Все мы являемся потребителями различных товаров и услуг. Но не всегда то, что продается, надлежащего качества. Куда обратиться, если вас не устраивает товар? На эти и другие вопросы ответил начальник отдела экономики администрации района Александр Ерошенко.

Начальник районного отдела экономики Александр Ерошенко


– Александр Алексеевич, какие законодательные нормы защищают потребителей?
– Защита прав потребителей на территории РФ регламентируется Законом от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».
Потребитель – человек, приобретающий, заказывающий или использующий товары, работы, услуги исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

– Можно ли вернуть купленный в магазине товар, если он не понравился или не подошел по размеру?
– Можно, но до предъявления требования к продавцу нужно убедиться, что товар отвечает всем обязательным условиям. В соответствии со статьей 502 ГК РФ товар должен быть непродовольственным.
Продовольственные товары, будучи качественными, не подлежат возврату ни при каких условиях.

К сведению
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца в течение 14 дней с момента покупки, если указанный товар не подошел:
по размеру;
габаритам;
фасону;
расцветке;
комплектации.

Обмен товара надлежащего качества возможен, если соблюдены следующие условия:
— он не был в употреблении;
— сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара.

В случае отсутствия аналогичного товара у продавца потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег. Данное требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара.

– А если товар приобретается дистанционно, через интернет, на что нужно обратить внимание?
– Довольно часто можно встретиться с хитростью, на которую идут продавцы, реализующие товар дистанционным способом: в документах, которые передаются вместе с товаром, может стоять пункт «Настоящим подтверждаю, что товар приобретен мною не дистанционным способом».
Внимательно изучите документы, которые вам передает курьер вместе с товаром на подпись.

Внимание
Первым отличием от обычного способа покупки является право покупателя на отказ от приобретения в любое время до фактического получения товара без какого-либо объяснения причин.

Вторым отличием от обычного способа покупки является то, что срок возврата товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, составляет не 14,
а 7 календарных дней.

Третьим отличием от обычного способа покупки является то, что на товар, купленный в интернете, не распространяется перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Вы можете возвращать любые товары, включая невозвратные. Это значит, что при соблюдении сроков и при сохранении товарного вида изделия (отсутствие применения) можно вернуть парфюмерию, лекарственные средства, мебель, медицинские инструменты, товары личной гигиены и т. д. Исключение составляет только несоблюдение сроков возврата, и случаи, когда товар в силу своих индивидуальных показателей может быть использован только конкретным покупателем: например, изготовлен на заказ специально для него. Срок возврата денежных средств – 10 календарных дней.

– Что можно требовать при обнаружении в товаре недостатков?
– Потребитель вправе по своему выбору потребовать безвозмездного их устранения, соответствующего уменьшения цены, безвозмездного изготовления другой вещи такого же качества или повторного выполнения работы.

– Существуют ли сроки для удовлетворения требования покупателя?
– Да. Десять дней – это срок для удовлетворения требований потребителя по работам и услугам. Он отсчитывается со дня предъявления требования.

– Александр Алексеевич, кто отвечает за проданный некачественный товар – продавец или владелец магазина?
– Ответственность за это несет владелец магазина. В случае обращения покупателя в магазин продавец обязан направить товар на экспертизу, по результатам которой будут установлены причины, повлекшие к неисправности товара. Если по результатам экспертизы установлена вина производителя или продавца, то последний производит гарантийный ремонт, замену на аналогичный новый товар либо возврат денежных средств. В случае несогласия потребителя с заключением экспертизы качества он вправе самостоятельно обратиться к любому эксперту в области качества, имеющему лицензию на осуществление деятельности.

– Можно ли потребовать на время ремонта аналогичный товар?
– Если ремонт предполагает срок не меньше 7 дней, то потребитель вправе в письменном виде обратиться к продавцу с требованием выдать ему подменный товар, обладающий идентичными качествами. Срок рассмотрения данного обращения – 3 дня.

– Что делать, если утерян чек на некачественный товар?
– В этом случае потребитель имеет право привлечь свидетелей или иные доказательства – видео, фото, подтверждающие приобретение товара у конкретного продавца.

Контакты
Защитой прав потребителей
занимаются:
— сектор потребительской сферы отдела экономики администрации района. Адрес: ст. Тбилисская,
ул. Первомайская, 17, кабинет 409, телефон: 8 (86158) 3-27-91;
— территориальное управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах.
Адрес: г. Кропоткин, ул. Красная, 67, телефон: 8 (86138) 6-21-15;
— мировой судебный участок №266 Тбилисского района.
Адрес: х. Северин, ул. Ленина, 22, телефон: 8 (86158) 6-65-28.
Также потребители могут обратиться к адвокату или законному представителю для защиты своих прав.

Самым надежным и действенным порядком защиты прав потребителей является судебный порядок. Он состоит из нескольких этапов: подача заявления в судебное учреждение, рассмотрение судьей дела в порядке, предусмотренном ГПК РФ, вынесение решения суда о защите прав потребителя.

Ирина Туманова