Кто беден любовью – скуп и на вежливость

83

Дамы и господа, товарищи, сударыни и судари… Кто мы теперь друг другу?

«Товарищи! Будьте взаимно вежливы!» – такой лозунг в повелительном наклонении в советское время красовался в местах массового скопления людей: в магазинах, общественном транспорте и других – с целью профилактики грубости, которая цвела в этих местах буйным цветом.
А причиной грубости в магазинах являлись «хронические» очереди, порожденные дефицитом продуктов или товаров импортного производства, в общественном транспорте – невероятные теснота и давка, духота в летнее время.
Особо яркими проявлениями грубости отличались очереди за алкоголем во времена горбачевского «сухого закона». Достаточно было постоять в этой очереди полчаса, и ты о себе услышишь то, что нельзя печатать, и узнаешь, с кем из животных ты состоишь в родстве.
В очереди рождался специфический новояз: «Вас тут не стояло!». А правительство, вместо того чтобы устранить экономические причины грубости, вывешивало на стенах безмолвные и красноречивые лозунги: «Товарищи! Будьте взаимно вежливы!». Товарищи, конечно, могли бы быть вежливыми, но нервы не выдерживали.

Нравственная категория
После такого ностальгического вступления давайте поговорим о том, что же такое вежливость и что такое хамство. Как стать вежливым и не быть хамом? Википедия определяет вежливость как черту, характеризующую личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. То есть это нравственная поведенческая категория, под ней понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

Национальные особенности вежливости
Человека всегда можно отличить по его манере поведения вне зависимости от национальности, а у некоторых народов вежливость является народной традицией в статусе национального бренда.
Например, у японцев существует исторически сложившаяся традиция одзиги – уникальное проявление японской вежливости: приветствие, прощание, поздравление, благодарность, извинение. Правильно и красиво поклониться не так-то просто, это настоящее искусство, показатель хорошего воспитания, благородства. Японцы нередко кланяются собеседнику даже при телефонном разговоре.
В то же время особенности японской культуры, наряду с этой добродетельной древней традицией, на протяжении веков позволяли существовать таким жесточайшим ритуалам, как харакири и камикадзе, которые возводили ритуальное самоубийство в ранг благороднейших поступков. Восток – дело тонкое, европейцам этого не понять.
Другой пример – американская улыбка. В нашем представлении американцы постоянно «держат улыбку» на все 32 зуба. Они даже при разговоре на драматические темы улыбаются. Я видел по телевидению, как давал интервью наш соотечественник, уехавший на ПМЖ в США. Так вот, он рефлекторно улыбался через каждые два-три слова, притом что его натянутая улыбка явно не совпадала со смыслом сказанного. Речь идет об известном скульпторе Эрнсте Неизвестном, светлая ему память. По-моему, он, как и бывшие наши соотечественники, перестарался в процессе ассимиляции в американский образ жизни.
А уж на фотографиях американцы всегда супервеселые, независимо оттого, на каком фоне они снимаются: например, в музее у автомобиля, в котором убили президента Джона Кеннеди, улыбка совсем не уместна, но таковы американцы. Даже члены правительства наблюдали с улыбкой по телевидению прямой репортаж о казни Саддама Хуссейна, а Хилари Клинтон даже взвизгнула от восторга. Это уже, как говорится, за гранью реального восприятия. Но оставим их наклеенную улыбку самим американцам.
Уместно заметить, что улыбка – явление в историческом измерении сравнительно молодое. На картинах великих художников средневековья практически отсутствуют улыбки на лицах людей. Даже секрет знаменитой улыбки Джоконды Леонардо да Винчи экспертами до сих пор не расшифрован, может быть, потому, что она таковой не является с точки зрения современного человека. Тем не менее картиной до сих пор восхищаются. Но времена меняются, и в наше время искренняя улыбка человека – визитная карточка его вежливости.
Несколько слов о «великих бриттах». Английскую вежливость весь мир воспринимает как чрезмерную демонстративную чопорность, которая для русского человека выглядит показушной. В то же время уходить из гостей, не попрощавшись, у англичан не считается невежливым поступком. У других народов это явление получило название «уйти по-английски».
Приведенные примеры вовсе не говорят о том, что этим народам не хватает вежливости – наоборот, их культурные национальные традиции в сфере общения общепризнанны и достойны уважения. Просто у них свой менталитет, отличный от русского, как говорится, в каждой избушке свои погремушки.

Наша неувядающая искренность
А у русского народа свои традиции в общении. Наша национальная особенность – искренность, доброжелательность, естественность поведения в зависимости от жизненных обстоятельств. Никому не придет в голову рассказывать на камеру о людском горе с улыбкой на лице, мимика будет отражать сочувствие, сожаление и милосердие к пострадавшим. А чопорность, как и многочисленные зашифрованные жесты, в общении у русских людей не приняты.

Добрый «Домострой»
Основы русской вежливости (этикета) были впервые описаны в знаменитой книге «Домострой» в XVI веке, когда вся Европа находилась во мраке жестокого средневекового мракобесия. Авторство этого памятника светской письменности того времени приписывают протопопу Благовещенского монастыря в Москве, духовнику Ивана Грозного Сильвестру.

Цитаты из «Домостроя»
«Домострой» – свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. С точки зрения современного человека эти советы изложены в несколько наивной и даже смешной форме, но суть и значимость некоторых из них остается актуальной и сегодня.

Об отношениях с людьми:
«Со всеми должно вести себя так, чтобы не только не возбудить ни в ком вражды к себе, не нажить себе каких-либо неприятностей, но заслужить у всех расположение и доброе мнение о себе».

За столом в гостях «Домострой» предписывает:
«Всякое кушанье хвалить и с благодарностью вкушать».
«Принимать гостей следует ласково. Хорошо угостить их считается самою священной обязанностью».

Указывает автор и на правила приличия:
«За обедом не кашлять, не плевать, не сморкаться, а уж если понадобится, то отошедши в сторону, вычистить нос или откашляться вежливо, а придется плюнуть, то сделать это, отворотясь от людей, да ногой потереть…».

Так зарождалась русская вежливость. По этим простым и доступным для понимания правилам жил простой народ России. В то же время дворянство жило по своему этикету, как небо и земля отличному от народного, что углубляло противоречия в обществе.

Заповеди строителя коммунизма
Великий Октябрьский переворот «своей безжалостной рукой» разрушил «мещанские» традиции «Домостроя» как пережиток прошлого, заменив его «пролеткультом», который сразу же по причине борьбы с мещанством заменил исконно русское обращение друг к другу «сударь» и «сударыня» на бесполое «товарищ», равенство захлестнуло горячие головы вплоть до свободных отношений между мужчиной и женщиной и уничтожения института семьи. А дворянский этикет как классово чуждый был уничтожен на корню. Культурные традиции были сброшены с «корабля современности», как говорится, «вместе с водой выплеснули и младенца».
Спустя время, поняв, что «корабль современности» плывет не туда, большевики стали возвращаться к традиционным методам воспитания, дойдя в своих изысканиях до «Морального кодекса строителя коммунизма», взяв за его основу библейские заповеди. И надо сказать, что советская система воспитания дала свои результаты, как следствие – взаимодействия семьи и школы, массовости пионерских и комсомольских организаций.

Опасный эксперимент
В современной России либеральные реформы образования, к сожалению, освободили школу от воспитательных функций, что не замедлило сказаться на процессе: в этом вопросе семья кивает на школу, а школа – на семью. Результат – грубость в школе со стороны учащихся по отношению к учителям, рост подростковой преступности, курение, употребление алкоголя и даже наркотиков.
Это можно увидеть в телесериале Валерии Гай Германики «Школа», который в свое время всколыхнул общество своей обнаженной правдой о проблемах воспитания в стране. Сериал вышел на телеэкраны в 2010 году и как бы подвел итоги 20-летней реорганизации демократической реформы образования и воспитания, показав, что ломать – не строить. Такие реформы опасны для общества.
Власти, поняв, что ошиблись, в 2020 году законодательно закрепили воспитательную функцию школы, внеся изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» и вернув дело воспитания «на круги своя».

Статистика бестактности
А вот и результаты федерального соцопроса 2021 года на предмет воспитанности россиян. Оказалось, что самые воспитанные люди проживают в Томске, Новосибирске и Санкт-Петербурге. В конце списка – Челябинск, Брянск и Омск. По данным исследователей, жители этих городов воспитанностью не отличаются. Вот такая картинка!

Также соцопросом определены города, в которых живут самые бестактные люди. Пятерку «лучших» составили Ростов-на-Дону, Воронеж, Сочи, Иваново и Белгород. Опрос проводился в 21 городе. Оказалось, что больше всего наши соотечественники любят давать советы малознакомым людям – 86%, 67% не могут дослушать собеседника, а 23% участников соцопроса считают возможным вмешиваться в чужой разговор. Интересная статистика!

Никуда не деться от брани?
Говоря о вежливости, не могу обойти стороной вопрос ненормативной лексики в разговорной речи. Вопрос очень непростой, точного ответа, как к нему относиться, не могут дать даже лингвисты, хотя уже написаны десятки диссертаций на эту тему.
«Домострой» тоже не дает ответ на этот вопрос, хотя известно о глубоких корнях этого «чуда» русской лексики.
Русские матерные слова легко рифмуются, и поэты «золотого века» Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Барков и другие использовали этот специфический фольклор в своих произведениях. Шаловливую традицию продолжил «серебряный век» в лице символистов Владимира Маяковского, Сергея Есенина и других. А вот в стихах знаменитых советских поэтов-шестидесятников и даже у опального Владимира Высоцкого матерных слов мне обнаружить не удалось, хотя в быту они, как всякий русский человек, эти слова употребляли.
В наше время дети матерные слова начинают познавать в дошкольном возрасте, перенося из семьи в детский сад и наоборот. Что первично, а что вторично в этом процессе – не понятно. Затем процесс познания переходит в школу, где уже уровень повыше и словарный запас разнообразнее.
Но самым главным учителем русской ненормативной лексики является интернет. Народ от мала до велика спешит поделиться знаниями матерщины посредством стихов и песен, причем женщины ни в чем не уступают мужчинам, а в чем-то и превосходят их. Один только услышанный мною в «Тик-Токе» матерный монолог всем известной Ксюши чего стоит!
А флагманом в этом море мата является группа «Ленинград». Она даже меня, не плохо знающего предмет, удивляет своими песнями. А что уж говорить о молодежи, которая обеспечивает аншлаги их концертам!
Универсальность ненормативной лексики просто зашкаливает: ни в одном языке мира нет такого, чтобы одно слово могло одновременно быть существительным, эпитетом и метафорой. Оно же может выражать радость, удивление, восхищение, грусть, гнев, зависть – в зависимости от ситуации и интонации. Это и обеспечивает популярность мата в народе, особенно у молодежи. Что с этим делать, как остановить процесс обсценизации русской речи, и стоит ли в него вмешиваться, общество не знает, как, впрочем, и филологи, лингвисты и социологи. Может быть, само «рассосется»? В любом случае это не трагедия, а может быть, даже национальное достояние, которое следует охранять. Некоторые специалисты советуют к этому явлению относиться толерантно – как к явлению природы. Никому же в голову не придет обижаться на дождь или попытаться его отменить.

Комфорт и любезность
Каково же состояние вежливости в современном обществе? Да в каждой социальной группе по-разному: где-то лучше, где-то хуже, но общая тенденция указывает на улучшение. Все люди, начиная с детских стихов Агнии Барто, Самуила Маршака, Владимира Маяковского, знают, «что такое хорошо и что такое плохо», но иногда забывают и не различают эти понятия.
Если точность – вежливость королей, то и для простого человека вовремя приходить на работу или на встречу – правило хорошего тона.
Кстати, о «королях». Мне по долгу службы в свое время приходилось бывать на краевых совещаниях. И вот однажды большой чиновник, собрав 300 человек в душном зале (дело было летом в Геленджике), вместе со своей свитой опоздал на 50 минут, но извинений от него уважаемое собрание не дождалось. Это проявление неуважения к подчиненным Владимир Ленин называл комчванством, оно оказалось живучим, пережив коммунистов. Некоторые чиновники этому примеру следуют до сих пор.
Однако справедливости ради надо сказать, что в последние годы хамства в обществе заметно поуменьшилось. Что ни говори, а с улучшением уровня жизни и психологическая обстановка в обществе стала спокойней, а отношения между людьми доброжелательней.
В новых экономических условиях успех в бизнесе в немалой степени зависит от умения наладить отношения с людьми, что без соблюдения правил этикета (вежливости) невозможно. Таким образом, в обществе сформирован солидный социальный слой, для которого вежливость является, так сказать, категорией материальной.
Исчезли очереди в магазинах как раздражитель общественного недовольства, а также советские продавщицы – генератор грубости. На их место пришло новое поколение вежливых продавцов, не избалованных дефицитом и заинтересованных в продаже товара. Но надо сказать, что хамство из очередей переместилось на дороги, особенно в автомобильные пробки, где в результате нарушения правил дорожного движения частыми стали скандалы и драки с применением подручных средств – монтировки, бейсбольной биты и других. Это большая государственная проблема.
В общественном транспорте стало спокойней, пассажиры все как один заняты телефонами, не замечая окружающих.
Школа в деле воспитания старается изо всех сил, дополняя то, что недодали в семье.
Кого же следует считать вежливым человеком? Конечно же, человека, для которого соблюдение правил вежливости является образом жизни. Есть простое шутливое определение: культурный человек – это тот, кто в темноте, споткнувшись, кошку называет кошкой.
Что делать? Конечно же, быть взаимно вежливыми. А как же воспитать культурного и вежливого человека? Мне кажется, что успех этого дела кроется в семье. Только личный пример родителей и ближайшего окружения позволит воспитать культурного человека, достойного члена общества. Вежливость воспитывается вежливостью. Школа может только дополнить этот процесс специальными воспитательными программами: сейчас детям преподают предмет «Этика и православие».
Будем надеяться, что истинная культура русского человека получит дальнейшее развитие, сохранив духовные традиции. А пока я призываю наших читателей: «Господа! Будем взаимно вежливы!».

  • Кстати
    Рейтинг 20 самых воспитанных городов был сформирован на основании ответов на вопросы, касающиеся социально одобряемых личностных качеств:
    Можете ли вы охарактеризовать себя как терпеливого человека?
    Всегда ли вы дослушиваете собеседника до конца, не перебивая реплику уточняющими или наводящими вопросами?
    Учитываете ли вы интересы окружающих при принятии решений?
    Уважительно ли вы относитесь к чужому труду?
    Умеете ли вы признавать собственные ошибки?
    Уважительно ли вы относитесь к пожилым людям?
    Часто ли вы уступаете свое место в общественном транспорте для категории лиц, наиболее нуждающихся в комфортных условиях проезда?
    Можете ли вы назвать себя воспитанным человеком?
Предыдущая статьяВера Белая из станицы Тбилисской стала лауреатом первой степени фестиваля-конкурса «Сыны России»
Следующая статьяРазвели на деньги за онлайн-опрос