Геннадий Кирсанов — ветеран журналистики

Счастливое семейство Кирсановых в полном составе: Игорь, Геннадий Афанасьевич, Валентина Владимировна, Володя

Этим людям мы обязаны всем тем, чего добилась наша страна. Это они в годы войны, будучи
детьми и подростками, вместе со взрослыми растили хлеб, стояли у станков, внося свой посильный вклад в Победу над врагом. Это они в 50-х восстанавливали разрушенную войной страну, трудились на гигантских комсомольских стройках 60-70-х годов, создавая экономическую мощь державы. Сейчас они на заслуженном отдыхе и продолжают передавать свой опыт и трудовой энтузиазм следующим поколениям. В жизни мне везет на встречи с интересными людьми, не стала исключением и эта.
Знакомство
С Геннадием Афанасьевичем Кирсановым я знаком не первый год, еще с тех пор, как он в 90-х вел передачи районного радио. Я часто читал у него в студии санитарно-просветительские лекции. Затем встретились в литературной гостиной при районной библиотеке, уже будучи пенсионерами, обнаружилась общая любовь к литературе и, в частности, к поэзии. Я обратил внимание на его правильную речь, начитанность, знание наизусть многих стихов, профессионализм в филологии и журналистике. Он проводил интересные мастер-классы по литературе.
Когда узнал, что ему исполнилось 80 лет, я удивился: не верилось, что этому моложавому, энергичному и жизнерадостному мужчине уже девятый десяток. Подумал, что он очень подходящий герой для очерка.
После нескольких телефонных переговоров и моих настойчивых предложений Геннадий Афанасьевич преодолел свойственную ему от природы скромность и дал согласие на интервью.
Первые впечатления
И вот я подъезжаю по указанному адресу на улице Редутской. Вижу оригинальный, аккуратный дом, говорящий об архитектурном вкусе хозяина. Отсутствие собаки и наличие звонка свидетельствуют об открытости и гостеприимстве здесь живущих. На звонок вышли Геннадий Афанасьевич и приятной внешности его супруга Валентина Владимировна. В доме чисто, уютно, интерьер оформлен без излишеств, но с хорошим вкусом. Сразу видно, что здесь живут интеллигентные люди.
Родился в озерном крае
Родился Геннадий Афанасьевич 7 июня в довоенном 1939 году в поселке Васильевский Мох Калининской области, сейчас Тверской. Места здесь привлекательные для грибников, ягодников, рыбаков и охотников. Легенда гласит, что в эти края приезжал на охоту сам граф Лев Николаевич Толстой.
Народ во все времена занимался здесь добычей торфа, на одном из торфопредприятий работал и отец Геннадия, Афанасий Дмитриевич. Мама, Екатерина Тимофеевна, была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Гена по возрасту был вторым ребенком.
Эвакуация
Великую Отечественную войну он знает со слов родителей: ему было два годика, когда она началась. Немцы заняли Калинин 17 октября 1941 года, поселок торфопредприятия оказался в зоне боевых действий, а за несколько дней до этого отец изготовил огромные сани (уже выпал снег) и погрузил в них семью. Из ценных вещей с собой взяли только швейную машинку «Зингер». Вместо лошади впрягли в сани корову – тогда многие так делали, ведь все лошади были мобилизованы в армию – и отправились в эвакуацию в деревню Бронево, что в 30 километрах от их поселка. Немцев дальше Калинина Красная армия не пустила, гигантская военная машина армий «Центр» забуксовала.
Счастливый случай
Отец, будучи коммунистом, ушел в ополчение и выполнял особые задания в тылу врага. У него был боевой опыт участия в финской войне. Гена помнит, что отец с той войны привез трофейные финские лыжи.
Во время Великой Отечественной Афанасий Дмитриевич остался в живых благодаря случаю. Перед очередной вылазкой в тыл врага он заболел, очень сильно кашлял – обострился бронхит, приобретенный на финской. На задание его не взяли, а группа в полном составе погибла. Еще был случай: бойцы в траншеях рыли норы, в которых укрывались от непогоды и отогревались от трескучих морозов. Такая нора была и у Афанасия. Однажды командир направил его с заданием в тыл, а товарищ попросился «на квартиру» в его нору. Отойдя метров сто, Афанасий услышал взрыв, вернувшись, увидел, что снаряд попал точно в его убежище. Видно, не суждено было ему погибнуть на войне, и он дошел до Победы. За выполнение особых заданий в тылу врага награжден орденом.
Жители деревни Бронево приветливо встретили беженцев, всех расселили по домам, оказали всяческую помощь, одним словом, чего удивляться – русские все такие.
Возвращение домой
Эвакуация длилась недолго, через два месяца Красная армия освободила Калинин, и беженцы вернулись домой. Здесь они узнали, что не все жители эвакуировались, были и те, которые с нетерпением ожидали прихода немцев, но не дождались. Один из предателей подготовил для немцев список активистов, первым в котором значился Афанасий Кирсанов, но он жестоко просчитался, его приговорили к тюремному заключению.
Недетские игры
Все раннее детство Гены прошло в компании старших друзей, которые в послевоенное время повально увлекались поиском оружия и боеприпасов на местах боевых действий, ведь линия окопов находилась совсем рядом. Маленького Гену использовали как лазутчика, когда надо было проникнуть в заваленный блиндаж. Он подавал оттуда наружу товарищам найденное вооружение. Ему же в награду доставалось неисправное. У каждого мальчишки дома втайне от родителей хранились пистолеты, автоматы, патроны разных калибров. Удивительно, но самопроизвольных случаев подрыва взрывчатых веществ не было. Старшие ребята иногда подрывали патроны на костре, к счастью, без печальных последствий. И у Гены был свой арсенал, который он хранил в большом ящике из-под американских галет. Это были разноцветные патроны, граната-лимонка и даже неисправный немецкий «Вальтер». А в качестве молотка Гена использовал артиллерийский заряд, который он считал неисправным. Вот такие «игрушки» были у послевоенной детворы.
Когда отец вернулся с фронта и увидел этот «молоток», ужаснулся. Он разжег костер и, соблюдая меры предосторожности, подорвал заряд. На месте взрыва образовалась внушительная воронка.
Школьная драма
В школу Гена пошел в 1947 году, портфелем ему служила сумка от противогаза. В классе было 32 ученика, и только у двух были живые отцы, в связи с чем в школах того времени дети не любили учителей немецкого языка, бойкотировали их уроки. Это была психологическая драма во многих послевоенных школах. Трагический случай произошел и в школе, где учился Гена: сын погибшего на фронте из трофейного «Вальтера» ранил учительницу.
Мальчишки 40-50-х годов любили играть в «войну», «ножичек» и «шайбу» на деньги. В «войне» старшие ребята играли за наших, а младшие – за немцев. Конечно же, старшие всегда побеждали.
Игрушками служило самодельное оружие: пугачи, самопалы, луки, рапиры. Ребята часто ранились этим арсеналом. У Геннадия Афанасьевича до сих пор сохранились шрамы на руках и лице.

Спорт как лекарство
Учился Гена хорошо и после окончания седьмого класса поступил в Калининский механический техникум, хотелось скорее получить профессию и выйти в самостоятельную жизнь. Так и произошло. В техникуме усиленно занимался спортом, на турнике подтягивался 28 раз, участвовал в областных соревнованиях по боксу. Во время медицинского обследования врачи обнаружили заболевание сердца и порекомендовали заняться лечебным плаванием. Результат превзошел все ожидания: Геннадий научился классно плавать, запросто переплывал реку и избавился от болезни. Умение плавать позволяет ему и сейчас свободно раз десять переплывать Кубань туда и обратно. А однажды он даже спас тонущую девочку и реанимировал ее. На Черном море Геннадий Афанасьевич заплывал от берега на расстояние до двух с половиной километров, когда из поля зрения исчезал берег, потом успешно возвращался. Ну прямо Ихтиандр!
Море слабых не любит
После окончания техникума молодой механик пошел работать на завод в городе Переславль-Залесском. Через год его призвали в армию. И не куда-нибудь, а в подводный флот, занятия плаванием тому поспособствовали. Служил в Севастополе на подводной лодке мотористом с 1958 по 1962 – целых четыре года. Срок службы продлили из-за Карибского кризиса.
После службы полгода работал на заводе в Калинине (Твери), но романтика позвала на комсомольскую стройку в Иркутскую область, где строили горно-обогатительный комбинат в городе Железногорске-Илимском. Время было романтическое и героическое, воспетое в стихах поэтов-шестидесятников и песнях Александры Пахмутовой о Братске, Ангаре, Усть-Илимске.
Комсомольский секретарь
Геннадий с детства увлекался живописью и на стройке ему предложили работу художника-оформителя. Он писал многочисленные агитационные транспаранты на комсомольские темы, оформлял выставочные стенды. Его, как активного и бойкого парня, избрали секретарем комсомольской организации. Уже тогда он начал пробовать себя в литературе, его рассказы и статьи печатались в местной газете, журналистика в дальнейшем стала делом всей жизни.
Жена
В 1967 году Геннадий женился на медсестре Валентине, в любви и согласии живут они уже 54 года. В следующем году будут праздновать изумрудную свадьбу. Вместе они преодолели все жизненные трудности. И все эти годы Валентина бок о бок с любимым Геннадием создавала и хранила домашний очаг, растила сыновей, была верной поклонницей, советницей и почитателем таланта мужа, совмещая все это со службой в Госбанке.
Через год после свадьбы родился сын Игорь, как раз в то время, когда молодой папа поступал в Иркутский университет на заочное отделение журналистики филологического факультета.
Первые шаги в профессии
Кирсанов продолжал работать художником и учиться. На втором курсе с семьей поехали в отпуск на Урал, где жили родители жены, в город Верхнеуральск Челябинской области. Там Геннадию предложили работу в местной газете. Так началась его жизнь профессионального журналиста. Уже тогда некоторые его рассказы были опубликованы в солидном литературном журнале «Урал», что свидетельствовало о писательском таланте. Журналистская карьера складывалась удачно: он стал заведующим отделом писем, ему предлагали работу в межрайонной газете, но судьба распорядилась иначе.
Переезд на Кубань
Сын заболел, и доктора порекомендовали сменить климат. Побывав на море в Анапе, на семейном совете решили переехать на Кубань. Сначала приехали в станицу Красноармейскую, но сырой климат ребенку не подошел, и Кирсановы в 1984 году переехали в Тбилисскую. Геннадий Афанасьевич стал работать ответственным секретарем в районной газете «Прикубанские огни», а затем перешел на районное радио. Именно здесь мы и познакомились. Я обратил внимание на его интеллигентность, коммуникабельность, настоящую русскую речь, умение тактично поправить собеседника. В дальнейшем я с удовольствием посещал радиостудию. Потом ее закрыли, Геннадий Афанасьевич ушел на пенсию, и с ним мы не встречались несколько лет.
Лукоречье
Во время работы в газете он по уральскому опыту организовал литературное объединение пишущих авторов, в которое вошли около тридцати самодеятельных писателей, были даже участники из Кропоткина. На собраниях литераторов Геннадий Афанасьевич читал лекции по программе литературного института имени Горького, с которым он поддерживал творческую связь.
С легкой руки активного участника Михаила Казаченко литературное объединение получило оригинальное название «Лукоречье». Этот коллектив существует до сих пор при районном Доме культуры, где Геннадий Афанасьевич, как журналист-профессионал, продолжает давать интересные мастер-классы для начинающих литераторов. Создание «Лукоречья» он считает одним из главных успехов в своей жизни.
Выйдя на пенсию, я стал посещать «Лукоречье», где мы снова встретились. В наших отношениях обнаружились новые точки соприкосновения, а именно обоюдный интерес к литературе. С Кирсановым интересно дискутировать, в частности о поэзии – это его «конек». Жаль, что коварный коронавирус временно прервал наше общение в рамках «Лукоречья». Геннадий Афанасьевич продолжает писать рассказы и стихи, но из-за свойственной скромности их не публикует. Я прочитал несколько рассказов, они впечатляют и достойны публикации.
Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем – это про нашего героя. Продолжая писать рассказы и стихи, он занимается живописью в духе импрессионизма, особенно ему удаются картины акварелью. Его творения украшают стены родного дома.
Мастеровой
Геннадий Афанасьевич, как говорят в народе, человек рукастый, многое умеет делать. Сохраняя отличную физическую форму, нынешним летом он вместе с сыновьями укладывал плитку на приусадебном участке, причем сыновья у него были в помощниках. Я видел его работу – не хуже профессиональной. Остается только удивляться, как такое возможно на девятом десятке!
Геннадий Афанасьевич продолжает заниматься физкультурой, у него в подвале оборудован спортзал, где он тренируется с гантелями, играет в настольный теннис.
На прощанье прошлись по дому, построенному по немецкому проекту, который Игорь привез из Германии, и приусадебному участку. Дом отличается оригинальной архитектурой, отсутствием излишеств, рациональной функциональностью. Чувствуется хозяйская рука, участок ухожен.
Я покидал гостеприимный дом с чувством выполненного долга и удовлетворения: мне повезло познакомиться с замечательной семьей, настоящими русскими людьми.
Говорят, каждый мужчина должен выполнить три вещи: построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Все это Геннадий Афанасьевич выполнил с лихвой, его жизнь удалась и она продолжается. Здоровья ему и долгих лет!

Гордость родителей
Главным достижением в своей жизни Геннадий Афанасьевич считает сыновей, которыми, безусловно, гордится.
Когда о них зашел разговор, в комнату вошла жена Кирсанова, Валентина Владимировна, и спросила разрешения присоединиться к разговору. Как можно отказать матери, если речь идет о святая святых, смысле и цели жизни – ее детях? С чувством нескрываемой материнской гордости она рассказала о своих сыновьях.
Старший, Игорь, 1968 года рождения, появился на свет в городе Железногорске, на комсомольской стройке. Всю жизнь посвятил воинской службе. После 7 класса поступил в Суворовское училище в Казани, затем в Орджоникидзевское общевойсковое училище. Служил в группе войск в Германии, Сибирском военном округе, прошел обе чеченские войны, окончил две военные академии. Пять лет служил военным советником в Северном Судане, знает китайский язык. Дослужился до полковника. Имеет боевые награды. Последние годы перед увольнением в запас был наблюдателем со стороны России в конфликте на Донбассе. Живет в Москве. Такому послужному списку позавидует любой офицер. Его сын Илья окончил экономический факультет, защитил кандидатскую диссертацию, в совершенстве владеет китайским языком, по работе связан с Китаем. Живет в Санкт-Петербурге.
Младший сын Кирсановых, Володя, после окончания тбилисской школы №2 служил срочную связистом в войсках МВД, побывал на чеченской войне, притом одновременно со старшим братом, который был уже капитаном. Игорь там его и разыскал. Судьба хранила Володю: когда взвод связи, в котором он служил, убыл на железнодорожную станцию для отправки в Краснодар, на следующий день чеченские боевики напали на место их бывшей дислокации и уничтожили всех, кто оставался там. Как не вспомнить деда Афанасия, который тоже дважды остался жив на фронте благодаря его величеству случаю? История повторяется.
После армии Владимир окончил экономический факультет Кубанского госуниверситета на бюджетной основе и сейчас живет в Краснодаре.
То, что довелось пережить родителям, когда оба сына воевали, словами не передать: бессонные длинные ночи, постоянное беспокойство за их жизнь, бередящие душу воспоминания. Каждый звук в ночи за дверью вызывал надежду на их возвращение.
Но все хорошо, что хорошо кончается. Володя вернулся живым и невредимым после окончания срочной службы, майор Игорь Кирсанов – после окончания второй чеченской войны.
Слушая счастливую мать, мне вспомнилась «Баллада о красках» Роберта Рождественского: «Повезло ей. Повезло ей! Повезло! Оба сына воротилися в село».

Экстремальное путешествие студента Геннадия Кирсанова

При поступлении в Иркутский университет не обошлось без приключений на грани выживания. После зачисления первокурсникам читали установочный цикл лекций, который затянулся на полтора месяца. Геннадий не рассчитывал на столь длительное пребывание в Иркутске, приехал в августе в летней одежде. В октябре в Сибири уже минусовые температуры, а зимней одежды он с собой не взял. Пришло время ехать домой, а денег на билет нет, поиздержался за время учебы. Дома ждут жена с новорожденным сыном, надо срочно возвращаться. Попросился у машиниста товарного поезда в кабину, объяснил ситуацию. Но тот отказал, ведь его за это нарушение уволят в два счета, а у него трое детей. Однако предложил ехать в товарном вагоне. Нашли единственный пустой вагон, но у него не закрывалась дверь – ее заклинило. Даже кувалдой не смогли сдвинуть с места. Другого варианта, как ехать в открытом вагоне, не было, и Геннадий отважился. Двенадцать часов пути он бегал по вагону, читал стихи любимого Есенина, потом Лермонтова, пел песни, которые знал, даже «В лесу родилась елочка».
Прибыл в Железногорск, а там уже идет снег, люди ходят в зимней одежде. На Геннадия смотрели как на чудака, а ему не до чудачеств, быстрей бы добраться до дому. Но все закончилось благополучно, жена с сыном встретили отца. Несмотря на экстремальное путешествие, Геннадий даже не кашлянул. Счастье отцовства не дало простуде не единого шанса!

Благородство души
Геннадий Афанасьевич от природы человек щедрой души, способен на неординарные благотворительные поступки. Он дважды уступал выделенные ему квартиры более нуждающимся людям: первый раз в Переславле-Залесском перед уходом в армию обменял с рабочим, у которого было двое больных детей, свою квартиру на его комнату в бараке. Второй раз – в Железногорске, будучи секретарем комсомольской организации, свою новую двухкомнатную квартиру уступил матери-одиночке с двумя детьми, а сам перешел в ее, расположенную в цокольном этаже. Таких случаев благотворительности я в своей жизни не встречал!

Виктор Семяков

Редактор районного радио Геннадий Кирсанов в прямом эфире, 1995 год
Коллективы редакции газеты «Прикубанские огни» и типографии, 1987 год
Старший матрос-подводник Геннадий Кирсанов, г. Севастополь, 1960 год
Предыдущая статьяШкольники Кубани могут принять участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде по экологии
Следующая статьяОдин из крупнейших производителей входных металлических дверей стал участником нацпроекта на Кубани
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.