В этом году увидела свет книга «Русский крест» нашего земляка из станицы Ловлинской, кадрового военного Александра Василеги

Иван Пантелеевич Василега

В предисловии к книге автор дает объяснение, почему именно так назвал свое новое произведение: «Захватнические войны на протяжении многих веков выбивали нашу страну из нормального ритма развития, уносили миллионы жизней соотечественников, несли горе и разруху.

Но каждый раз мы находили в себе силы к сопротивлению и побеждали. При этом защищали не только себя, но и оказывали помощь другим народам. Так было в древней Руси, в царские и советские времена. Так будет и впредь. Это историческая миссия России, это наша доля, наш крест – русский крест».
В книге Александр Михайлович рассказывает о своих земляках, которые с честью пронесли этот тяжелый крест в годы Великой Отечественной войны. О двух из них мы сегодня расскажем нашим читателям.
Наводчик миномета Иван Василега
Он родился в обычной крестьянской семье, в которой детей в те времена рано приобщали к деревенскому труду. Иван и его трое братьев с малых лет умели ходить за плугом, сторожить в степи лошадей, пасти коров.
Перед самой войной юноша успешно окончил семь классов ловлинской начальной школы №34. Учился хорошо и мечтал получить профессию учителя. Однако этому не суждено было случиться. Началась война.
К июню 1941 года Ивану еще не исполнилось 16 лет, потому на фронт его не взяли. После призыва отца в Красную армию он остался старшим мужчиной в семье. Работал в колхозе конюхом, ездовым, прицепщиком на тракторе.
В августе 1942 года в станицу пришли немцы. После освобождения Ловлинской Ивана и его друзей – Михаила Каширина и Дмитрия Ткаченко – призвали на военную службу.
Свой боевой путь они начали зимой 1943 года в составе учебного подразделения 295-й стрелковой дивизии 37-й армии Северо-Кавказского фронта в районе станицы Славянской Краснодарского края.
Обучение новобранцев проходило в реальной боевой обстановке. Курсанты учебного батальона несли боевую службу наравне с бойцами других подразделений: рыли окопы и укрытия для орудий, охраняли боевые порядки батальона, подносили снаряды, помогали раненым, выполняли хозяйственные работы. Дополнительно к этим обязанностям они изучали военную технику и вооружение, занимались строевой и физической подготовкой.
Обучение длилось около трех месяцев. После окончания учебы всем троим присвоили воинское звание младший сержант. Ивана, Михаила и Дмитрия назначили наводчиками миномета.
Вся дальнейшая военная служба Ивана Пантелеевича Василеги проходила в составе 1040-го стрелкового полка 295-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии. Вместе с друзьями он прошел боевой путь от Славянска-на-Кубани до города Кюстрин в Германии.
Бойцы 295-й стрелковой дивизии освобождали от фашистов украинские города Очаков, Херсон, Николаев, Одессу, принимали участие в Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской наступательных операциях и штурме Берлина.
В боях в Николаевской области сержант Василега был награжден медалью «За боевые заслуги», а при освобождении Одессы – медалью «За отвагу».
В январе 1945 года Ивана Пантелеевича направили на курсы по подготовке младших офицеров. В середине марта он их успешно окончил, и ему было присвоено первое офицерское звание – младший лейтенант. Вернулся в свой полк он уже на должность командира стрелкового взвода.
15 марта 1945 года Иван Пантелеевич написал письмо родным с фронта. Как впоследствии оказалось, последнее. В него он вложил свою единственную фотографию с фронта. Ему было неполных 20 лет. Он очень хотел вернуться в отчий дом, стать учителем, иметь семью и детей. Но, увы… Ровно через две недели после того, как юноша получил звание младшего лейтенанта, он погиб.
До Великой Победы оставался месяц.
Ивана похоронили на кладбище у немецкой церкви в селе Альтшаумбург, в районе города Кюстрин. После войны эти земли отошли Польше. Церковь и кладбище поляки разрушили до основания, а советских воинов перезахоронили. Куда? Чтобы узнать ответ, автору книги «Русский крест», представителю рода Ивана Пантелеевича Василеги, понадобилось 10 лет. В поиске ему помог польский Красный Крест, сотрудники которого выяснили, что прах нашего земляка после перезахоронения покоится в могиле №CW-1-47 на советском кладбище в городе Хойна Западнопоморского воеводства Польши.
Лагерный кошмар пулеметчика Гайдая
Другой герой книги «Русский крест» – Мефодий Афанасьевич Гайдай – уроженец Украины. Он родился в селе Крутенькое Голованевского уезда Кировоградской волости в конце 19 века в бедной многодетной семье.

rbt


В середине 20-х годов прошлого столетия женился на односельчанке Лукерье Цымбал. До переезда на Кубань работал в местном колхозе разнорабочим. Вместе с супругой растил четверых сыновей и дочь.
Когда началась финская война, Мефодий Афанасьевич был направлен на фронт. После возвращения он решил увезти семью подальше от западной границы СССР. Так Гайдай оказался на Кубани, в станице Ловлинской.
С первых дней Великой Отечественной Мефодия Афанасьевича призвали в армию. Он принимал участие в боевых действиях при обороне Одессы в составе 25-й стрелковой Чапаевской дивизии.
…Врагу не удалось с ходу прорваться к городу, но, обойдя его, он вышел к морю восточнее. Основные силы чапаевцев оказались в южном секторе обороны. Четвертого сентября 1941 года подразделение, в котором служил Гайдай, окружили немцы. Мефодий Афанасьевич попал в концентрационный лагерь для военнопленных №7 в Бельцах в Молдавии. Два с половиной года продолжался для него лагерный кошмар. Но он сумел выжить в этом аду.

В лагере №7 в Бельцах умерло самое большое количество наших соотечественников. Те же, кто выжил, подвергались нещадной эксплуатации. Они работали по 20 часов в сутки в металлургической и горной промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве. До 1 мая 1944 года в плену, согласно немецким данным, погибли
3 291 157 советских военнопленных.


26 марта 1944 года в Бельцы вошли советские войска и освободили наших военнопленных. В их числе был и рядовой Гайдай, которого сразу же направили в фильтрационный лагерь для проверки органами военной контрразведки. Эта процедура длилась несколько месяцев.
В августе 1944 года Мефодия Афанасьевича вновь призвали в ряды Красной армии и направили в 223-ю стрелковую дивизию 46-й армии на 3-й Украинский фронт. Воевал он пулеметчиком в составе 1037-го стрелкового полка 223-й Белградской стрелковой дивизии. Участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии.
Мефодий Гайдай погиб 28 марта 1945 года в наступательном бою за деревню Деглер в районе города Комаром на территории Венгрии. Этот мужественный человек, которого не сломили ни суровые испытания в боях при обороне Одессы, ни ад вражеского плена, ни унижения в фильтрационном лагере, ни ожесточенные бои в самом конце войны, остался верен солдатской присяге и с честью исполнил воинский долг перед своим народом и родным Отечеством.
Прах Мефодия Афанасьевича покоится в братской могиле на окраине венгерского села Моча.

Ирина Джизмалиди

Предыдущая статьяВеликая Отечественная в памяти трех поколений
Следующая статьяТбилисские активисты регулярно проводят вблизи рек акции под девизом «Чистые берега»
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.