Не по годам взрослели дети на войне

Годы войны 1941-1945 для каждой семьи оставили трагические воспоминания, которые будут передаваться из поколения в поколение

Моя мама Галина Петровна Мартыненко, уроженка села Триполье Киевской области, часто вспоминает свое детство, которое пришлось на годы Великой Отечественной войны.
Фашисты ночами устраивали облавы – искали молодежь для отправки в Германию.
По доносам полицаев они обыскивали хаты, сараи, чуланы, штыками кололи сеновалы, ища там спрятавшихся, а также забирали с собой «неблагонадежных» односельчан. Содержали пленников в большом колхозном сарае, под охраной двух солдат. Потом из района приезжал офицер для сортировки людей. Подозрительных и неугодных расстреливали, а остальную молодежь партиями вывозили в район для отправки в Германию.
Однажды ночью в доме моей бабушки проснулись от сильного стука в дверь, которую, пытаясь открыть снаружи, били прикладами оружия.
– Надька, открывай! – кричал полицай.
Материнское сердце сжалось от боли, она поняла, что пришли за сыном-подростком, но прятать его было некуда! Она обреченно пошла к двери, набросив на плечи старенький платок.
Спавшие на печи дети – 16-летний Петр, 11-летняя Галя и младшенький Боря – тоже проснулись от шума и сразу поняли, в чем дело.
– Петька, скорей ложись под подушки, – прошептала Галя.
Петя был худеньким и легко поместился под две огромные подушки, а младшие дети положили головы поверх них и закрыли глаза, притворившись спящими.
Фашисты зашли в хату и искали везде, заглядывая даже в очаг печки, где стоял горшок с кашей. Сверху на печи, где спали дети, занавеска была задернута. Один из немцев с автоматом наготове подошел и приподнял ее, осматривая лежанку. Ребятня лежала на огромных подушках и хорошо изображала спящих, раскинув тельца по печи, а Галя специально посапывала, как бывает при глубоком сне.
Второй немец спросил на своем языке:
– Кто там?
Первый ему ответил:
– Киндер!
Они вышли из хаты и долго искали на подворье, но так ни с чем и ушли.
Зайдя в дом, мама кинулась в слезах обнимать и целовать детей за их сообразительность, радуясь, что беда на этот раз миновала.
Но оставаться дома Пете было теперь нельзя, потому что с утра во дворе немцы обустроили походную кухню. Петю сначала прятали за сараем, в куче навоза, но потом ночью отправили к партизанам, которые укрывались в песчаных пещерах.
А в ту ночь фашисты собрали много молодежи и уже на другой день их отправили в Германию. Туда попали многие парни и девчата, с которыми дружил Петя.
На долгие годы, а многие и навсегда расстались со своими родными. Так, Катя, двоюродная сестра, попав в Германию, была определена домработницей в немецкую семью. Ей повезло: она выжила и после войны вернулась домой. Но многих ждала иная участь – они погибли от голода и побоев, даже не доехав. Для фашистов жизнь человека ничего не стоила, и они распоряжались ей как хотели.
После освобождения Киевской области от фашистов Петю в 18-летнем возрасте призвали в ряды Красной армии в военно-морской флот. Будучи участником Великой Отечественной войны, он был удостоен множества наград. Но это уже другая история…

Анна Жаворонкова

Предыдущая статьяПогибли, но не сдались
Следующая статьяЕщё два человека заболели в Тбилисском районе коронавирусом
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.