Хирург из Тбилисской добровольцем уехал в Донбасс, чтобы оказывать помощь раненым

494
Врач-хирург Андрей Васильев отправился добровольцем в зону специальной военной операции. Встревоженным близким оставалось только понять и поддержать его. Домой Андрей Эдуардович вернулся через полгода / Фото из личного архива Андрея Васильева

Андрей Васильев вернулся из Херсонской области в октябре. Врач полгода провел в зоне специальной военной операции и спас десятки бойцов и мирных жителей.
В медицине Андрей Васильев более 20 лет. Долгое время трудился хирургом. А с 2016 года по сегодняшний день работает патологоанатомом в Тбилисской ЦРБ.

Земский доктор из Оренбурга
Андрей Эдуардович родился и вырос в Оренбурге. Что будущая профессия будет связана с медициной, решил еще в детстве. Помнит, как на карманные деньги купил первый атлас анатомии человека. С этого все и началось.
Окончив школу, в 1999 году Андрей поступил в Оренбургскую государственную медакадемию. За годы учебы понял, что хирургия и есть то, чему хотел бы посвятить свою жизнь – настолько эта отрасль медицины его увлекла. После шестого курса выпускник медицинского вуза год провел в интернатуре и два в ординатуре. Работал в хирургическом отделении первой городской клинической больницы Оренбурга.
К слову, свой профессиональный путь Андрей Васильев начал еще студентом. Поначалу был фельдшером приемного отделения, потом скорой помощи, дежурил в хирургическом отделении, много раз ассистировал. К концу шестого курса на его счету уже были три самостоятельные операции.
Ординаторов часто привлекали к работе в отдаленных ЦРБ. В Кваркенской центральной районной больнице за несколько сотен километров от Оренбурга Андрей Васильев познакомился с будущей супругой Ириной Валерьевной, которая работала акушером-гинекологом.
В 2007 году Васильевы переехали на Кубань, в Калининский район. Каждый устроился на работу по своей специальности. А через семь лет благодаря помощи государства – программе «Земский доктор» – они обустроились в Тбилисской. Семья, в которой подрастали двое детей – сын Игорь и дочь Дарья, сразу обзавелась собственным домом.
В 2016 году Андрей Васильев окончил курсы профессиональной переподготовки врачей по патологической анатомии в Ставрополе. Вернулся в Тбилисскую ЦРБ, но только уже врачом-патологоанатомом. Но по совместительству Андрей Эдуардович оставался хирургом на ночных дежурствах.

Когда Родина позвала
За событиями на Украине Андрей Васильев следил еще с 2014 года. На решение добровольцем отправиться в зону проведения СВО повлиял разговор с одним из беженцев из Донецкой Народной Республики, который рассказал, что там сложилась тяжелая ситуация в здравоохранении, медпомощь солдатам и мирному населению – на низком уровне. Вдобавок его подвигло еще и то, что свое детство он провел в Одессе. Его отец был военным, и семья прожила на Украине 10 лет.
Выбора у родных и близких Андрея Васильева, твердо решившего отправиться исполнять воинский долг, защищать Родину, не было. И они поддержали его стремление помогать нашим парням сохранить здоровье и жизнь.
– В районном военкомате прошел процедуру оформления, а затем поехал в Краснодар на сборный пункт военного комиссариата для заключения контракта и распределения, – вспоминает Андрей Васильев. – Добровольцев было много. На тот момент среди них я был единственным врачом. Не скрою: парни обрадовались, увидев хирурга. Их ободрило, что рядом с ними опытный медик. Они чувствовали, что все будет хорошо.
Андрея Эдуардовича определили в войсковую часть №12676 в разведку. Первого апреля прошлого года он прибыл в Крым, прошел подготовительные курсы, получил одежду, обувь, броню, тактический рюкзак, патроны, автомат. Однако выносливость для солдата гораздо важнее материального оснащения. Здесь доктору пригодились спортивные навыки и хорошая физическая форма. Раньше он занимался скалолазанием, ходьбой на лыжах, плаванием, бегом, боями без правил.
Из 16 человек сформировали группу, все парни – жители Кубани, многие были из Кавказского, Гулькевичского районов. Военнослужащие погрузились в «Урал» и поехали в сторону Кривого Рога. Разумеется, всем было страшно, но паники не было, мысль о том, что дома ждут родители, жены, дети, укрепляла боевой дух.

Полевая хирургия – совсем другая
– Прибыв в расположение, в первый же час попали под обстрел ВСУ, – рассказывает Андрей Васильев. – Получили боевое крещение, чтобы понимали, где находимся.
В задачи доктора входили помощь раненым и пострадавшим, эвакуация бойцов с линии соприкосновения, поля боя, лечение, стабилизация состояния и транспортировка в госпиталь. Многое было в новинку, но, как говорят, опыт приходит со временем, а уж если от него зависит жизнь, то он приобретается гораздо быстрее.
Объекты с красным крестом были целью обстрелов. По нашим выпускали боеприпасы, начиненные кассетными составляющими, чтобы поразить как можно больше живой силы, а по сути добить раненых и уничтожить «ангелов в белых халатах».
За полгода работы герой моего рассказа становился свидетелем самых невероятных и уникальных случаев. Например, в первый день его нахождения в зоне боевых действий в автомобиль с российскими военными попал снаряд. Машину разорвало, но все парни остались живы. Одному из бойцов почти оторвало руку. Опытным медикам удалось спасти солдата с тяжелой травмой. Под обстрелами они доставили пострадавшего в пункт дислокации, провели операцию и эвакуировали его в глубокий тыл.
Как рассказал Андрей Васильев, полевая хирургия – совсем другая. Здесь необходимо быть максимально сконцентрированным, учитывать, что по тебе открыт огонь, и в то же время спасать человека. В лучшем случае медики могли провести операцию в брошенном здании либо санитарном автомобиле, но в основном спасать жизнь приходилось прямо в полевых условиях – буквально, как говорится, на коленках.
Врач оказывал помощь и пострадавшим мирным жителям на дому. Бывало, и в засады попадали. Однажды в результате ракетной атаки за ночь ранения получили 17 человек. Смерть ходила по пятам, и каждая секунда могла стоить доктору жизни. Андрей Васильев дважды был контужен и ранен.

Медаль за мужество и отвагу
За отличие в военном деле доктор был удостоен высокой государственной награды РФ – медали Суворова.

  • К СВЕДЕНИЮ
    Согласно Указу президента РФ медалью Суворова награждаются военнослужащие за личное мужество и отвагу, проявленные при защите
    Отечества и государственных интересов Российской Федерации в боевых действиях на суше, при несении боевой службы и боевого дежурства, при участии в учениях и маневрах, при несении службы по охране государственной границы РФ, а также за отличные показатели в боевой подготовке и полевой выручке.

– Мы отправились на передовую забирать раненых, – вспоминает Андрей Эдуардович. – Парни находились в сельской школе, но как туда проехать – никто из нас не знал. Вовсю шли обстрелы. Дорогу мы спросили у военных из другой бригады. Только отъехали, как в 30 метрах разорвалась мина, затем в 10 – еще одна. Немного оглушило. Приняли решение уезжать, ведь наступление ВСУ продвигалось. И тут в 5 метрах от нас снова прилет. Меня и моего фельдшера несильно контузило. Сели в машину, а мысль о том, что наших ребят нужно забрать, крутится в голове. Доехали до ближайшего поста, чтобы связаться со штабом. Скажут отправляться в гущу — значит поедем! Связь была только в соседнем поселке. В результате сказали, что наших парней уже забрали в город. А мы только покинули его из-за опасности, что вот-вот ударят из пусковых установок HIMARS. Вернулись за ранеными. Пока их перевязывали, укрывшись между зданиями, по нам прилетело. Тут подбежал связист и прокричал: «Ребята, у вас две минуты, чтобы эвакуироваться, летит «Байрактар». Вместе с фельдшером быстро погрузили шестерых бойцов в машину. Он сел с ними, а я – впереди с водителем, поскольку тоже могу управлять автомобилем. Только отъехали – появился беспилотник. Мы выехали на дорогу, а на ней разбросанные мины «Лепесток». Нам оставалось ехать либо через самую простреливаемую центральную улицу, либо по полю. Кричу водителю: Гони как можешь, у нас на хвосте «Байрактар»!». Беспилотник бил по нам и преследовал практически всю дорогу. В тот день мы, как говорится, трижды прошли по лезвию бритвы и были на волосок от смерти.
Андрей Васильев вернулся домой первого октября. Чувства испытывал разные: была и радость, что наконец-то увидит семью, но было и как-то тяжело на душе. Жизнь нашего героя после возвращения особо не изменилась. Получил звание ветерана боевых действий, вернулся на работу.
– Будьте внимательны к людям, которые вас окружают, именно к вашему маленькому боевому коллективу, – дал главный совет Андрей Эдуардович тем, кто собирается ехать на СВО. – С ними вы будете проводить очень много времени, и они будут вам братьями. Заботьтесь друг о друге, будьте терпимее.

От редакции
Патриотизм и верность своему народу – это то, что побуждает людей к подвигам. По-другому это не назвать. Мы не устанем благодарить медиков за их самоотверженный труд в зоне спецоперации. Они такие же герои, как и наши бойцы – участники СВО. По доброй воле и зову сердца они приходят на помощь людям, которые особо в ней нуждаются, спасают раненых солдат и лечат местных жителей. Спасибо вам за силу духа, профессионализм, стойкость, отвагу и доброе сердце!

  • Мишень нацистов – красный крест
    Объекты с красным крестом обстреливали постоянно. По медикам били боеприпасами, начиненными кассетными составляющими, чтобы поразить как можно больше людей, а по сути добить раненых и уничтожить «ангелов в белых халатах».
Предыдущая статьяМамы военнослужащих сегодня тоже принимают поздравления с Днем защитника Отечества
Следующая статьяПолноценная жизнь – на протезе, с осколком в голове