Если ребенок не научился правильно выговаривать звуки, обратитесь к логопеду

Проблема нарушения звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста во все времена актуальна. Одни родители считают, что само пройдет, другие идут за помощью к специалисту.
О том, чем может помочь логопед вашему ребенку в формировании правильной речи, мы попросили рассказать Татьяну Шабанову.
Татьяна Владимировна – учитель-логопед отделения психолого-педагогической реабилитации ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр». Более десяти лет она помогает мальчишкам и девчонкам с ограниченными возможностями научиться выговаривать отдельные звуки, а некоторых даже говорить.
В работе Татьяну Владимировну отличает важное профессиональное качество – она умеет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, проявляет терпение, чуткость и отзывчивость. Много времени уделяет и работе с родителями, давая им рекомендации о том, как помочь ребенку.
Татьяна Владимировна постоянно работает над совершенствованием своего мастерства: проходит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Полученные знания с успехом применяет на практике.
По ее словам, наибольшей наградой для нее являются не многочисленные грамоты и благодарственные письма, а правильная речь ее воспитанников и слезы радости на глазах родителей от сказанных слов ребенка, которых они уже давно не мечтали услышать!
– Татьяна Владимировна, кто же такие логопеды и чем они могут помочь родителям при подготовке ребенка к школе?
– Очень многие считают, что логопеды – это те, кто учит правильно говорить букву «Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не все, чем занимаются логопеды.
Да, мы учим правильно произносить звуки, обобщать предметы, но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику… Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь все родители хотят, чтобы ребенок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не поможет преодолеть все трудности, возникшие в детском саду, то они будут преследовать ребенка и в школе.
Если он, к примеру, не умеет красиво и правильно рассказывать, то ему трудно будет учить историю, географию, литературу – словом, все те науки, которые требуют пересказа. Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, ему сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
Конечно, если ребенок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
– Каковы основные причины неправильного звукопроизношения у детей?
– Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых, двуязычие в семье и так называемое сюсюканье.
Если у родителей имеются дефекты звукопроизношения, например, папа или мама не выговаривает звук «р» или «л», то и ребенок будет подражать и говорить неправильно. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи семейной картавости. В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.
В логопедической практике сегодняшнего дня актуальной стала проблема двуязычия, когда в семье говорят на двух разных языках. Оценить специалисту уровень развития речи такого ребенка затруднительно из-за билингвизма в семье, где чаще домашнее общение происходит на родном языке. Конечно, нельзя заставить говорить по-русски, но важно разъяснить родителям, что речь формируется изначально благодаря определенной речевой среде, в которой находится ребенок. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия иностранным языком.
Следующей причиной возникновения дефектов звукопроизношения может стать ситуация, когда родители начинают сознательно подстраиваться под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но и утрачивает стимул для совершенствования собственной речи, ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется квалифицированная помощь логопеда.
Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической некомпетентностью родителей.
Все перечисленные причины неправильного произношения мешают ребенку самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением.
– Что делать в таких случаях?
– Необходимо немедленно обратиться к логопеду, получить консультацию по проведению занятий с ребенком в домашних условиях и не ждать, когда у него звукопроизношение само станет нормальным.
– Большое спасибо за интервью.
Ну что ж, подводя итог, делаем вывод, что задача логопеда – помочь ребенку вовремя преодолеть все возникающие у него трудности звукопроизношения. А родителям надо помнить, что детство – это важный этап подготовки к будущей жизни.

Алина Николаева

Предыдущая статьяБлагодаря Виктору Кутняшенко в станице Тбилисской возведено около 70 значимых объектов
Следующая статьяФронтовые дороги Анатолия Гордиенко пролегли по Крыму
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.