Погибли, но не сдались

Линкор «Воля» уходит из Новороссийска 17 июня 1918 года. На переднем плане — оставшийся для затопления эсминец «Керчь»

В июне 1918 года в Цемесской бухте близ Новороссийска были затоплены военные корабли Черноморского флота, оказавшихся разменной картой в отношениях между Германией и Россией после заключения Брестского мира.

Ситуация кардинально поменялась после того, как немецкие войска вторглись в Крым в апреле. В Севастопольской бухте корабли подверглись обстрелу и вынуждены были покинуть главную базу флота и отправиться в Новороссийск.

Корабли Черноморского флота прибыли 1 мая 1918 года. При участии личного состава был восстановлен порядок в Новороссийске. Под угрозой применения силы они удалили анархистски настроенные воинские части.

В городе стали появляться эмиссары из Краснодара и Москвы, приходить приказы с требованием о немедленной сдаче кораблей Германии. Судьба кораблей флота могла сложиться по любому сценарию, вплоть до прямых вооруженных столкновений с кем бы то ни было. На кораблях Черноморского флота подняли Андреевский флаг, о чем немедленно доложили в Москву.

Идея затопления судов сложилась у Советского правительства к середине мая 1918 года. Именно после этого появилось знаменитое указание Ленина Высшему военному совету: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно».

Исполнять приказ в Новороссийск был отправлен заместитель народного комиссара по морским делам Иван Вахрамеев, приехавший специальным поездом с охраной из моряков-балтийцев. Однако преодолеть сопротивление командования Черноморского флота не смогли. Выполнить приказ из Москвы смог лишь Федор Раскольников, которому мандат подписал сам Ленин.

В итоге на дно было отправлено более полутора десятка кораблей Черноморского флота и транспортных судов. Командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель, принимавший непосредственное участие в затоплении кораблей флота, вспоминал: «Грустная и тяжелая картина – гавань вымерла, пусто, и только медленно идущие на буксире миноносцы, беспомощные, без признаков жизни на них, с отдельными мрачными фигурами на палубе, как зачумленные и обреченные на смерть, с которых все живое сбежало и от которых все сторонятся. Сильное впечатление производит эсминец «Гаджибей», на котором поднимают сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!»

Второй раз со времен Крымской войны боевые корабли Черноморского флота, созданные для защиты Отечества, были отправлены на дно своими же командами под давлением особых обстоятельств. Большинство из них было поднято в последующие годы. Остались на дне только линкор «Свободная Россия» и миноносец «Громкий».

Предыдущая статьяСегодня свой профессиональный праздник отметят все, кто служил или служит на флоте
Следующая статьяНе по годам взрослели дети на войне
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.