В битве под Москвой участвовало немало жителей Тбилисского района

Битва под Москвой – одна из самых масштабных в Великой Отечественной войне.

Недалеко от столицы нашей Родины фашистская Германия впервые потерпела серьезное поражение. Окончательно был провален гитлеровский план быстрой войны и впервые развеян миф о непобедимости немецкой армии.
Изначально Гитлер планировал взять Москву в течение первых трех месяцев после начала оккупации Советского Союза. Но битва за Смоленск задержала наступление немцев на столицу на два месяца. К тому же часть сил, предназначенных для ее захвата, им пришлось перебросить на участки, где шли бои за Киев и Ленин-
град. К плану захвата Москвы фашисты приступили только 30 сентября 1941 года.
Противнику на первых порах практически на всей линии фронта сопутствовал успех. Глубокие прорывы танковых группировок врага позволили окружить значительные силы Брянского, Западного и Резервного фронтов. Незаконченное строительство рубежей, отсутствие войск на Можайской линии обороны создавали реальную угрозу выхода противника к Москве.
Жуков возглавил Западный фронт
Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандующего в это непростое время принимают решение о защите столицы. Главным рубежом сопротивления определили Можайскую линию обороны. Кроме того, комитет обороны передал управление войсками Западного и Резервного фронтов в одни руки. Таким образом вместо двух появился один фронт – Западный, который возглавил Георгий Жуков, командовавший до этого назначения Ленинградским фронтом. Тогда же было принято решение построить на подступах к столице еще одну линию обороны – Московскую зону.
Окруженные немцами, советские войска не бездействовали. Они, нанося противнику контр-
удары, пытались вырваться из кольца окружения. Особенно несладко пришлось фашистам, когда 8 октября в боевые действия включилась батарея «Катюш» капитана Флерова. Для гитлеровцев яростные атаки советских войск, оказавшихся в кольце, и предпринимаемые ими меры для выхода из окружения были полной неожиданностью. Немцам пришлось стягивать в эти районы крупные соединения войск и технику. К примеру, в районе Вязьмы 28 неприятельских дивизий из-за активных действий находящихся в окружении советских войск не могли продолжить наступление на Москву.
Но как бы трудно ни было, наше командование нашло силы преодолеть серьезные проблемы, возникшие в октябре 1941 года на подступах к Москве. Западный фронт пополнился за счет резерва Ставки и других фронтов 11 стрелковыми дивизиями, 16 танковыми бригадами, более 40 артиллерийскими полками, которые использовали для прикрытия важнейших направлений, ведущих к Москве: Волоколамского, Можайского, Малоярославецкого и Калужского. К концу октября на фронте от Селижарова до Тулы действовали уже десять армий двух фронтов. Защитники Москвы, сражаясь за каждую пядь земли, сначала затормозили, а затем и остановили противника, создав сплошной фронт обороны.
Военный парад на Красной площади
После этих событий две недели длилась передышка. За отвоеванную в трудных сражениях паузу советское правительство проделало колоссальную работу по подготовке населения Москвы к отражению вражеского нашествия. 6 ноября состоялось торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской революции. Проходило оно не в Большом театре, а в подземном вестибюле станции метро «Маяковская».
7 ноября 1941 года на Красной площади был организован военный парад войск Московского гарнизона. По силе своего воздействия на ход событий он, по мнению экспертов, приравнивался к военной операции. Это мероприятие позволило поднять моральный дух наших граждан и показать всему миру, что Москва не сдается и Советский Союз готов биться до конца. Многие военные подразделения после окончания парада прямиком отправились на фронт. Торжественное собрание и парад на Красной площади транслировались по радио на всю страну. Словом, на советских людей эти мероприятия произвели потрясающее впечатление.
15 ноября гитлеровцы предприняли, как они говорили, «последнее» наступление на Москву. Силы были перегруппированы так, чтобы большинство танковых и механизированных дивизий находились на флангах Центрального фронта и вели наступление на Москву с севера и юга.
Советские бойцы и командиры, пехотинцы и артиллеристы, летчики и танкисты, кавалеристы и саперы проявляли чудеса храбрости в сражениях под Москвой.
28 пехотинцев из стрелковой дивизии генерала Панфилова у разъезда Дубосеково вступили в бой с 50 фашистскими танками и не пропустили их к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – эти слова политрука Василия Клочкова облетели весь фронт и стали крылатыми. Герои погибли, но не отступили.
Кровопролитные, изнуряющие бои продолжались всю вторую половину ноября. Фашистским войскам удалось с севера подойти к каналу Волга – Москва и переправиться через него в районе Яхромы. На юге они обошли непокоренную Тулу и прорвались на берега Оки около Кашир. Именно в эти критические дни из тыла подошли наши резервы. И в скором времени Красная армия стала наносить врагу один удар за другим.
К началу 5 декабря под Москвой наступило затишье. Немецко-фашистские войска выдохлись.
Контрнаступление советских войск
И хотя еще не все было готово к контрнаступлению и превосходства над силами противника достигнуть не удалось, советское командование приняло решение приступить к осуществлению плана контрнаступления. К этому времени оперативная и стратегическая обстановка складывалась в нашу пользу. 5 декабря 1941 года мощные удары советских войск явились неожиданностью для врага. Фашистское командование было уверено, что наша армия может наносить отдельные мощные удары, но перейти в общее наступление по всему фронту не в состоянии. Но она это сделала. И фашисты отступили, оставляя технику, бросая нетронутыми склады с горючим, боеприпасами. Солдаты вермахта впервые за полгода войны получили сокрушительный удар на русской земле, от которого долго не могли прийти в себя.
В числе защитников Москвы было немало и наших земляков. Оборонять столицу в тяжелом 1941 году, к примеру, пришлось Василию Григорьевичу Писняку.
Кадровый военный Григорий Никитович Косиченко с первых дней военных действий оказался в гуще кровопролитных боев. Вначале он отступал до Москвы, затем насмерть ее защищал. Героизм и мужество Григория Никитовича, проявленные в сражениях на подступах к столице нашей Родины, отмечены медалью «За оборону Москвы».
В числе защитников Москвы был житель станицы Алексее-Тенгинской Николай Алексеевич Шестеркин, который пропал без вести в апреле 1943 года.
14-я курсантская бригада, в составе который был младший лейтенант Борис Григорьевич Васин, была десантирована в район Химок. Здесь Борис Григорьевич получил свою первую награду – медаль «За оборону Москвы» – и первые ранения.

Защищали Москву от фашистских захватчиков старший сержант Пантелей Никитович Ханин, рядовые Харитон Яковлевич Гриневич, Филипп Петрович Карякин, Андрей Герасимович Гридасов, Николай Иванович Алипов, ефрейторы Григорий Кононович Ивченко, Василий Васильевич Непратасов, сержанты Аким Павлович Казаков, Григорий Петрович Ляшко, Илья Романович Саурин, Федор Иванович Коротков, старшина Михаил Иванович Ткаченко, старший лейтенант Михаил Никонорович Панченко, гвардии сержант Иван Аверьянович Аверин, Василий Васильевич Андрейко и многие другие наши земляки.


Они сделали все возможное, а порой невозможное, чтобы предотвратить захват Москвы гитлеровцами. И выполнили свой воинский долг на отлично. Эту победу, как однажды сказал, выступая в школе на уроке мужества, Борис Григорьевич Васин, они ковали для себя, но еще больше для будущих потомков – детей и внуков.

Ирина Джизмалиди

Предыдущая статьяУберечься от туберкулеза
Следующая статьяНаш земляк Матвей Горбанев отличился в краевом поэтическом конкурсе
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.