Виктор Шуваев родом из военного детства

Виктор Иванович Шуваев – человек неординарный, побывавший во многих странах мира, прошедший воинскую службу от рядового солдата до полковника

Наша газета уже писала о его жизненном и военном пути, но мне хотелось бы рассказать о нем как о человеке, в раннем детстве перенесшем вместе с родными тяготы немецко-фашистской оккупации, лишения послевоенных лет, о его гражданских успехах и достойном заслуженном отдыхе.
Мне это особенно интересно, потому что при личной встрече обнаружилось много общего в нашем детстве, мы люди одного поколения, да хоть и не по времени, но в пространстве пересекались на Дальнем Востоке, а встретились и познакомились на малой Родине.
Накануне войны
В мирном и зажиточном 1940 году в молодой семье Ивана и Клавдии Шуваевых в станице Тбилисской родился первенец, которого нарекли Витей. Роды на дому принимала бабка-повитуха. Ребенок рос здоровым, радовал родителей своим бойким поведением. Но война резко изменила жизнь всей страны и станицы. Мужья и отцы ушли на фронт, матери остались одни растить и воспитывать детей. Ушел воевать и Иван Шуваев.
Долговременная огневая точка
Мама вместе с другими женщинами зимой 1941 года копала, ломом взламывая промерзший грунт, котлован для дота, расположенного между селом Шереметьевским и хутором Екатеринославским. Этот тяжелый мужской труд лег на хрупкие женские плечи, но это были плечи русских женщин, и они выдержали эти испытания. Строительство огневой точки закончили в феврале 1942 года. Она так и не была задействована в боевых действиях, немцы пришли с другой стороны, и при отступлении наши войска дот взорвали.
Оккупация
В августе 1942 года немецкие захватчики заняли станицу. К этому времени у Вити уже появился братик Женя.
Витя знает со слов мамы, как за три дня до прихода немцев наши войска, отступая, взорвали стратегические объекты: элеватор, вокзал, мост через Кубань. При взрыве стены элеватора обрушились, и пшеница, хранившаяся в нем, оказалась снаружи. Народ бросился насыпать зерно в мешки и тачками тащить по домам – все равно немцам достанется. Это зерно в дальнейшем помогло станичникам не умереть от голода во время оккупации.
Войдя в станицу, немцы заняли хаты, а хозяев выселили в погреба. Так Витя с мамой, братиком-грудничком, которому только исполнилось два месяца от роду, и бабушкой оказались в подвале. Оборудовали нары, на которых спали всем семейством. Скромную еду готовили во дворе на печке, называвшейся кабичкой. В теплое время года еще как-то приспособились жить в подвале, но приближались холода, и Витю с бабушкой решили отправить в хутор Сухой Лог, известный всем как колхоз «Прогресс». Там жили родственники и не было немцев. И вот в один осенний день бабушка с двухлетним внучком Витей пешком пошла в «Прогресс», а это порядка 10 километров. Шли часов пять, причем большую часть пути бабушка несла Витю на руках.
В хуторе у родственников была корова, что решило вопрос питания.
В станицу вернулись в феврале 1943 года, когда Красная армия изгнала немецких оккупантов. Бабушку с внуком встретили живые мама с братиком Женей, которому к тому времени исполнилось семь месяцев. Как выжили – одному Богу известно.
Отец
Письма с фронта от отца приходили редко, он воевал на Ленинградском фронте, оборонял город до прорыва блокады в январе 1943 года. Вернулся отец с фронта в 1944 году инвалидом первой группы, пролежав в госпиталях несколько месяцев по поводу 17 осколочных ранений. Лечился в Баку, куда мама ездила на товарных поездах его навестить. Не все осколки врачи смогли удалить, они беспокоили его всю жизнь.
Военное лихолетье
Годы войны легли на плечи семьи Шуваевых, как и всего советского народа, тяжким испытанием. Постоянно ощущались голод и холод, отсутствовали спички, мыло, хлеб был строго лимитирован, продукты в магазине отпускались по карточкам. Дров не было, в печах за время войны спалили все, что могло гореть: заборы, фруктовые деревья, кустарники. Из-за отсутствия спичек ночью жар в очагах сохраняли под золой, а утром раздували едва тлеющие угольки. Если не удавалось сохранить угли, брали «взаймы» у соседей, перенося жар в металлическом совке. К голоду детишки по-своему приспособились: ели всевозможные корнеплоды, молодые побеги и цветы акации. Так и выживали, ожидая Победу.
Послевоенные беды
Пришла Победа, но послевоенные лишения мало чем отличались от военных лет. Самым востребованным магазином была керосиновая лавка, в которой нужно было стоять в очереди несколько часов.
Наступил голод 1946-1947 годов, который стал следствием засухи. Нехватка продуктов питания сопровождалась вспышками острых желудочно-кишечных заболеваний, от которых люди, особенно дети, умирали. Дефицит продовольствия ощущался несколько лет, но семья Шуваевых смогла пережить это несчастье, все остались живы. Отец работал ездовым в милиции, райвоенкомате, затем в коммунхозе, мама – учетчиком в системе госзаготовок. Они получали зарплату деньгами, что в те времена было очень важно. К примеру, колхозники – основное население станицы – «живых» денег не получали, только натуроплату – сельхозпродукцию. Поэтому наличные имели большую стоимость.
Трудные школьные годы
Учиться Витя пошел в 1948 году, это была семилетняя школа №4. В первом классе были дети с разницей в возрасте до пяти лет. Виктор Иванович помнит, как бедно были они одеты, у многих были вши, поэтому регулярно медработники проводили осмотры на педикулез, мальчиков стригли наголо, а девочек в случае обнаружения насекомых отправляли домой для санации. С этой целью волосы смачивали керосином, обматывали полотенцем, выдерживая некоторое время, а затем насекомых вычесывали мелким гребешком, переплетенным нитками.
Виктору особо запомнился мартовский день 1953 года, когда, придя в школу, он увидел горько плачущих одноклассниц – умер Сталин.
В 1958 году он окончил первую школу. Перенеся все тяготы голодного военного детства, Виктор сохранил крепкое здоровье, он увлекался спортом, был чемпионом района по легкой атлетике в беге на стометровку.
Памятник Ленину
В десятом классе Виктор Шуваев стал участником важного по тем временам и необычного исторического события. Дело было в апреле 1958 года. Папа Виктора, Иван Акимович, работал ездовым в коммунхозе и однажды получил очень ответственное задание – привезти из Кропоткина памятник Ленину, который предполагалось установить в парке. В помощники отец взял с собой уже взрослого сына. Перевозить решили в драбине – большой телеге для транспортировки сена. Вот в нее и наложили сена, чтобы памятник не повредить.
Выехали пораньше, к 10 утра прибыли в Кропоткинский горком КПСС, оформили документы и стали грузить. Памятник хранился в одном из кабинетов и состоял из трех частей: голова, туловище с руками и ноги. Получатели подумали, что он сломан, но им объяснили, что так и должно быть, а монтаж будет проводиться на месте установки. Но на этом удивление не закончилось. Памятник оказался необычайно легким, отец с сыном вдвоем легко погрузили его на телегу. И на этот вопрос они получили ответ: памятник сделан из папье-маше – смеси бумажной массы с гипсом.
Удовлетворенные объяснениями, отец с сыном поехали домой, прибыли к вечеру и выгрузили памятник в одном из кабинетов райкома партии – там, где впоследствии размещалась амбулатория, а еще позже – музыкальная школа.
А 22 апреля 1958 года состоялось его открытие на том месте, где он и стоит до сих пор. Можно сказать, что наш герой был одним из творцов этого монумента.
Вступление в ратную жизнь
После окончания школы Виктор попытался, но не поступил в зенитное училище в городе Орджоникидзе, после чего год работал в районном радиоузле, а по достижении 18-летия был призван в армию. Служил он в Краснодаре в зенитных войсках, а после первого года службы решил стать кадровым военным и поступил в Оренбургское высшее ракетное зенитное училище.
Семья, дети, внуки
На третьем курсе Шуваев женился на студентке педагогического института Нелли, которая стала его боевой подругой и долгие годы вместе с ним переносила все тяготы и лишения военной службы в гарнизонах, но, к сожалению, этот брак не выдержал испытания временем.
В 1963 году в семье лейтенанта и студентки родился сын, назвали его Валерием – в честь космонавта Быковского. Сын пошел по стопам отца и стал офицером. На момент распада СССР служил в Белоруссии, от белорусской присяги отказался, ушел из армии и вернулся в Россию. Сейчас успешно занимается коммерцией и живет в Ростове-на-Дону.
Военная карьера офицера Шуваева складывалась успешно, и он, как отличный командир, был направлен для прохождения дальнейшей службы в группе советских войск в Германии. Там в городе Магдебурге у четы Шуваевых родилась дочь Татьяна, которая сейчас живет в Краснодаре и работает педагогом-психологом.
Со временем у Виктора Ивановича появились внук – ныне кадет Ростовского кадетского корпуса – и четыре внучки. Все современные молодые люди, с активной жизненной позицией, талантливые, особенно Наташа, которая в совершенстве знает пять языков и говорит на них без акцента. Именно она и сделала Виктора Ивановича прадедушкой, подарив двух правнучек.
Как видим, выполняя свой воинский долг, Виктор Иванович не забывал и о гражданском: его дети и внуки заняли достойное место в обществе.
Заслуженный отдых
Пройдя путь от рядового до полковника – командующего войсками ПВО армии, отслужив положенный срок, он в 1990 году ушел на заслуженный отдых. Как офицер запаса получил по льготе квартиру в Краснодаре, но вернулся в Тбилисскую, в родительскую хату. Не зря говорят, что малая Родина – это то место, откуда в молодости хочется уехать и куда в старости вернуться. Здесь он познакомился со второй женой, Валентиной Ивановной, с которой живет вот уже более 20 лет.
Со свойственной ему энергией и твердым характером, которым отличаются все дети войны, Виктор Иванович пристроил к хате несколько комнат, превратив ее в дом-музей, ведь коллекционирование предметов старины и оружия – его давнее хобби. А огород его стараниями и фантазией превратился в ботанический сад с мини-зоопарком. Все это хозяйство требует ухода, но энергии Виктору Ивановичу не занимать, он успевает и ухаживать за хозяйством, и купаться в собственном бассейне, и заниматься скандинавской ходьбой, и ежедневно совершать автомобильные поездки по району. Ждет с нетерпением встречи с детьми и внуками.
Вот так и живет дитя войны, настоящий полковник, достойный гражданин нашей страны Виктор Иванович Шуваев. Жизнь продолжается, в сентябре ему исполнится 81 год.

Виктор Семяков

Предыдущая статьяРебята из детского сада «Родничок» изучают дорожные знаки
Следующая статьяЭлектросамокаты и гироскутеры: модно, но опасно
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.