Семья Владимира Константиновича Шебаниц в 70-80-х годах прошлого века добывала алмазы в Якутии

194
Чтобы добраться до алмазов, необходимо выбрать сотни миллионов кубометров пустой породы. В 1991 году состоялась погрузка юбилейного, 350-миллионного кубометра алмазной руды

Я уже писал о земляках, которые принимали участие в гигантских стройках нашей страны: газопровода на Таймыре, железной дороги Сургут – Уренгой, знаменитой на весь мир Байкало-Амурской магистрали и освоении целины. Они своим трудом укрепляли экономическую мощь государства и познавали себя в экстремальных условиях.

С юга – за полярный круг
На долю Владимира Константиновича выпало в детстве пережить войну и послевоенные тяготы, рабочую юность 50-х.
– Я родился в 1937 году в украинском селе Македоновка, что возле Мариуполя, который раньше назывался Жданов, – рассказывает Владимир Шебаниц. – Родители работали в колхозе. Помню, как в село в сентябре 1941 года вошли немцы. С нами в хате жил офицер, который по утрам угощал меня бутербродом с маслом. Партизан в нашем селе не было, поэтому немцы вели себя спокойно. На смену им пришли румыны. Оккупация длилась два года. А когда румыны отступали, то сожгли мельницу, школу и клуб. Я с ранних лет был приучен к крестьянскому труду и после школы получил специальность механизатора широкого профиля. Некоторое время работал в колхозе, потом перебрался в Мариуполь на предприятие, которое проводило ремонтные и наладочные работы на крупнейших заводах «Азовсталь», имени Ильича и других. Здесь я получил богатый опыт слесаря-наладчика. В армии не служил из-за заболевания сердца.
Женился Владимир Константинович в 1961 году на Федоре Ивановне Кошкош, которая работала штукатуром. У них родились сын Александр и дочь Вита. Сейчас, вернувшись с Севера, они тоже проживают в Тбилисской. Александр – на заслуженном отдыхе, а Вита работает мастером в МУП «Тепловые сети Тбилисского района». Дети подарили родителям шестерых внуков.
В 1970 году семья Шебаниц получила от предприятия трехкомнатную квартиру, что по тем временам было пределом мечтаний. К сожалению, судьба этого дома оказалась печальной: во время штурма Мариуполя в 2022 году он был разбомблен до основания. Но к тому времени Шебаниц уже там не жили.
– По совету дяди я поступил в Кубанский сельхозинститут на инженера-механика, – продолжает свой рассказ Владимир Константинович. – Во время учебы познакомился с Сергеем Назаровичем Добренко из станицы Тбилисской, мы стали с ним друзьями. Он сыграл важную роль в моей судьбе. Когда его назначили директором вновь образованного предприятия «Транссельхозтехника», он в 1976 году пригласил меня на работу главным инженером. Я, конечно же, согласился. Так стал жителем станицы Тбилисской.
А в 1978 году приехавший в гости брат Нестер, который работал в Якутии на предприятии «Якуталмаз», предложил Владимиру перебраться к нему. От заманчивого предложения Владимир не смог отказаться, а Сергей Назарович не возражал.
– Так я оказался в поселке Удачном, в 20 километрах от Северного полярного круга, – вспоминает Владимир Шебаниц. – Это было в октябре. На Кубани – теплая золотая осень, а в Удачном уже снег лежит и трещат морозы. На удивление, вся наша семья акклиматизацию перенесла очень хорошо, северный климат обладает оздоровительным свойством. Дети пошли в школу, а я устроился на работу в трест «Вилюйгэсстрой» начальником отдела охраны труда. Жена стала бригадиром ремонтно-строительной бригады на горно-обогатительной фабрике.
Через три года трест перевели в районный центр – поселок Мирный, что в 500 километрах (таковы северные расстояния), а Владимир решил остаться в Удачном и поступил на работу в трест «Якуталмаз», который впоследствии реорганизовался в крупнейшую в мире алмазодобывающую компанию «Алроса», занимающую лидирующее положение в мире по объему добычи алмазов. Назначили его директором строящейся нефтебазы. Объект чрезвычайной важности, сроки ввода в эксплуатацию – минимальные, а металл – в дефиците.
– «Выбивать» лимиты на трубы меня командировали в Москву в Министерство цветной металлургии, которое перенаправило меня в Министерство обороны, – продолжает свой рассказ Владимир Константинович. – Преодолевать бюрократические барьеры оказалось сложнее, чем перенести многочасовой перелет с несколькими пересадками. Но все-таки мне удалось «выбить» трубы, которые позволили в срок ввести в строй нефтебазу. Главная проблема – снабжение треста «Якуталмаз» горюче-смазочными материалами – была решена.
В 1985 году по семейным обстоятельствам мы с женой вернулись в Тбилисскую. Сын остался в Удачном, а дочь училась в институте в Иркутске. Сначала я работал инженером по охране труда в совхозе «Кропоткинский». Затем директор «Сельхозхимии» Александр Федорович Булатов предложил мне стать главным инженером. С этой должности в 1997 году я ушел на заслуженный отдых.
К алмазам допускаются только женщины
Разговор о якутских алмазах я продолжил с сыном Владимира Константиновича.
– На момент переезда нашей семьи в Якутию я окончил 9 классов, а в десятом уже учился в новой 3-этажной школе в поселке Удачном, – рассказывает Александр. – Тогда в школе нас обучали и рабочим профессиям. Я, например, получил водительское удостоверение.
Сразу после школы пошел работать автоэлектриком в автобазу треста «Алмаздортранс». После армии, а служил я в Забайкальском военном округе механиком-водителем танка Т-62, вернулся в Удачный и работал водителем автопогрузчика на нефтебазе вместе с отцом. В 1998 году женился на Марине – работнице управления материально-технического снабжения «Якуталмаз». С ней мы вместе уже 25 лет, у нас двое сыновей: Артем и Антон.
На ваш вопрос об алмазах отвечу так: видел я их только в музее, в руках не держал. Система охраны на предприятии такая, что с алмазами контактируют только женщины-сортировщицы на последнем этапе добычи, они их вручную сортируют. Однако случаи хищения драгоценных камней были, на предприятии даже была раскрыта организованная группа похитителей.
С производственным процессом Александр ознакомился на экскурсии. Схема извлечения алмазов упрощенно выглядит так: привезенная на самосвалах руда загружается в гигантский бункер, затем дробится методом сжатия, на следующем этапе измельчается в порошок, который заливают спецраствором, напоминающим мыльный. Алмаз покрывается жировой пленкой и всплывает на поверхность, откуда извлекается и поступает в сортировочное отделение, где работают только женщины.
– На Крайнем Севере я проработал 43 года, – продолжил Александр. – Мне присвоено почетное звание «Ветеран компании «Алроса». Выйдя на заслуженный отдых, вернулся в Тбилисскую. Часто вспоминаю поселок Удачный, где прошли мои лучшие годы.

Работа – тяжелая, оплата – достойная
В дополнение к истории семьи Шебаниц я созвонился с инициатором своеобразного «семейного подряда» на добычу алмазов Нестером Константиновичем. Это он пригласил старшего брата Владимира в Якутию, открыв незабываемую северную страницу в жизни семейства, о чем никто из членов семьи не жалеет.
– Попал я на алмазные прииски по приглашению друга в 1973 году, – рассказал Нестер Константинович. – Сразу стал работать водителем большегрузов, перевозил руду из алмазного карьера на горно-обогатительную фабрику в поселок Удачный. Меня поразили гигантские размеры карьера: его длина была 2000 метров, ширина – 1600, а глубина – 400 метров. Так было в начале моей работы. Когда уезжал, глубина карьера составляла 640 метров. Сейчас открытый способ добычи уже не используется, применяют шахтный.
Под стать размерам карьера и сверхмощная техника. Огромный экскаватор с ковшом объемом 16 кубометров загружал руду в мой карьерный самосвал размером с двухэтажный дом и грузоподъемностью 120 тонн. Потом следовал напряженный подъем по сложному серпантину вдоль стен карьера. Длина ходки в один конец до фабрики составляла 80 километров. Рабочая смена длилась 12 часов, за это время я делал два рейса. Дорога, как везде на Крайнем Севере, – сложная. В зимних условиях с трудом преодолевали многочисленные подъемы в сопках, но техника не подводила. Работа очень тяжелая и оплачивалась она достойно. Хорошие заработки были одной из причин, привлекавших людей на суровый Крайний Север, там было многолюдно. Сейчас рынок нивелировал это преимущество, и народ стал уезжать на материк, что негативно сказывается на экономике этих регионов.
В общей сложности я отработал в алмазодобывающей промышленности 29 лет. После выхода на пенсию в 2002 году вернулся в Мариуполь, где жил до начала военных действий. Затем переехал к дочери в Таганрог, который всего-то в ста километрах, где сейчас и проживаю.

О драгоценных временах
Вот такая, казалось бы, простая история простой семьи, но есть одна отличительная черта. Эти люди не испугались суровых условий Крайнего Севера, отдали ему лучшие годы, заслуженно гордясь тем, что добывали алмазы, укрепляя экономику страны. Часто на семейных встречах вспоминают они о тех «алмазных» временах. Правильно поэт сказал: «Воспоминания – искристый алмаз!».

В ТЕМУ
Как говорил Бенджамин Франклин, есть три вещи, которые сделать необычайно трудно: сломать сталь, раскрошить алмаз и познать самого себя. В минералогии алмаз считается «царем» камней не только из-за физических характеристик и необычайной красоты после огранки (он становится бриллиантом), но и из-за колоссальных трудовых затрат на его добычу.
Добыча алмазов – трудоемкое многоступенчатое производство в составе геологоразведки, добычи алмазной руды, ее сложной технической переработки. Все это сопровождается обеспечивающей производство инфраструктурой: транспортом, ремонтной базой, службой материально-технического и теплоснабжения, социальными службами. В экстремальных климатических условиях Крайнего Севера все эти затраты делают алмаз действительно «царем» камней, умножающим богатство России.

Фабрика №12 горнообогатительного комбината «Удачный»
Гигантские размеры алмазного карьера поражают воображение
Супруги Александр и Марина Шебаниц. Поселок Удачный, 1998 год / фото из семейного архива Шебаниц
Братья Нестер и Владимир Шебаниц, встречаясь, часто вспоминают работу на алмазодобывающем предприятии в Якутии / Фото из семейного архива Шебаниц
Предыдущая статьяВоспитанница детской школы искусств станицы Тбилисской и ее преподаватель стали призерами Всероссийского конкурса «Нас 20 миллионов»
Следующая статьяНа Кубани малый бизнес может получать займы онлайн