В народной песне – русская душа

206

В старину говорили, что есть три чуда на свете: хлеб, женщина и песня. Хлеб – чтобы жить, женщина – чтобы продолжить род, а песня – чтобы излить душу

Наряду с другими нематериальными богатствами русского народа, песня является основной духовной ценностью и непреходящей традицией.
Я скажу, чей ты сын
Песня ярко и образно выражает особенности национального характера. Это было отмечено многими русскими мыслителями: «Покажи мне, как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи, а я скажу, какой нации ты сын», – это слова русского философа Ивана Ильина.
Великих русских композиторов вдохновляли народные песни, они записывали и обрабатывали мелодии, используя их в своих произведениях.
Михаил Глинка первым из русских композиторов обнаружил новое понимание народной песни и применил его в опере «Жизнь за царя». Широко использовали народные мелодии в своих произведениях Римский-Корсаков, Чайковский, Лядов, Бородин, Щедрин.

Цвет настроения…
Если раньше композиторы писали песни на стихи поэтов, то сейчас пишут на тексты, зачастую далекие от поэзии. Поэтому и звучат в эфире: «Боже, какой мужчина!», «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже», «Цвет настроения – синий» и прочие эстрадные творения.
На мой взгляд, это результат стирания глубинных основ русского самосознания на современном этапе. Но потенциал русской культуры оказался достаточным для самосохранения.

Играй, гармонь любимая
Многие годы на центральном телевидении живет проект Геннадия Заволокина, в котором участвует вся Россия. Это, конечно же, «Играй, гармонь». В последнее время пользуются успехом музыкальные передачи Андрея Малахова, где самодеятельные артисты исполняют под традиционный баян русские песни.
Правду говорят, что Россия возродится с провинции, и процесс этот уже идет. Примером тому является народное творчество в виде хорового пения, возрождающего русскую народную песню. Особенно это заметно в сельской местности, где народные песни занимают почетное место в репертуаре творческих коллективов.

Сохраняют традиции
В районном Доме культуры станицы Тбилисской успешно сохраняют и приумножают прелесть народных песен такие коллективы, как народный хор русской песни под руководством Любови Мишустиной, вокальные ансамбли «Хмель» Оксаны Щербань и «Каравай» Екатерины Семенякиной.
Эти маленькие коллективы делают большое дело исторического значения: они сохраняют народные песни. Руководят ими настоящие энтузиасты, а участники-исполнители – истинные патриоты Кубани. Их выступления пользуются неизменным успехом у публики, свидетельствуя о том, что казачья песня жива и востребована.
Но, к сожалению, из нашей жизни практически исчезли застольные песни, которые в сопровождении гармони, а чаще акапельно на протяжении веков звучали за праздничным столом.
Наши родители пели русские народные и казачьи песни. От них я впервые услышал, как «скакал казак через долину», узнал, что атаман Дорошенко «променял жинку на табак да люльку» и что ему «хорошенько». Жаль было бродягу, который «Байкал переехал, а навстречу родимая мать».
Сидя на русской печи, мы, дети, завороженно слушали, как поют взрослые, погружаясь в неповторимую ауру народной песни, сохраняя ее на всю жизнь. В наше время эту прекрасную традицию заменила аудиоаппаратура с соответствующим репертуаром. Как говорится, «вальс устарел». Жаль, что исчезает гигантский пласт русской песенной культуры.
Вспоминаются песни 50-70-х годов: смысловые, мелодичные. Народ их пел «с листа». Песни из кинофильмов моментально занимали свое почетное место за праздничным столом: «Каким ты был, таким остался», «Огней так много золотых», «Когда весна придет, не знаю». Список этих суперхитов можно долго продолжать.
Сейчас, к сожалению, в кино вместо песен мы слышим саундтреки, сопровождающие бесконечные сцены насилия и эротики, которые с экрана сливаются в наше общество. От такой музыки не петь, а плакать хочется. Но не все так печально: народная песня триумфально шествует по стране в исполнении классических русских хоров: Омского, Воронежского, Уральского и многих других.

Песня на подвиг позовет
На Кубани особое место занимают казачьи песни – не только как уникальный вид народного творчества, но и как важнейший инструмент сохранения казачьих традиций и формирования у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины.
Флагманом в исполнении казачьих песен является Кубанский казачий хор – гордость не только Кубани, но и России.

В популяризации казачьих песен важную роль играет радиостанция «Казак FM», а в народе их хранителями являются многочисленные хоровые коллективы в крае, в том числе и в нашем районе. Среди них – народный ансамбль казачьей песни «Держава» под руководством Михаила Перикова, народный хор казачьей песни «Багатица» Людмилы Дунаевой, народный ансамбль казачьей песни «Родные напевы» Светланы Степановой и многие другие.
Особое место в патриотическом воспитании молодежи занимает детский образцовый ансамбль казачьей песни «Казачата», руководит которым заслуженный работник культуры ЧССР Алексей Мишустин. Коллектив за многие годы существования добился выдающихся результатов, ежегодно участвуя в региональных и международных конкурсах. Последние достижения: ансамбль в 2022 году стал лауреатом международных конкурсов в Москве и Санкт-Петербурге.
Алексей Николаевич и сам сочиняет: его песни «Кубанские казаки», «Память», «Бешеные кони», «Кадушкин лес» (две последние написаны на стихи Михаила Казаченко) исполняют и другие самодеятельные коллективы, а «Станичную праздничную» поют казаки по всей России.
Каждый год на смену повзрослевшим и уходящим в большую жизнь участникам приходят новые дети, что является залогом вечной сохранности казачьей песни.
Народные песни – это больше, чем слова и мелодия. В них – чистота и глубина души, радость и печаль, сила характера русского человека, в них – красота родной земли. Пока жив русский человек, будет жить и народная песня.

  • Души услада
    В наших сельских поселениях есть коллективы, исполняющие народные песни:
  • в Нововладимировском КДЦ – народный фольклорный коллектив «Родник» (руководитель Татьяна Симонова);
  • в Геймановском КДЦ – народный ансамбль казачьей песни «Родные напевы» (руководитель Светлана Степанова);
  • в Ванновском КДЦ – народная вокальная группа «Услада» (руководитель Татьяна Кружкова), вокальная группа «Хуторяне» (руководитель Таисия Гаммер);
  • в Ловлинском КДЦ – народная вокальная группа «Лейся, песня» (руководитель Николай Попадука).

Земляки – о песне

София Некрытова, студентка Краснодарского музыкального колледжа имени Римского-Корсакова:
– Народным песням в программе обучения в колледже уделяется большое внимание. На хоровом отделении есть специальный предмет по этому музыкальному жанру. Современная молодежь к народным песням относится с уважением, но особого интереса не проявляет. Попытки разнообразных фолк-групп привлечь к ним внимание успеха не имеют. Но я трагедии в этом не вижу: понимание и любовь к народным песням приходит с возрастом, когда человек начинает задумываться над смыслом жизни, своими родовыми и историческими корнями. Вот почему в самодеятельных коллективах много пожилых людей. С возрастом и мы поймем и полюбим русские народные песни и придем на смену нашим родителям, дедушкам и бабушкам. Я уверена, что народные песни, как источник русской духовности, – неисчерпаемы.

Вера Ивановна Орлова, солистка народного хора казачьей песни «Багатица»:
– Я, можно сказать, с молоком матери впитала народные песни. Мама очень красиво пела, а я ей подпевала. Видя наше увлечение, папа продал велосипед и купил патефон, и я слушала Людмилу Русланову, подражая ей. В «Багатице» я с 1993 года, не представляю себе жизни без родного коллектива единомышленников, где всех объединяет любовь к русским народным песням. Они, к сожалению, в наше время находятся в состоянии выживания: в телеэфире очень редко увидишь классический хор русской песни, его пытаются заменить модными камерными фолк-группами. Считаю, что такая замена неравнозначна: фолк-группы в большинстве своем представляют коммерческие проекты, а не художественные и своим вычурным исполнением искажают характер народных песен, лишая их духовности. Будущее русских песен – за классическим исполнением, поэтому народный хор необходимо вернуть на телеэкраны. Спасибо большое нашему руководителю Людмиле Николаевне Дунаевой за то, что она обучает нас симфонии народных песен, особенно акапельному исполнению.

Предыдущая статьяВыпускники 2022 года поделились, в какие учебные заведения поступили
Следующая статьяКропоткинцы в этом году заняли первое место в Тбилисском районе на уборке зерновых колосовых