Полноценная жизнь – на протезе, с осколком в голове

112
Семья Ефима Афанасьевича и Александры Васильевны Калашниковых перед уходом в армию сына Николая (стоит второй справа). На снимке нет троих детей – они родятся позже. Фото 1958 года / фото из архива семьи Ильиновых

Несмотря на ранения, Ефим Калашников не сдавался – ни в бою, ни в труде.

С каждым годом все сложнее находить ветеранов Великой Отечественной войны для очерков к Дню защитника Отечества.
Время безжалостно забирает их в вечность, пополняя ряды «Бессмертного полка». Но они остаются навечно в памяти благодарных потомков. Проявив беспримерное мужество, они защитили Родину и Европу от фашистской чумы, а вернувшись домой, не только восстановили из руин страну, но и возродили демографию, дав жизнь новому поколению советских людей. Об одном из миллионов таких героев – мой рассказ.

Был уверен – ему повезло
Эту фотографию, на которой запечатлена многодетная семья участника Великой Отечественной Ефима Афанасьевича Калашникова, к сожалению, уже ушедшего из жизни, мне любезно предоставил Алексей Максимович Ильинов. За чашкой чая он и рассказал мне о нем.

– Ефиму Афанасьевичу я довожусь зятем, так как был женат на его дочери Елене, которой, к сожалению, нет уже с нами. Я с благодарностью вспоминаю его за то, что он воспитал дочь, которая стала мне любимой женой, верной спутницей жизни и родила троих замечательных детей.
У него непростая даже для привыкших к перипетиям судьбы советских людей история жизни. Родившись в 1907 году в станице Тбилисской, окончил четыре класса церковно-приходской школы. В первые годы советской власти, как и многие тогда казаки, занимался личным хозяйством. Жили зажиточно, но в 20-х годах семью раскулачили и отправили в хутор Попасный Тбилисского района. Во времена коллективизации выучился на механизатора и в 1932 году стал одним из первых комбайнеров совхоза «Кропоткинский». В те времена эта профессия была очень почетная, и Ефим с честью оправдывал ее своим ударным трудом. В 1934 году женился на землячке – Анне Ждановой, у них родились два сына: в 1935 году – Виктор и в 1937 – Николай.
Когда началась Великая Отечественная, у Ефима Афанасьевича как механизатора была бронь, но летом 1942 года, когда враг подступал к Тбилисской, его мобилизовали и направили в Моздок, где в учебной части он получил специальность водителя автотранспорта, после чего на фронте подвозил снаряды на передовую. В составе Северо-Кавказского фронта освобождал Северный Кавказ, а в 1943 году в составе Степного фронта воевал на Курской дуге. Там он получил тяжелое ранение: возвращаясь с передовой за новой партией снарядов, попал в поле зрения немецкого самолета, который устроил охоту на автомобиль. Укрыться в лесу не успел, пулеметная очередь прошила кабину полуторки. Ефим Афанасьевич получил ранение в ногу и голову, потерял сознание.
В госпитале ему ампутировали левую ногу по середине голени, а осколок из головы удалить не смогли. Так и прожил всю жизнь с протезом и осколком в голове, который его периодически беспокоил, вызывая головные боли. Считал, что ему повезло, ведь его попутчик погиб на месте.
За этот боевой эпизод Ефим Афанасьевич был представлен к боевой награде, но она так и не дошла до героя, затерявшись где-то в штабных коридорах. Разыскивать ее после войны он не стал из-за своей природной скромности.
После госпиталя он с земляком – товарищем по несчастью, у которого была ампутирована рука – отправился на Родину, на Кубань. Была уже глубокая осень. Добирались по железной дороге в холодных товарных вагонах, голодали. Но бойцы мужественно перенесли это тяжкое двухнедельное путешествие и, наконец, прибыли на станцию Кавказскую в Кропоткин. На привокзальном рынке Ефим Афанасьевич, к великой радости, случайно встретил свою племянницу, которая продавала сало. Она их накормила. Здесь он с товарищем расстался, тому надо было в другую сторону.
Но радость встречи с племянницей была омрачена страшным известием. От нее он узнал, что его любимая жена Аня умерла от столбняка после пореза камышом, который она жала, чтобы покрыть сарайчик. Двое мальчишек – восьми и шести лет – остались без матери. Вот так, как в известной песне: «Хотел я выпить за здоровье, а пить пришлось за упокой».
Он выдержал и этот страшный удар судьбы. Засучив рукава, начал новую жизнь. Чтобы прокормить детей, освоил профессию обувщика – шил на дому чувяки на машинке «Зингер» – и работал сторожем в совхозе. Заработанного на жизнь хватало.
А со временем в станице Ладожской нашлась вдова, которая согласилась выйти замуж за Ефима Афанасьевича, приняв его сыновей как родных в дополнение к своему сыну. С Александрой Васильевной они прожили вместе 24 года, родили еще пятерых совместных детей, а всего вырастили восьмерых. За этот гражданский подвиг Александра Васильевна была награждена орденом «Материнская слава». Все дети выросли здоровыми, получили образование и профессии.
Особыми способностями в учебе и достижениями в жизни отличились сыновья Николай и Алексей, которых, к сожалению, уже нет среди нас, как, впрочем, и других детей. Время безжалостно, сегодня жива только младшая дочь Татьяна.
Николай – сын от первого брака – после службы в армии окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, там же окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и был направлен в Астраханский институт инженеров-строителей, где защитил докторскую диссертацию и стал профессором. Он – гордость рода Калашниковых.
Алексей – сын от второго брака – окончил институт связи и со временем стал начальником узла связи в городе Раменское Московской области.
Моя жена Елена с отличием окончила фельдшерское отделение Краснодарского медицинского училища и много лет работала в Тбилисской райбольнице, заслуженно пользуясь уважением в коллективе и у пациентов.
Всего в роду моего тестя 8 детей, 16 внуков и 9 правнуков. Вот такой он, наш Ефим Афанасьевич – человек, преодолевший все жизненные преграды и давший жизнь многочисленным потомкам. Таким мы его помним!

Преклоняемся перед подвигом
Выслушав впечатляющий рассказ Алексея Максимовича, я решил взять интервью у одного из его правнуков – студента отделения режиссуры кино и телевидения Краснодарского института культуры Ильи Ильинова. Вот что он мне рассказал по телефону:

– О своем прадеде Ефиме Афанасьевиче я узнал от мамы, когда в школе готовил проект по теме «Кто нас защищает». Она мне поведала о его трудной и сложной судьбе и судьбе людей того поколения. Мужество прадеда достойно восхищения: тяжелое ранение и трудности послевоенного времени не сломили его воли и жажды жизни, за что он был вознагражден своими детьми и внуками – продолжателями рода Калашниковых. Получив тяжелое ранение на фронте, он, как и многие ветераны войны, сумел достойно пройти по жизни.
Война – это всегда ужас, который отнимает жизнь. И речь не только о гибели невинных, но и о безвозвратно потраченных годах и нажитых душевных и физических ранах. Осознавая весь риск, преодолевая страх, расставаясь с близкими, люди шли на фронт, чтобы защитить своих соотечественников от фашистской нечисти. Я безмерно уважаю подвиг ветеранов, восхищаюсь их доблестью, склоняю голову перед их беспримерным подвигом. Эти люди служат примером, который обществу следует чтить и которому соответствовать.
История жизни моего прадеда навела меня на мысль, что можно снять фильм о том легендарном времени, где прототипом главного героя будет Ефим Афанасьевич Калашников. Он достоин этого, но сначала мне надо окончить вуз.
О таких людях поэт Николай Тихонов сказал: «Гвозди бы делать из этих людей: /Крепче б не было в мире гвоздей». Светлая ему память!

Россию не сдадим
Вот такую историю жизни неординарного человека я узнал, и таких в послевоенной стране были тысячи. Сильные духом люди, как и наш герой, нашли в себе мужество преодолеть последствия ранений и занять достойное место в обществе.
В 50-х годах на первомайской демонстрации я видел фотографа, у которого не было руки и ноги, он ловко передвигался среди демонстрантов и делал снимки. Интересно, кто этот человек? У него наверняка были дети, и, может быть, они отзовутся на мою публикацию.
Но были и инвалиды-ампутанты, которые, не выдержав испытаний, спивались. Люди их не осуждали, а по-русски жалели. Возле буфета «Голубой Дунай», который находился возле железнодорожного вокзала, часто видели инвалида без ног, с трудом передвигавшегося на самодельной коляске – площадке на шарикоподшипниковых колесиках. Мужики ему сочувствовали и угощали выпивкой.
Записав услышанное, вспомнив увиденное в послевоенные годы, я невольно задумался о судьбе России, ее сложной и героической истории, периодически сопровождаемой войнами с начала государственности.
Практически ни одно поколение русских людей не избежало военного лихолетья, отстаивая свою свободу. В XX веке русский народ пережил войну с Японией, первую мировую, гражданскую, финскую и Великую Отечественную. Как сказал Александр Блок: «И вечный бой. Покой нам только снится!».
И сегодня милитаристский Запад не оставил намерений разрушить и поставить на колени Великую Россию, спровоцировал военные действия на Украине, которая оказалась во власти неонацизма, стремящегося уничтожить русский мир.
Но не тут-то было: мы своих не сдадим, задавим нацистскую гадину в ее логове. И порукой тому наши отважные воины, проводящие специальную военную операцию, а примером для них являются славная история России, не знающая поражений, и ветераны Великой Отечественной войны.

Предыдущая статьяХирург из Тбилисской добровольцем уехал в Донбасс, чтобы оказывать помощь раненым
Следующая статьяВ школах Тбилисского района увековечили память героев специальной военной операции