К 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны «Прикубанка» проводит конкурс исследовательских работ для юнкоров «Победа деда – моя Победа», и сегодня мы представляем первого участника конкурса.
Илья Коченов учится в десятом классе школы №5. В марте этого года на муниципальном этапе научно-практической конференции «Эврика» юноша выступил с проектом «Книга памяти моей семьи», который он посвятил своим прадедам, воевавшим в годы Великой Отечественной. По итогам муниципального этапа конференции работу Ильи признали лучшей в секции «История». Интерес к исследованию страниц прошлого своих родственников-фронтовиков у школьника появился еще три года назад. С 2018 года Илья вел поисковую деятельность: он посещал музеи, расспрашивал родственников о прадедах, искал сведения в интернете, анализировал и систематизировал информацию. В подготовке работы ему помогали руководитель проекта, учитель музыка Светлана Анатольевна Заседко и мама Галина Геннадьевна.
Мы ждем работы от других школьников на почту prikubanka@inbox.ru. Дорогие читатели, проголосовать за участников конкурса можно на нашем сайте www.prikubanskieogni.ru.
В нашей семье Великая Отечественная война оставила неизгладимый след, поскольку на фронтах воевали пять моих прадедов: Михаил Ибрагимович Коченов, Павел Александрович Надейкин, Наум Александрович Надейкин, Дорофей Евлампьевич Шишикин и Сергей Васильевич Закутин.
Сегодня я хочу рассказать об одном из них – Михаиле Ибрагимовиче Коченове, который войну начинал лейтенантом, а закончил подполковником, защищая Сталинград.
Партизанил в лесах Северной Осетии
Михаил Ибрагимович родился 13 июля 1904 года в селе Дарг-Кох Кировского района Северной Осетии, которое было основано переселенцами из села Какадур. Дарг-Кох относилось к зажиточным селениям, но в нем официально числилось 160 зависимых крестьян. В такой семье – крестьянина-бедняка – родился и мой прадед.
В этом населенном пункте были железнодорожный узел, православная церковь и школа при ней. Жители занимались земледелием, торговали зерном и скотом.
В начале 1919 года белогвардейская армия генерала Деникина развернула наступление на Северном Кавказе. Она отвоевала весь юг России и Кавказ, но революционеры не сложили оружия. В Дигорском ущелье возникла партизанское движение. И мой прадед в 15 лет партизанил в лесах Северной Осетии.
В марте 1920 года созданный в подполье ревком провозгласил во Владикавказе советскую власть. Трудящиеся города приступили к строительству новой, счастливой жизни. Комсомольские ячейки на слободках города объединяли молодежь по территориальному признаку. В 16 лет Михаил Коченов вступил в комсомольскую организацию.
Бандитизм в горной республике сильно тормозил работу организации. Для борьбы с ним были созданы части особого назначения – ЧОНы, в которые входили коммунисты и комсомольцы, способные носить оружие.
Как боец ЧОНа Михаил Коченов участвовал в облавах и обысках, проводимых органами ЧК и НКВД, по выявлению контрреволюционеров, бандитов и воров. В мае 1924 года он добровольно вступил в ряды рабоче-крестьянской Красной армии, которые громили кулацкие банды в Чечне. За самоотверженность, честность, верность идеям партии красноармейца, члена ВЛКСМ Михаила Коченова в 1926 году приняли в члены партии ВКП(б).
Любовь сильнее войны
В ноябре 1929 года в газете «Правда» Сталин объявил «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию». Тем самым был окончательно определен курс на слом новой экономической политики и создание колхозной модели аграрного строя.
На горцев накладывались непосильные контрибуции. Не выполнявшие их поселения подвергались уничтожению. Раскулачивание зажиточных горцев ликвидировало семьи с детьми, женщинами и стариками.
Во время операции по уничтожению князей Урумовых мой прадед увидел младшую дочь князя – Веру Андреевну – и влюбился. Он спас ее и двух старших сестер. Все остальные члены семьи были расстреляны, а выжившие ушли в горы.
В начале 30-х годов Михаил и Вера поженились. В браке у них родились трое сыновей. Со слов моей бабушки, Вера Андреевна была истинной аристократкой: властная, сдержанная, честолюбивая, ответственная, с чувством собственного достоинства. Михаил Ибрагимович ласково называл ее «моя княжна».
Подготовил 4000 бойцов
В 1930 году Михаил Коченов с семьей отправился на службу в стрелковую дивизию, которая была развернута на базе седьмого Красноярского территориального стрелкового полка в Красноярске, Ачинске и Канске. В январе 1932 года 40-я стрелковая дивизия была переведена в штаты кадровой стрелковой дивизии и в октябре 1932 года передислоцирована в Приморье в состав Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.
В октябре 1932 года 40-я стрелковая дивизия прибыла в поселок Раздольное Надеждинского района Приморского края. К 1 февраля 1934 года передислоцирована в поселки Посьет, Славянка, Новокиевка, Барабаш Хасанского района Приморского края. А 14 апреля 1937 года ей было присвоено имя Серго Орджоникидзе.
С 29 июля по 11 августа 1938 года дивизия имени Орджоникидзе под командованием полковника Базарова участвовала в боях на озере Хасан. За успешные действия в конфликте 25 октября 1938 года награждена орденом Ленина.
Михаил Коченов начинал свою службу командиром конного взвода разведки. Под его командованием было 32 человека.
Основной задачей конной разведки были головные, боковые и тыловые дозоры. При движении полка конные отделения, напоминающие тараканьи усы, должны были поддерживать визуальный контакт с противником. Конные патрули объезжали полк по периметру, охраняя его от нападения. В тыл врага они не ходили.
В декабре 1941 года прадед вступил в командование 178-м стрелковым полком, который был создан для охраны особо важных предприятий промышленности. В конце июня-июля 1941 вошел в состав 36-й отдельной бригады войск НКВД СССР, но в феврале 1942 был переподчинен 19-й стрелковой дивизии НКВД.
Полк был маленьким – всего шесть стрелковых рот, но этого хватало, чтобы охранять стратегические объекты Сталинграда: ГЭС, городской водопровод, нефтебазу.
Весной 1942 года при военной части стала работать школа младшего начсостава. За годы Великой Отечественной войны Михаил Коченов подготовил 4000 бойцов.

- Из Центрального государственного архива республики Северная Осетия – Алания
- «Коченов Михаил Ибрагимович (1904-1985 гг.) родился в селе Дарг-Кох. В Красной Армии с 1924 года. Доброволец. Начинал рядовым бойцом. В 1930 году направлен на службу на Дальний Восток СССР. Командир конного взвода, командир кавалерийского эскадрона, командир отдельного разведывательного батальона, а с декабря 1941 года – командир 178-го стрелкового полка 40-й Армии 1-го Дальневосточного фронта, выполнявшего задачи по обеспечению безопасности восточных рубежей и подготовке бойцов и командиров, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. В качестве комполка принимал активное участие в боях и разгроме авангарда японского милитаризма – Квантунской Армии. Кавалер ордена Ленина, двух орденов Боевого Красного Знамени, Ордена Красной Звезды, орденов Отечественной войны I-й и II-й степеней, медалей. Гвардии полковник».

Заслужил орден Отечественной войны
В феврале 1945 в Ялте состоялась конференция, на которой присутствовали представители стран, входивших в состав антигитлеровской коалиции. Великобритания и США сумели добиться от Советского Союза согласия принять участие в войне с Японией. В обмен на это, пообещав вернуть Курильские острова и Южный Сахалин, потерянные в первой русско-японской войне. На то время между СССР и Японией был подписан «Пакт о нейтралитете», который заключили еще в 1941 году, но в апреле 1945 СССР заявил, что разрывает договор в одностороннем порядке. Война была неизбежной. В Союзе разработали план, состоящий из трех военных операций: Курильской, Маньчжурской и Южно-Сахалинской.
В Маньчжурской операции в составе 15-й армии Первого Дальневосточного фронта участвовал и Михаил Коченов.
Полк под его руководством получил приказ о форсировании реки Уссури и уничтожении пограничных гарнизонов. Операция осложнялась частыми ливневыми дождями, разливом рек и непролазной грязью. На этом участке полк столкнулся с небывалым ожесточенным сопротивлением неприятеля. Солдаты Квантунской армии приковывали себя к пулеметам, чтобы не иметь ни малейшей возможности к отступлению. Кроме того, здесь располагались проволочные ограждения и выкопанные эскарпы. Огневые точки японские солдаты заранее вырубили прямо в скальной гранитной породе, а бетонные колпаки, защищавшие дзоты, достигали полутораметровой толщины.
Русско-японская война закончилась 15 августа 1945 года. За боевые успехи на Дальнем Востоке мой прадед был награжден орденом Отечественной войны
I степени.
Из воспоминаний моего дяди Заура Игоревича Коченова я узнал, что прадед в понятие «Родина» вкладывал не просто страну, а всех людей, живущих в ней.
Несмотря на занятость по службе, Михаил Ибрагимович любил свою семью, с трепетом относился к детям и жене. Все свободное от службы время проводил с ними. И после выхода на пенсию полностью посвятил себя внукам.
Много времени Михаил Ибрагимович уделял молодежи: читал лекции в университете, проводил беседы в молодежных организациях и обществах, в школах, рассказывая о своем поколении, преданности родной земле, за которую гибли солдаты.
Чувство гордости за народ, уважение человека человеком – вот что хотел передать мой прадед потомкам. А еще велел хранить память о переживших и не переживших эту чудовищную войну.
Илья Коченов
Продолжение следует