Николай Георгиевич Шмырин и его друг Реснянский. 1941 год

Из историй военных снимков ребята многое узнали о родных, воевавших на фронте

Подведены итоги районного историко-краеведческого конкурса «История фронтовой фотографии», который был организован межпоселенческой центральной районной библиотекой.
Его победителями стали Матвей Макеев, Захар Щербаков и Глеб Бухлов. Сегодня мы публикуем отрывки из их историй.
80-летний Снимок
«На черно-белой фотографии из нашего семейного альбома изображен брат моей прабабушки Анны Дмитрий Фролович Петриченко.

Дмитрий Фролович Петриченко в начале войны


Дмитрий был родом из села Корчино Алтайского края. В 1937 году его призвали на службу в Красную армию и направили в Тамбовское Краснознаменное пехотное училище. За 12 дней до начала Великой Отечественной войны Дмитрию Фроловичу присвоили звание лейтенанта.
Он воевал в 390-м стрелковом полку 89-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях под Смоленском. 28 августа 1941 года Дмитрий Петриченко погиб. Ему было всего 24 года.
На Кубань его отец, Фрол Петриченко, переехал после гражданской войны. Глава семейства надеялся, что дети – Вера, Мария, Анна, Екатерина, Александр, Дмитрий и Павел – найдут свое счастье на новом месте жительства. Однако судьба приготовила им в наших краях немало тяжких испытаний. В 30-х годах на Кубань пришел страшный голод, от которого умерли почти все члены многодетной семьи.
Вначале сотрудники милиции забрали отца, который, пытаясь спасти детей от голода, тайно принес домой немного зерна с колхозного поля. Больше его никто никогда не видел. В поисках продуктов его сын Саша вместе с другими мальчишками отправился в Кропоткин и не вернулся. Вскоре от истощения умерла мама моей прабабушки, а затем не стало Марии и Веры. Словом, в 12 лет прабабушка Анна, ее сестра Катя и братья Павел и Дмитрий остались круглыми сиротами.
Заботу о близких взял на себя Дмитрий. Он предпринимал все возможное, чтобы дорогие ему люди выжили.
Когда началась война, связь с ним прервалась. О Дмитрии напоминала лишь небольшая фотография, которую он прислал близким в июне 1941 года.
После Великой Отечественной старший брат Павел, который в войну попал в плен, но выжил, направил письмо в Москву, надеясь получить сведения о судьбе брата. Ему сообщили, что он пропал без вести.
Недавно, благодаря сайту «Память народа», мы узнали, что лейтенант Дмитрий Фролович Петриченко героически погиб в боях за Родину и похоронен в одной из братских могил, расположенной в Смоленской области».
В семье бережно хранят фотографию 80-летней давности, о которой написал в своей конкурсной работе житель села Ванновского, активный читатель местной поселенческой библиотеки Матвей Макеев.
фото на память
Не менее интересна и работа Захара Щербакова из станицы Алексее-Тенгинской, в которой он рассказал историю фронтовой фотографии своего прадедушки Петра Васильевича Рогозина.

Петр Васильевич Рогозин после боя под Тверью


«Однажды в гостях у бабушки я решил посмотреть потертый от времени альбом с семейными фотографиями. Одной из них особо заинтересовался. На меня смотрел молодой человек в военной форме. Это оказался мой прадед – участник Великой Отечественной Петр Васильевич Рогозин. С первых месяцев войны он попал на Калининский фронт рядовым солдатом в 514-й стрелковый полк 166-й стрелковой дивизии. Весной 1942 года был тяжело ранен и лечился в госпитале в городе Ашхабаде. Потом была учеба в военно-пехотном училище. Оттуда его направили на Первый украинский фронт командиром минометного расчета 75-й гвардейской Бахмаевской стрелковой дивизии.
Мой прадед также участвовал в боях на Орловско-Курском, Житомирском направлениях, при форсировании Днепра. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией».
Вернувшись с войны, прадед работал председателем колхоза, одно время возглавлял сельский Совет.
Старая, выцветшая от времени фронтовая фотография прадедушки, скорее всего, была сделана после одного из боев под Тверью, где начинался его боевой путь.
К сожалению, прадед умер задолго до моего рождения. Глядя на его фронтовой снимок, я думаю о том, какой бы вопрос задал ему о войне, если бы он был жив. Прежде всего, наверное, спросил бы, как дед преодолел все фронтовые трудности и выжил в этом аду? А еще мне бы очень хотелось пожать ему руку, обнять и сказать: «Спасибо за Победу!».
Ниточка, ведущая к военному прошлому
Глеб Бухалов в своей конкурсной работе поделился историей фотографии, которая была сделана в августе 1941 года в Тбилиси.
«Снимку уже 80 лет. Он хорошо сохранился. На нем мой прадед Николай Георгиевич Шмырин и его друг Реснянский, который, по словам бабушки, был убит фашистским снайпером.
Прадедушка был физически крепким парнем. В 1937 году он окончил техникум физкультуры и до призыва в армию работал преподавателем. Срочную службу проходил в должности начальника физподготовки строевого полка на польской границе, а затем в Литве.
Перед самой войной приехал в село Ванновское к своей невесте. 26 июня 1941 года ушел на фронт, воевал в составе 5-й стрелковой дивизии на Южном фронте. Командовал взводом станковых пулеметов. В конце декабря 1941-го его тяжело ранило. Пять месяцев он пролечился в госпитале города Орджоникидзе.
Повоевать прадеду больше не пришлось. Его признали негодным к военной службе. В апреле 1943 года он приступил к работе в ванновской школе. До 1967 года преподавал физкультуру. Уже будучи на пенсии, трудился в Ванновском профучилище. В нашей семье дорожат памятью о нем».
…Прошло уже более
76 лет со дня Великой Победы. Заросли окопы и воронки от мин, поднялись из руин города и села. Но самое главное – с годами не померкла память о людях, ковавших Великую Победу. Одним из связующих звеньев между прошлым и настоящим являются военные фотографии, бережно хранящиеся в семьях. Память о близких, воевавших и погибших на фронтах Великой Отечественной войны, представители старшего поколения сумели передать детям и внукам.
В конкурсной работе Захара Щербакова написано: «Благодаря сохраненным военным снимкам я многое узнал о родных, воевавших на фронте. В будущем обязательно обо всем этом расскажу своим детям и внукам». Этот штрих еще раз подтверждает, что память о солдатах-победителях священна и не будет предана забвению потомками.

Ирина Джизмалиди