Зинаида Васильевна Кременецкая, проживающая в райцентре, – долгожительница Тбилисского района.
С того дня, когда в многодетной семье супругов Василия Яковлевича и Лукерьи Ивановны Глазуновых родилась четвертая дочь, минуло 95 лет. Девочку, появившуюся в 1929 году в селе Голахово Саратовской области, назвали Зиной.
После страшного голода – ужасы войны
Вспоминая свое детство, Зинаида Васильевна поделилась жуткими событиями 1933 года, когда не только в ее родном селе, но и по всей стране свирепствовал страшный голод.
– Мне и сестренкам постоянно хотелось есть, но маме порой, кроме воды, нечего было нам предложить. Чтобы хоть как-то утолить мучавший нас голод, ели лебеду, ягоды, грибы. Выручало еще и то, что папа был портным. За свою работу он брал не деньгами, а продуктами. Благодаря этому наше большое семейство выжило в ту суровую годину, хотя народу в селе в тот год умерло много, – рассказала моя собеседница.
Не успела семья оправиться от голода, началась Великая Отечественная война. Отец, как и другие односельчане, ушел сражаться с немцами. После всеобщей мобилизации в селе остались лишь женщины, старики и дети.
Зине шел 13-й год, когда фашисты оккупировали ее родное село. Подростки и их матери от зари до зари гнули спины на гитлеровцев, работая на фермах и в полях.
– Когда советские войска освободили Голахово, жизнь легче не стала. Фашисты при отступлении разрушили все, что еще мало-мальски уцелело. Подростки и старики день и ночь своей неустанной работой вносили неоценимый вклад в Великую Победу, – вспоминает свидетельница тех суровых лет.
За непосильную работу, которую взвалила на ее детские плечи война, Зинаида Васильевна награждена медалью «За самоотверженный добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Согласно федеральному закону «О ветеранах» ей присвоен статус участницы Второй мировой войны.
Отец Зинаиды Васильевны хоть и вернулся с фронта живым, однако так был изранен, что вскоре умер на больничной койке.
– Маме, конечно же, пришлось непросто с нами. Но после войны вдов, у которых в семье насчитывалось по пять и более детей, было много. Они безропотно несли свой тяжкий крест и делали все возможное, чтобы своих ребятишек не только прокормить, но и выучить, – рассказала моя героиня.
Пустили корни В Тбилисской
Однако годы шли и жизнь постепенно налаживалась. Дети предвоенной поры повзрослели. И вот уже Зина сменила свою девичью фамилию на фамилию мужа. У нее появилась своя семья, которой она очень дорожила.
В 1971 году супруги Кременецкие решили уехать из села. Новым местом проживания выбрали станицу Тбилисскую. К тому времени у Зинаиды Васильевны и Ивана Захаровича уже было два сына – Владимир и Николай – и дочь Ольга.
Купили домик, обустроили его на свой вкус. Героиня моего рассказа пошла работать в зерносовхоз «Кропоткинский», а супруг трудился в МСО. Кременецкие на этих предприятиях проработали до ухода на заслуженный отдых.
Жили небогато, но дружно
Зинаида Васильевна трудилась в полеводческой бригаде, члены которой занимались выращиванием овощей. Еще за ними были закреплены сад и виноградник. Коллектив состоял в основном из женщин, а возглавляла его знаменитая в то время на весь Тбилисский район депутат райсовета Антонина Дытченко.
– Мы ее уважали, она была строга, но справедлива. До сих пор не забыла, как всей бригадой провожали Антонину, уже не помню ее отчества, в Москву. Ее избрали делегатом партсъезда. Сейчас уже и не вспомнить, какого по счету. Дело было зимой. Райкомовские работники, скорее всего, за счет средств, выделенных дирекцией совхоза, приодели нашу бригадиршу: купили ей хорошую шубу, сапоги, шапку, платья. С нетерпением ждали мы ее возвращения домой. Антонина рассказывала нам об экскурсиях по Москве, в Мавзолей Ленина, как выглядели Дворец съездов, Кремль, – говорит моя собеседница.
По словам Зинаиды Васильевны, дирекция совхоза проявляла немалую заботу о рядовых тружениках: помогала стройматериалами для ремонта и постройки дома, бесплатно выделяла туристические путевки по городам советских республик, животноводы и полеводы проводили трудовые отпуска на Черном море, где у хозяйства были свои базы отдыха.
– Мы в те годы жили небогато, но дружно. Порой устанешь за день, а тут соседка приходит с приглашением на лавочке посидеть, песни попеть. Не мешкая, собираешься и идешь. А сколько было радости, когда наши дома к газопроводу подключили! По этому поводу за двором выставили столы, которые от еды ломились, и чуть не до утра всей улицей гуляли, – вспоминает Зинаида Васильевна и после небольшой паузы с улыбкой добавляет. – Времена меняются, как и сама жизнь. Сегодня у всех на калитках замки, да и лавочек на улицах уже не стало.
Песни далекой молодости
Из трех детей у Зинаиды Васильевны осталась одна дочь. После продолжительной болезни ушел в мир иной и ее супруг. Однако свой век моя героиня доживает не одна. Любимая мама под надежным крылом дочери Ольги. Регулярно навещают бабушку внуки и правнуки, которых у нее двенадцать.
В день юбилея большая дружная семья устроила ей праздник. Кроме самых дорогих и близких людей, у Зинаиды Васильевны в гостях побывали сотрудники районного Совета ветеранов, администрации Тбилисского поселения, артисты Тбилисского культурно-досугового центра, исполнившие для юбилярши песни ее далекой молодости.
Опора семьи
Покидала я уютный дворик, где незаметно пролетело время за беседой с Зинаидой Васильевной, когда над станицей уже сгущались вечерние сумерки. Еще и еще раз вспоминая разговор с этой удивительной женщиной, жизненный путь которой был труден и тернист, все больше убеждалась в том, что она и есть главный стержень большой семьи Кременецких, которая и в радости и в горе представляет собой единое целое. И такой семья стала благодаря мудрой, трудолюбивой русской женщине – Зинаиде Васильевне, знающей не понаслышке, что такое голод 1933 года и Великая Отечественная война, унесшая множество человеческих жизней.
Ирина Джизмалиди