Тбилисские школьники берегут память о защитниках, погибших в годы Великой Отечественной войны

В станице Алексее-Тенгинской ученики местной школы ухаживают за обелиском погибшим в Великой Отечественной войне воинам

В ходе архивно-поисковой экспедиции удалось установить имя неизвестного солдата, захороненного в нашем районе, и восстановить историю создания памятников воинам, павшим за независимость Родины.
Дороги памяти
Архивно-поисковые экспедиции были организованы муниципальным архивом и районным Советом ветеранов в рамках проекта «Дороги памяти», который удалось реализовать благодаря поддержке Фонда губернаторских грантов.
Из архивных сведений и документов, опубликованных на сайтах «Мемориал» и «Память народа», школьники вместе с руководителем архивно-поисковой экспедиции Юрием Ереминым и своими научными наставниками смогли установить имя неизвестного солдата, защищавшего район от немецко-фашистских оккупантов и павшего смертью храбрых на поле боя в хуторе Новопеховском Первом, а также выяснить историю создания памятников воинам, погибшим в хуторе Староармянском и станице Алексее-Тенгинской.
В конце февраля этого года на подведении итогов проекта «Дороги памяти» ученик 10 класса школы №5 Алексей Каплуновский, десятиклассница школы №14 хутора Песчаного Наталья Бражник и выпускница школы №12 станицы Алексее-Тенгинской Анастасия Белова рассказали о проделанной работе.
Их благородный труд кураторы проекта оценили по достоинству, отметив, что тема исторической памяти и героического прошлого страны никогда не должна быть забыта. Сегодня крайне важно помнить о тех боевых испытаниях, через которые прошел советский народ во время Великой Отечественной войны.
Молодежь должна знать правду, укреплять патриотические, духовные ценности и национальную гордость.
За активное участие в архивно-поисковых экспедициях в торжественной обстановке ребятам вручили благодарственные письма от имени главы района Евгения Ильина.

Алексей Каплуновский: «Имя твое известно»
– Целью моей поисковой работы было установление имен солдат Красной Армии, погибших при ведении боевых действий в хуторе Новопеховском Первом и захороненных как неизвестные.
Сам хутор расположен в некотором отдалении от реки Кубань, в низине. С южной стороны местность поднимается и образует длинный косогор, на котором находится кладбище. Жители называют этот косогор венцом. Здесь есть воинское захоронение красноармейцев, погибших в январе 1943 года.
Как рассказывали новопеховские старожилы, еще со слов родителей они знали, что в братской могиле захоронены три военнослужащих. То, что они из состава 389-й стрелковой дивизии 37-й армии Северо-Кавказского фронта, установил житель хутора Северокубанского, председатель Совета ветеранов Ванновского поселения Александр Козубов.
В то время, когда по хутору проходила наша разведка, по венцу отступали немецкие воинские подразделения, и наши разведчики были видны немцам как на ладони. И когда наши бойцы прошли переулок и через сад двинулись к венцу, немцы открыли по ним огонь. Фашисты отступили дальше по направлению к селу Ванновскому.
В тот же день жители похоронили защитников в саду. А через два дня, когда наши части заняли хутор, погибших перезахоронили на местном кладбище.
Изучая архивные документы, удалось найти фамилию одного из погибших бойцов. Это Алексей Павлович Ольховский из села Б. Ермочиха Барнаульского района Алтайского края – заместитель командира пулеметной роты отдельного учебного стрелкового батальона 389-й стрелковой дивизии. Его послали в разведку в село Новопеховское. Во время выполнения боевого задания старший лейтенант Ольховский вместе с остальными разведчиками погиб. В документах Министерства обороны он значился без вести пропавшим. Из списка Красной Армии его исключили в 1946 году.
Вместе с командой архивно-поисковой экспедиции я побывал на месте захоронения воина.
К сожалению, имена погибших не известны. Когда памятник со временем обветшал, на хуторском сходе решили собрать деньги и поставить новый на месте братской могилы.
Здесь ежегодно в День Победы проходят митинги, в которых участвуют жители хутора Новопеховского Первого.

Наталья Бражник: «Чтобы знали и помнили»
– Война – какое страшное слово! Это страдания матерей, миллионы погибших солдат, сотни тысяч сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей.
К июлю 1942 года, когда война пришла на кубанскую землю, каждый пятый житель края ушел на фронт.
Песчаное поселение было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками в августе 1942 года. Освобождала его 295-я дивизия.
28 января 1943 года она встретила немецкий заслон на рубеже хуторов Староармянского и Новоармянского (сейчас это восточная часть хутора Красный Зеленчук).
Фашисты сражались злобно, умело, до последнего патрона и снаряда. А отходили постепенно, оставляя заслоны.
Это заставило наше командование тщательно подготовиться. Сначала привели в порядок подразделения, потом подошли подкрепления 593-го артполка с боеприпасами.
Бой за хутор завязался около 11 часов дня. Вели его двумя стрелковыми и одним артиллерийским полком. После первых неудачных попыток взять позиции немцев стало ясно, что выполнить задание будет очень трудно.
Наши дважды атаковали немцев с трех сторон: с севера, востока и юга. Около суток немцы сдерживали наступление. Наши части обстреливали укрепленные позиции немцев реактивными минометами «Катюша», что в большей степени определило успех боя.
Немцы понесли большие потери в живой силе и технике и отступили к селу Ванновскому.
Братская могила, в которой захоронены бойцы и командиры Красной Армии, погибшие в бою при освобождении Староармянского, расположена в центре хуторского кладбища. До середины 50-х годов еще две могилы красноармейцев, погибших при наступлении немецко-фашистских войск, находились по улице Восточной: первая – у жилой хаты, вторая – около сельского клуба колхоза «Красный Восток». Примерно на этом месте сейчас построен один из частных домов.
Как следует из протокола заседания Тбилисского райисполкома от 26 декабря 1946 года №41, первоначальное место захоронения красноармейцев находилось в центре хутора по улице Восточной, между конторой правления колхоза «Красный Восток» и клубом. Около клуба сначала был похоронен красноармеец, расстрелянный немцами в начале оккупации Староармянского. Потом там же захоронили и красноармейцев, погибших при освобождении хутора.
Всех бойцов и командиров Красной Армии, погибших при освобождении хутора Староармянского, перезахоронили на хуторском кладбище. Всего в братской могиле 18 человек: капитан Глущенко, погибший, как следует из учетной карточки воинского захоронения, в августе 1942 года, и 17 неизвестных.

Анастасия Белова:«Этой памяти верны»
– Девятого мая наша страна отметит 78-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В боях за Родину на фронтах Великой Отечественной войны сражались около 600 жителей станицы Алексее-Тенгинской.
В начале августа 1942 года были оккупированы станица Алексее-Тенгинская и прилегающие к ней хутора. В 1942 году при отступлении наши войска проходили через станицу и оставили у жителей раненых красноармейцев. Однако среди местных нашлись те, кто выдал солдат врагам. Немцы устраивали облавы и расстреливали красноармейцев. По воспоминаниям Марии Васильевны Блинцевой, местные комсомолки по ночам, рискуя собственными жизнями, захоранивали убитых в тех местах, где их настигла смерть.
Алексее-Тенгинская была освобождена 28 января 1943 года 875-м полком второй гвардейской дивизии. В боях солдаты несли потери. Среди убитых был и наш земляк Василий Николаевич Подрезов, который похоронен на центральном кладбище.
В 1943 году в Алексее-Тенгинской состоялось перезахоронение останков ранее хаотично похороненных 87 воинов. Перезахоронение произвели в две могилы: одна — братская, другая, рядом с ней – могила Гладкова Ивана Григорьевича, которого по просьбе родных похоронили отдельно. На месте поставили два памятника. А в 1976 году вместо них возвели металлическую стелу. Еще через три года на этом же месте был открыт новый памятник, на котором были увековечены фамилии погибших односельчан. В боях за нашу Отчизну пали смертью храбрых около 400 станичников.
Сейчас за захоронением ухаживают учащиеся школы №12 станицы Алексее-Тенгинской.

Память
Владимир Григорьевич Гостев, житель хутора Северин:
В детстве я жил в хуторе Староармянском. Помню, как в начале оккупации немцы расстреляли около клуба колхоза «Красный восток» взятого в плен красноармейца. Он был захоронен местными жителями около этого клуба.

Зинаиды Ильиничны Кулешовой (Бакуловой) из хутора Староармянского, к сожалению, уже нет с нами, но ее воспоминания живы:
В конце января 1943 года после боя за освобождение хутора Староармянского погибших бойцов Красной Армии находили во дворах и огородах. В нашем дворе обнаружили двоих солдат. Помню, что по документам один из них был из Майкопа. Жители хоронили воинов у себя во дворах.

Алексей Каплуновский планирует продолжить архивно-поисковую работу, чтобы установить имена двух неизвестных солдат, захороненных в братской могиле в хуторе Нововпеховском Первом / фото предоставлено муниципальным
архивом
Памятник неизвестным солдатам на хуторском кладбище в Староармянском. В этой братской могиле захоронены 18 красноармейцев
Предыдущая статьяМайские праздники – период пожароопасный
Следующая статьяРаботники пожарной охраны 30 апреля отмечают профессиональный праздник
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.