От Кавказа до Праги — таков фронтовой путь нашего земляка Георгия Лаврентьевича Гречишкина

Кавалер орденов Красной Звезды, Славы II и III степеней и других военных и трудовых наград Георгий Лаврентьевич Гречишкин

Проходят годы, тускнеет металл орденов и медалей военных лет, однако слава о героизме, проявленном советскими офицерами и рядовыми солдатами в годы Великой Отечественной войны, не меркнет в памяти потомков.
Глядя сегодня на награды, которыми в военные годы оценивались мужество и доблесть наших фронтовиков, мы понимаем, через какие круги ада прошли люди, одержавшие Великую Победу над немецким фашизмом.
…На войну ушел добровольцем
Свой рассказ об участнике Второй мировой войны Георгии Лаврентьевиче Гречишкине, имя которого навечно вошло в бессмертный полк Тбилисского района, хочу начать с полного списка его наград – военных и трудовых.
На счету ветерана, прошедшего по нелегким фронтовым дорогам от Кавказских перевалов до столицы Чехословакии, немало славных дел и боевых подвигов.
Георгий Лаврентьевич за проявленные героизм и мужество в битвах с врагом отмечен орденами Красной Звезды, Славы II и III степеней, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа» и восемью юбилейными наградами.
После того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной, Гречишкин вернулся в родную станицу Нововладимировскую и полвека проработал в местном колхозе. Его мирный труд был таким же успешным, как и ратный. За добросовестную работу, эффективное развитие сельского хозяйства Георгия Лаврентьевича представили к орденам Ленина, Красного Знамени и медали «За доблестный труд».
Тбилисский райвоенкомат направил его в Краснодар, где юноша прошел, как он неоднократно подчеркивал, очень строгую медицинскую комиссию. Затем группа из 20 человек, в которую зачислили Гречишкина, проследовала в город Орджоникидзе в третью воздушно-десантную бригаду. Там необстрелянные бойцы освоили парашютное дело и в мае 1942 года приняли участие в обороне Таманского полуострова.
К концу лета того же года начались ожесточенные бои на туапсинском направлении. Немцам позарез нужна была советская нефть, и потому они прилагали все усилия, чтобы как можно быстрее открыть себе дорогу в Закавказье.
Чтобы овладеть Туапсе, фашисты перебросили сюда около десятка хорошо вооруженных дивизий. Третья воздушно-десантная бригада, в которой воевал Георгий Лаврентьевич, входила в состав 32-й гвардейской стрелковой дивизии и вела ожесточенные бои в районе станицы Хадыженской. На этой линии фронта, как и везде, было очень непросто. Бойцам ежедневно приходилось отбивать до шести фашистских атак.
По воспоминаниям Гречишкина, на данном рубеже они продержались в течение двух месяцев, а потом попали в окружение. Выход из кольца оказался трудным. Многие были убиты и ранены, получил ранение и Георгий Лаврентьевич. Но несмотря на все сложности, советские бойцы прорвали оборону и вскоре встретились с советскими частями.
Голубая линия и Крым
После госпиталя нашего земляка назначили командиром минометного расчета 128-й гвардейской горно-стрелковой дивизии, которая вела тяжелые бои южнее станицы Крымской в районе села Небрежаевка на Голубой линии.
После того, как этот важнейший плацдарм был очищен от гитлеровцев, Гречишкин принял участие в освобождении Керчи, Старого Крыма, Ялты. А в мае 1944 года его полк получил приказ штурмом завладеть Сапун-горой.
Вместе с другими частями Приморской армии наши войска ночью вступили в бой. До утра они атаковали позиции противника. Рано утром 7 мая с Сапун-горы убрались немцы, а через два дня был освобожден Севастополь.
С боями прошагал Гречишкин по Украине, Молдавии. На подступах к городу Кракову в январе 1945 года участвовал в сражении за лагерь смерти Освенцим. Это была огромная территория, огороженная 25-метровыми столбами, в несколько рядов обтянутая колючей проволокой. Между бетонными бараками находились печи, в которых ежедневно сжигали до 400 пленных.
В базах из колючей проволоки под открытым небом зимой и летом находились узники в ожидании смерти. На платформах лежали тюки женских волос, горы одежды. В этом лагере смерти проводили медицинские опыты на людях, которых потом уничтожали. Словом, страшное зрелище открылось перед взором наших бойцов.
После Освенцима дивизия Гречишкина начала освобождать Чехословакию. В ее столице – Праге – он узнал об окончании войны.
Возвращение домой
В родной Нововладимировской с нетерпением ждали солдата-победителя родные и близкие. Многих односельчан не досчитался Георгий Лаврентьевич. Они полегли на поле брани, освобождая советскую землю от захватчиков.
Во время одного из боев на Голубой линии Гречишкин встретил своих земляков Ивана Павловича Лукина, Ивана Арсентьевича Зубенко и Степана Лаврентьевича Кононенца. Потом их пути-дороги разошлись. Все они, к великой радости фронтовика, живыми вернулись с войны.
После ухода на заслуженный отдых Георгий Лаврентьевич вел активную общественную работу. Он долгое время возглавлял первичную ветеранскую организацию станицы Нововладимировской, был частым гостем в местной школе, где делился с ребятами воспоминаниями о своем фронтовом пути.
В настоящее время на территории Нововладимировского сельского поселения тех, кто воевал с фашистами, можно увидеть только на баннере «Бессмертный полк». До 75-й годовщины Великой Победы дожила лишь участница Сталинградской битвы Евдокия Егоровна Полякова, которой в марте нынешнего года исполнилось 98 лет.

Предыдущая статьяГубернатор Краснодарского края вручил медаль «Герой труда Кубани» директору ЗАО им. Т.Г. Шевченко Андрею Андреевичу Романюк
Следующая статьяРежиссер образцовой студии костюма «Ариадна» Тбилисского РДК Светлана Карягина отмечена благодарственной грамотой
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.