Электросамокаты и гироскутеры: модно, но опасно

Как утверждает классик, в России две беды, народу они хорошо известны, но с недавних пор к ним присоединилась третья – средства индивидуальной мобильности: электросамокаты, моноколеса и гироскутеры.
В городах с быстротой пандемии эти средства передвижения стали стихийным бедствием. Их владельцы, дети и взрослые, на бешеных скоростях носятся по тротуарам, угрожая травмами пешеходам и вызывая их недовольство. Иные самокаты могут развивать скорость до 100 километров в час. В результате наездов много пострадавших, есть даже случаи со смертельным исходом. В соответствии со спросом моментально возникла сеть прокатных пунктов электросамокатов. После Москвы и Петербурга эта проблема остро стоит Краснодаре и курортных городах побережья, где в прокатных пунктах используется свыше 3 тысяч самокатов. По подсчетам экспертов, самокат в неделю зарабатывает примерно 7 тысяч рублей, а эксплуатационные расходы на него составляют 2 тысячи. Как видно, это прибыльное и малозатратное дело, а там, где прибыль, бизнес растет в геометрической прогрессии.
Эксперты прогнозируют в ближайшие годы самокатный бум, и, если не предпринять срочных регламентирующих мер, пешеходам придется худо.
МВД отмечает, что статус средств индивидуальной мобильности (СИМ) законодательно еще не определен, Минтранс только разрабатывает соответствующее постановление Правительства. Этот регулирующий самокаты документ необходимо как можно скорее принять и применить. Самое неприятное, что электросамокат, моноколесо и гироскутер по закону не являются транспортным средством, а их водители приравнены к пешеходам. Поэтому происшествие с их участием, если они наехали друг на друга, – не ДТП. Здесь самые обычные гражданские правоотношения, как если бы один пешеход толкнул другого.
Эксперты считают, что особое внимание в регулирующем документе необходимо уделить скорости, так как она изо дня в день становится опасной в пешеходном потоке. Следует внедрить обязательное использование индивидуальных средств защиты: шлемов, налокотников, наколенников, особенно у детей. Детям можно разрешить кататься на самокате не ранее семилетнего возраста, учитывая мощность транспорта. И конечно же, важнейшая роль в профилактике детского транспортного травматизма должна принадлежать родителям: они обязаны смотреть на мощность самоката, который покупают ребенку, обеспечить наличие индивидуальных средств защиты, инструктировать ребенка о правилах движения, мерах безопасности.
Кроме того, необходимо решить вопрос с проезжей частью улицы. Сейчас водители электросамокатов приравнены к пешеходам, ввиду чего перемещаться им по проезжей части нельзя. Одним словом, за ребенком вообще нужен глаз да глаз, а в случае с самокатом – особый контроль.
Помимо того что самокатчики создают опасность для пешеходов, страдают и они сами. При резком торможении самокат срабатывает как рычаг и выкидывает человека вперед. Самые частые травмы при этом – выбитые зубы, переломы рук и носа. Есть риск упасть, задев пешехода или зацепившись колесом за плохо уложенную плитку. Иногда по улицам рассекают подвыпившие горожане, а некоторые даже устраивают самокатные свидания, катаясь на одном транспортном средстве вдвоем. Самокат выдерживает вес 120 килограммов, но двигаться он сможет, если даже эту норму превысят, просто станет менее устойчивым и более опасным.
С вопросом о том, какова ситуация у нас в районе, я обратился к инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД Отдела МВД России по Тбилисскому району Елене Коломийцевой. Она ответила, что увлечение электросамокатами, гироскутерами, моноколесами пришло и в наш район, правда, не приняло еще массового характера, но это дело времени, количество их из года в год растет. Однако регистрация этих средств передвижения законом не предусмотрена, поэтому никто не знает, сколько их в районе. Контроль за использованием этих средств передвижения возложен на дорожно-патрульную службу. Но отсутствие законодательной базы затрудняет эту работу и сводится к проведению профилактических бесед с нарушителями. Все ждут постановления Правительства по этому вопросу.
Хочется предостеречь родителей: прежде чем покупать своему ребенку электросамокат, гироскутер или моноколесо, хорошенько подумайте о возможных последствиях. Потенциально вы подвергаете ребенка большой опасности. Обычный самокат гораздо безопаснее и полезнее для здоровья и физического развития ваших детей.
А взрослым любителям электросамокатов хочется пожелать благоразумия за рулем и не впадать в
детство!

Виктор Семяков

Предыдущая статьяВиктор Шуваев родом из военного детства
Следующая статьяПродолжается прием заявок на участие во Всероссийском конкурсе «Успех и безопасность»
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.