Русская Германия Александра Морозова: особая каста образцовых советских военных

196
Большой честью для военнослужащих является поощрение в виде фотографии у развернутого знамени воинской части. И Александр Морозов за отличную службу был удостоен такой награды / фото из архива Морозова

9 июня в нашей стране отметят День Группы советских войск в Германии.

Службу в рядах ГСВГ с трепетом в душе и глубоким сожалением о развале этого очень нужного нашей стране формирования вспоминает Александр Морозов из станицы Нововладимировской.
Лейтенант запаса, отличник вооруженных сил СССР
Наш давний читатель и подписчик, житель станицы Нововладимировской Александр Морозов с сентября 1962 по июль 1965 года служил в составе этих войск в 24-й воздушной армии в 17-м отдельном полку связи. Морозов был оператором радиолокационной станции второго класса и отличником Вооруженных сил СССР. Со дня прибытия в Германию и до конца службы он находился в первой учебной роте учебного батальона.
Кстати, на втором году службы в знак поощрения за отличную службу его сфотографировали на фоне развернутого Боевого знамени воинской части. Такой снимок по сей день считается большой честью. Кроме этого, за доблестную службу его дважды поощряли отпуском сроком на десять суток. Но по собственному желанию Морозов побывал дома только один раз. Эти и другие поощрения занесены в его военный билет.

Свой армейский альбом, который подарили сослуживцы Александру Морозову в честь 20-летия, он бережно хранит и подробно рассказывает о событиях, запечатленных на фото / фото из архива Морозова

Попал во взвод РЛС
В ряды Советской армии Морозова призвали 17 сентября 1962 года. Перед службой на одной из комиссий военком спросил призывников, в каких войсках они желают служить.
Александр Яковлевич выразил желание нести службу за границей. Военный комиссар был удивлен, ведь до этого никто так не отвечал. Призывник сказал, что хочет посмотреть на жизнь простых людей «за кордоном». И военком пообещал помочь выполнить просьбу новобранца.
В тот день из района призвали 10 человек. После краснодарского распределительного пункта их отправили в Ростовскую область, где срочников готовили к присяге. Сегодня, оглядываясь назад, Морозов вспоминает тот 30-дневный курс молодого бойца с особым восторгом и благодарностью к офицерам и сержантам, которые их обучали.
Прибывших в дважды орденоносный 17-й отдельный полк связи 24-й воздушной армии в составе ГСВГ новобранцев встретили словами: «Здесь нет неуставных отношений и дедовщины, а есть учеба и постоянная занятость работой».
В конце сентября Морозов принял присягу. А через несколько суток вместе с товарищами прибыл в военную часть №59778, расположенную в германской деревне Рангсдорф. Александр Яковлевич попал во взвод радиолокационных специалистов (РЛС).

Остался в учебном батальоне
Одиннадцать месяцев в учебном батальоне для прибывших солдат прошли там по особому расписанию, под надзором и опекой вышестоящих воинских чинов. Много внимания они уделяли изучению военных специальностей и уставов, строевой и физподготовке, политзанятиям и огневой подготовке.
А в начале сентября следующего года военнослужащие сдали выпускные экзамены. Морозов вспоминает, что за все время его службы в учебном батальоне никто ни разу не назвал новобранцев салагами, не объявлял себя стариком или дедом и не заставил чистить кому-то сапоги. Поэтому рассказам о дедовщине он удивляется до сих пор.
Десяти курсантам, сдавшим экзамены на отлично, предложили остаться служить в учебном батальоне. В этот список попал и Морозов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ГСВД была крупнейшим войсковым объединением советских войск, дислоцированным в непосредственной близости от вооруженных сил НАТО, и считалась наиболее боеспособной. Советские войска несли службу на территории Германии с 1945 по 1994 годы.
ГСВГ – это не просто аббревиатура, это судьбы сотен тысяч наших соотечественников, которые в разное время связали свою жизнь с Восточной Германией. ГСВГ – это Георгий Жуков, Василий Чуйков, Иван Конев и тысячи других наших героев и защитников. В конце концов, ГСВГ – это свыше 17 тысяч могил, наших людей, охранявших западные рубежи Родины и навсегда оставшихся в немецкой земле. Именно поэтому необходимо помнить о безупречной и напряженной боевой службе ГСВГ и ее солдат и офицеров, которые в случае войны должны были принять на себя первый, самый страшный удар врага.

Карибский кризис и Никита Хрущев
За время службы с сентября 1962 по сентябрь 1963 года произошло несколько событий, особо запомнившихся Александру Яковлевичу.
Самым важным из них был Карибский кризис. В ноябре 1962 года военнослужащих подняли по тревоге и увезли в лес восточнее Берлина, где двое суток они рыли капониры под радиостанции, откуда выходили в эфир. Тогда Морозов впервые был в полевых условиях, тем более в чужой стране.
А еще Морозову запомнился приезд Никиты Хрущева. Это событие осталось не только в его памяти, но и на фотографиях: Никита Сергеевич идет в сопровождении посла СССР в ГДР и других высокопоставленных чиновников страны.
Приезжал Хрущев в мае 1963 года. Военный городок Вюнсдорф в Восточной Германии, где проходила встреча, в настоящее время город-призрак. А тогда он был мощным, так как вооружение советских войск было самым передовым и надежным. Кстати, немцы относились к русским хорошо.

Александр Морозов со своими сослуживцами стал свидетелем приезда первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева в военный городок Восточной Германии Вюнсдорф. Об этом свидетельствует фото, сделанное его товарищем / фото из архива Морозова

Звание сержант
Александр Яковлевич вспоминает свое 20-летие, наступившее во время несения срочной службы.
В тот день он особенно гордился, что ему доверили защищать Родину вдали от ее границ. По случаю юбилея товарищи-курсанты подарили ему альбом с несколькими фотографиями. Его Морозов бережно хранит и считает настоящей семейной реликвией. В альбоме собраны самые яркие моменты: проводы в ряды Советской армии, годы, проведенные в учебном батальоне, возвращение домой.
Через несколько дней Морозова направили на учения в сержантскую школу. Там ему присвоили звание младшего сержанта.
В конце октября 1963 года, вернувшись в свой полк, он в должности заместителя командира взвода получил личный состав новобранцев, прибывших из закавказских республик. Почти через год все они окончили учебу с оценкой отлично. За это Морозову и его командиру был предоставлен 10-дневный отпуск.
А в 1964 году Александр Яковлевич обучал специалистов для работы на станциях РЛС-35 и радиовысотомерах. Позже просочилась информация, что этих солдат отправили служить на Кубу, но официальных подтверждений на этот счет до сих пор нет.

Повышение
В июне 1964 года Морозов ушел в отпуск. А в это время уволили старшину роты. И только что вернувшегося из отпуска Александра на первом же построении, повысив в звании, поставили на его место.
И у Морозова появились новые обязанности и ответственность за личный состав роты: по уставу он должен был следить за обеспечением солдат всем необходимым, содержанием казарм и прилегающих к ним территориям.
Позже Александра вместе с командой офицеров отправили в Союз за молодым пополнением. Побывать в таких командировках ему посчастливилось трижды. А сколько впечатлений и эмоций от увиденного в пути осталось в памяти Александра Яковлевича. Поездки на поезде занимали по 13-15 суток в одну сторону. А в завершение службы у него были командировки в столицу Латвии и Юрмалу.

Личное время
Несмотря на занятость, у солдат было и личное время. Кроме написания писем родным, они три раза в неделю ходили в кино. В остальные дни посещали кружки по интересам: гимнастические, тяжелой атлетики, борьбы, баскетбола, волейбола, футбола и пения. Поскольку до армии Морозов хорошо играл в колхозной футбольной команде и был призером вокальных конкурсов, то и во время службы он занимался тем же. Военный ансамбль, где пел Александр Яковлевич, выступал и в других частях. Кстати, кроме военных исполнителей, на государственные праздники того времени в воинскую часть приезжали московские и ленинградские артисты.
Перед 7 ноября Александру Яковлевичу в составе рядовых и сержантов-отличников предоставили возможность побывать в Дрезденской картинной галерее старых мастеров. И Морозов был поражен!
А через месяц со своими сослуживцами он посетил Берлин: побывал у Рейхстага, у памятника советскому солдату-освободителю с девочкой на руках, прошелся по Трептов-парку.

Армия дала путевку в жизнь
В 1965 году Морозова зачислили в вечерний партком. Занятия вели старшие офицеры роты и приезжие из штаба армии и ГСВГ. Параллельно с этим 30 срочников, желающих поступить в вуз на Родине, проходили подготовку на курсах, куда зачисляли только отличников и хорошистов. Морозов был в их числе. А позже за высокие показания в учебе его наградили грамотой.
В конце июня 1965 года из Кубанского сельхозинститута Морозову пришел вызов на поступление. И его отпустили. В Краснодаре он успешно сдал 6 экзаменов и стал студентом факультета механизации сельского хозяйства. А через пять лет с оценкой отлично защитил дипломный проект и получил специальность инженера-механика.
Прошли насыщенные разными событиями годы. Но школа армейской жизни, многому научившая Морозова, и время, отданное армии, он считает одними из лучших и интересных.
– Сердечно поздравляю всех ветеранов, служивших в составе ГСГВ и ЗАГВ с 1945 по 1994 годы, и желаю им крепкого здоровья, оптимизма, семейного благополучия, мирного неба над головой, – сказал, завершая рассказ о своей службе Александр Яковлевич.

Предыдущая статьяПервая кубанская здравница присоединилась к нацпроекту «Производительность труда»
Следующая статьяГде плещется форель?