Труженица тыла из станицы Тбилисской Вера Васильевна Лысенко в этом году отметит свое 90-летие

Вера и Владимир Лысенко построили дом, вырастили четырех детей. Фото 1953 года

Родилась Вера Васильевна в 1931 году в хуторе Северокубанском, а в сентябре этого года она будет праздновать 90-летний юбилей.
Родители ее – Василий Иванович и Анастасия Гавриловна Евдаковы – из казачьего рода, много трудились и дочь воспитали трудолюбивой: она и в поле работала, и за хозяйством ухаживала, и домашние дела вела. В их семье не принято было бездельничать, поэтому Вера с раннего детства помогала родителям, росла доброй и отзывчивой.
Жизнь в оккупации
Когда началась война, Вере было 10 лет. Отец ушел на фронт и погиб в 1943 году в боях за Новороссийск. Нелегко пришлось маме одной с тремя детьми.
– Перед приходом фашистов не успели эвакуировать с фермы поголовье колхозных свиней, – вспоминает Вера Васильевна. – Сельчане срочно разобрали их по домам, зарезали, а мясо засолили и спрятали. Вместе с немцами пришли в хутор румыны, которые нашли и забрали у нас мясо, угнали корову. Но потом немцы, поселившиеся в нашем доме, разрешили маме поймать себе любую корову из стада, которое прогоняли через хутор. Во двор привезли походную кухню, а маму заставили помогать им готовить еду. В большой комнате, где стояли кровати, поселились немецкие офицеры, а мы, трое детей, спали с мамой на печи.
Вера Васильевна рассказала случай, произошедший накануне отступления фашистов.
– Был поздний вечер, немцы, сидевшие за столом, что-то бурно обсуждали. Вдруг к печной лежанке подошел офицер и дал понять маме, чтобы она спустилась. Он начал ей взволнованно, со слезами на глазах рассказывать и показывать фотографии своей семьи. Переводчик переводил на русский: «Во всем виноват Гитлер. У нас тоже семьи, и наши дети страдают. Немецкий народ не хочет войны». Наверное, нам повезло, что попались добрые немцы, – рассуждает Вера Васильевна.
Все для фронта и победы
После освобождения Тбилисского района от фашистов колхозники дружно принялись восстанавливать разрушенное хозяйство. На фронт нужно было поставлять продукты, а в колхозе не хватало рабочих рук – остались одни женщины, старики и дети. Двенадцатилетняя Вера пошла работать телятницей на ферму, где мама трудилась дояркой. А когда на колхозных полях созрела пшеница, ее отправили в полеводческое звено на уборку зерновых.
– Пять лошадей в упряжке тащили по полю косилку, которой жали хлеба, – вспоминает Вера Васильевна. – Мы шли следом, вязали из скошенной пшеницы снопы и ставили их в ряды для просушки. Потом высохшие снопы таскали на палках и составляли в скирды, к которым подгоняли на тракторе молотилку и паровой двигатель, работавший на соломе. Зерно обмолачивали и в ящиках вывозили на ток для просушки. Ночью там его сортировали от мусора, а утром вывозили на элеватор в Тбилисскую. Я и моя подруга Оля Стапхай были сильными, крепко сложенными девчонками, и бригадир Василий Лактионович Прокопенко поставил нас на перевозку зерна. Каждой дали по паре лошадей, научили управлять ими. Нелегкая была работа: приходилось переносить много тяжестей, сами загружали и разгружали зерно. Видно, поэтому бригадир постоянно подбадривал нас при встрече: «Держитесь, казачки! Держитесь девки!». В бестарку – повозку для перевозки зерна – входило до 9 центнеров насыпью. Мост был взорван, поэтому переправиться через Кубань вместе с лошадьми можно было только на пароме, на котором размещалось всего две подводы. Приходилось нам выстаивать большую очередь, ведь зерно везли на лошадях из всех колхозов. На элеваторе мы с подругой по деревянному трапу вверх перетаскивали все зерно в ящике, в который помещалось 50 килограммов, и высыпали в склад. На часы не смотрели, а смотрели на солнце – работали от темна до темна и за день успевали сделать два рейса. Потом так же возили с полей и свеклу. Закончилась война, трудно было нашей семье без отца. Сильная засуха в 1946 году привела к неурожаю и голоду – даже картофель и фасоль не уродились. Голодали очень в 1947 году и выживали на травах.
Новые испытания
Выйдя замуж в 1949 году, Вера Васильевна с мужем отравилась на лесоповал, в Свердловскую область, чтобы заработать немного денег, потому что в колхозах совсем ничего не платили. Там она научилась ловко орудовать топором, очищая от сучьев стволы деревьев, перетаскивала и сортировала бревна. Но через год мужа забрали в армию, и ей пришлось вернуться в родные места, где и родилась дочь Нина. Отпуска по уходу за ребенком тогда не было, и молодая мать почти сразу пошла работать дояркой на ферму в шестое отделение совхоза «Кубань». Ферма была образцово-показательной, на ней начали применяться новые доильные аппараты, которые Вера Васильевна быстро освоила.
– Не боялась я никакого труда, а в соревнованиях среди доярок часто занимала первые места, – вспоминает моя героиня. – После рождения второй дочки, Люды, переехали в 1953 году к родителям мужа в село Шереметьевское, там же родились сын Витя и дочь Наташа.
Вера Васильевна снова работала на ферме, потом пошла на свеклу, где ее назначили звеньевой, а в подчинении было 17 человек.
– Вставала ночью, до рассвета наготовлю еды, напеку хлеба, покормлю скотину, детей в садик отведу, потом в Ванновку на работу еду на велосипеде, чтобы получить наряд от управляющего, – продолжает свой рассказ Вера Васильевна. – На поля нас возили сначала на лошадях, потом машины появились. Каждый работник звена должен был прополоть три раза 50 соток свеклы и убрать урожай. На свекле проработала 16 лет, а потом председатель Алексей Тимофеевич Дмитриенко попросил меня перейти на свиноферму, так как там не хватало свинарок. Я очень его уважала и не могла отказать.
Мастерица на все руки
Односельчане не понаслышке знали, что Вера Васильевна была большой умелицей делать засолку овощей на зиму, поэтому председатель колхоза в горячую пору заготовок освобождал ее от основной работы и направлял выполнять заготовки для колхоза. Солила в кадушках помидоры, огурцы, квасила капусту. Знала, в каких пропорциях делать рассолы на большие объемы овощей, чтобы получилось вкусно. Этими соленьями потом снабжали колхозную столовую, школу и детский сад. Ставили умелую хозяюшку и на подмену повара в столовую, когда та была в отпуске: Вера Васильевна пекла вкуснейшие сдобные пироги и пампушки, а за ее борщом всегда выстраивалась очередь.
– Кухарила я и на свадьбах, и на поминках – меня всегда приглашали. Но деньги не брала никогда – нравилось мне людям помогать от души, – призналась моя героиня.
Никакой работы не боялась Вера Лысенко: 9 лет в колхозе имени Шевченко проработала дояркой, потом на колхозном кирпичном заводе формовщицей 10 лет. Семье Лысенко дали земельный участок в хуторе Шевченко, где они построили дом.
– Муж мой, Владимир Иванович, строителем был, принимал участие в возведении Дома культуры, колхозной конторы, квартир для колхозников – всего построил в районе 56 объектов, – с гордостью рассказывает Вера Васильевна. – Четырех детей вырастили мы с мужем, очень много трудились: хозяйство держали, 50 соток огорода сажали.
Трудовая доблесть
После трагической смерти мужа Вера Васильевна переехала в Тбилисскую и устроилась работать на элеватор приемщицей зерна, где одновременно успевала обслуживать три линии приемки машин. Никто не мог сравниться с ней по скорости работы. На краевых соревнованиях она неоднократно занимала первые места, и за это награждалась многочисленными почетными грамотами, туристическими путевками и даже поездкой в Москву на ВДНХ.
–Я никогда не боялась тяжелого труда, – с гордостью рассказывает Вера Васильевна. – И когда уже ушла на пенсию, директор Лидия Григорьевна Павлова попросила поработать в столовой поваром. Я ей говорю: «Да у меня же нет документов для работы поваром!». А она мне отвечает: «А я все твои вкусные блюда знаю, и документов не надо». Просила меня готовить только на две смены, но как пошли слухи о вкусной еде, пришлось готовить на весь элеватор, а это 60 человек ежедневно.

Работницы полеводческого звена колхоза имени Шевченко на уборке свеклы: звеньевая Вера Лысенко, Мария Першина, Мария Пастухова, Полина Резникова, Мария Капустина, 1958 год.


Всем нравилась домашняя еда нашей хозяюшки, и цена была всего два рубля за обед. Дочку Люду, которая тоже работала на элеваторе, отправили в помощницы маме. Готовили первые, вторые блюда, пироги, пирожки, а за пампушки Веру Васильевну до сих пор люди обнимают и благодарят при встрече.
– Я очень люблю готовить, люблю тесто: замешу его на пироги и поцелую, – призналась моя героиня. – Люблю людей и очень радуюсь, что делаю для них добро. У меня никогда не было врагов, могла снять с себя и отдать последнее – не жалко.
Шестнадцать лет героиня моего рассказа проработала на элеваторе, а когда окончательно оставила работу, то сидеть сложа руки не стала, старается помогать дочери по хозяйству. Нашлось время и для любимых песен: подруги пригласили ее петь в хор «Хуторянка» села Шевченко, и она до пандемии 11 лет ездила из Тбилисской на репетиции и выступления.
У Веры Васильевны большая дружная семья, которой она очень гордится: четверо детей, десять внуков, шестнадцать правнуков, двое праправнуков – всего 32 человека.

Вера Васильевна Лысенко очень гордится своей дружной семьей. На праздничные торжества приезжают сестра Надежда Кудасова, брат Анатолий Евдаков, дети, внуки и правнуки

Многие из них тоже работали в сельском хозяйстве, а ее сын, Виктор Лысенко, уже 49 лет трудится в ЗАО имени Шевченко водителем. Трудовой стаж Веры Васильевны Лысенко – более 54 лет, три года из которых она отработала в войну. Награждена юбилейными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне и медалью «Ветеран труда». Всю жизнь честно трудилась, с любовью относилась к людям и родной земле, воспитала замечательных детей, внуков и является для всех нас примером стойкости, жизнелюбия и доброты.

Анна Жаворонкова


Дорогие наши читатели! Если вы хотите рассказать
о своих родных на страницах газеты, звоните:

3-38-63, 8-918-32-37-287

Предыдущая статьяБосоногие друзья, первая любовь, горечь расставания и радость Виктора Семякова из станицы Тбилисской связаны с улицей Западной
Следующая статьяДля воспитанника детского сада «Светлячок» Ильи Рыбасова организовали персональную выставку
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.