен крест первой степени «За возрождение казачества».

Василий Никифорович был общительным и мудрым человеком, весельчаком, постоянным тамадой на свадьбах, любил людей, и они отвечали ему взаимностью. Всегда активный, с сильным казачьим характером, целеустремленностью в жизни, добросовестным отношением ко всем делам, с любовью к земле и своему краю. У многих в памяти остался этот красивый, рослый и широкоплечий казак в бурке и казачьем обмундировании на конной тачанке. Умер ветеран в 1997 году в возрасте 81 года.

Семья бережно хранит военные реликвии, множество боевых и трудовых наград, заслуженных героем.

У Василия Никифоровича 3 детей, 5 внуков и 7 правнуков, для них он гордость и пример мужества, патриотизма и силы характера. Человек, проживший нелегкую жизнь, полную борьбы и мирного созидания, оставивший яркий след в памяти земляков.

Катя Харитонова и Ярик Дейкин гордятся своим прадедом

Анна Жаворонкова

Предыдущая статьяБолее 23 млн рублей на ремонт и оснащение материально-технической базы учреждений культуры Тбилисского района выделено в этом году
Следующая статьяВ Краснодарском крае за сутки подтверждено 90 случаев коронавирусной инфекции
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.