Педагог-психолог отделения психолого-педагогической реабилитации Ольга Бакшалиева работает в центре девять лет. Она считает, что каждый ребенок должен расти в мире счастья, любви и заботы. Занимаясь с «особыми» детьми, она радуется даже самому маленькому успеху каждого

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Эта дата призвана подчеркнуть необходимость помогать людям с расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.
С каждым годом проблема аутизма становится все более актуальной, поскольку стремительно увеличивается количество детей с диагнозом аутизм или расстройство аутистического спектра. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, уже один ребенок из ста в мире имеет расстройство аутистического спектра, которое проявляется в течение первых трех лет жизни.
О проблемах, с которыми сталкиваются такие дети, – в нашем интервью с педагогом-психологом Тбилисского реабилитационного центра Ольгой Бакшалиевой.
– Ольга Ионасовна, много ли детей с расстройством аутистического спектра проходят реабилитацию в вашем центре?
– За прошлый год прошли реабилитацию 23 ребенка. А за первый квартал этого года – 11.
– При наличии каких симптомов диагностируется аутизм? И выявлены ли причины, по которым это заболевание появляется у ребенка?
– Детский аутизм – это нарушение развития нервной системы, при котором ребенок испытывает трудности установления эмоционального контакта с внешним миром. Для таких детей характерны дефицит социального взаимодействия и общения, нарушение речевой и коммуникативной деятельности, самоизоляция, бедность выражения эмоций, ограниченность интересов. Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью: от многократного повторения каких-либо движений до сложного поведения, нередко с элементами агрессии.
Причины рождения детей-аутистов до сих пор неизвестны. Ребенок с таким расстройством может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования и социального статуса родителей.
Есть несколько гипотез возникновения аутизма. Среди них наследственность: генетическая предрасположенность к нарушениям в организме, вследствие чего страдают клетки головного мозга. Причиной могут быть и различного рода вирусы, вызывающие расстройство иммунной системы организма как во внутриутробном развитии, так и в младенческом возрасте, вследствие чего возникает поражение клеток головного мозга. Возникновение расстройства возможно и из-за пищевой непереносимости глютена или продуктов, содержащих пшеницу, из-за внутриутробной гипоксии, а также острой асфиксии плода или новорожденного – недостаточного поступления кислорода в клетки головного мозга ребенка. При этом известно, что мальчиков с аутизмом рождается в четыре раза больше, чем девочек.
– Уже более 10 лет одним из важных направлений в работе вашего центра является ранняя помощь детям с аутизмом и их родителям. В чем она заключается?

ЦИФРЫ
Около 2 000 детей с расстройством аутистического спектра проживает в Краснодарском крае. Порядка 25 учреждений соцсферы проводят мероприятия по реабилитации таких детей, используя специально разработанные программы социальной адаптации.

– Родители таких деток больше всего заинтересованы в их правильном развитии и обычно проводят с ними большую часть времени. Но часто им трудно определить, что в данный момент важнее для развития их ребенка: выучить буквы или научиться есть ложкой, готовить обед вместе с мамой или играть в развивающую игру. Задача специалистов центра – помочь сориентироваться в состоянии ребенка, чтобы родители смогли создать дома условия, необходимые для его развития.
Обычно такие дети регулярно посещают реабилитационный центр для психолого-педагогического сопровождения. А основной задачей наших специалистов является закрепление и развитие у них полученных умений и навыков общения и взаимодействия с окружающими. Ну и, конечно, родители могут получить любые консультации в удобное для них время.
У нас даже есть отдельный чат для родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, где они могут свободно общаться между собой и получать ответы на возникающие вопросы не только у специалистов центра, но и у таких же мам и пап.
По мере сплачивания у них развивается чувство безопасности, появляется желание быть откровеннее, они начинают обсуждать между собой те проблемы, о которых не решаются рассказать знакомым или даже родным.
Ежемесячно в центре проходят заседания клуба «Мы вместе» для родителей, воспитывающих деток с аутизмом где каждый может не только получить информацию по определенной теме, но и поделиться собственным опытом переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.
Каждый ребенок с аутизмом уникален. Некоторые так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации: жесты, обмен карточками или письменный текст. У других развиваются речь, навыки социального взаимодействия, они учатся в общеобразовательных школах, поступают в высшие учебные заведения и устраиваются на работу.
Вылечить аутизм сегодня невозможно. Но специалисты социально-реабилитационных центров уверены, что при раннем, правильно поставленном диагнозе можно вовремя провести коррекционную работу, что позволит более эффективно компенсировать нарушения в психическом развитии ребенка и тем самым приблизиться к условной норме.
– Спасибо за интервью.

ВАЖНО
Аутизм начинает проявляться в возрасте года-полутора, а иногда и позже, когда становятся заметны особенности поведения, взаимоотношений с окружающими. Аутисты замкнуты в своем внутреннем мире, избегают контактов. А их интеллектуальное развитие часто не ниже, а выше, чем у сверстников. У многих из них есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря необычному взгляду на мир.

Анжелика Комиссарова