Ежегодно 28 мая жители района с интересом наблюдают на улицах станиц и хуторов украшенные знаменами автомобили, на которых разъезжают мужчины в военных фуражках зеленого цвета
О том, как в Тбилисском районе отмечают День пограничника, рассказал Григорий Лабушкин, который служил на высокогорной заставе в Грузии на границе с Турцией в 1981-1983 годах.
За службу он награжден Почетным знаком «Отличник погранвойск» второй степени, «Молодой гвардеец 11 Пятилетки», юбилейной медалью «Пограничным войскам 100 лет», Знаком «60 лет КПО Батуми».
– Родился я в Карачаево-Черкесии, откуда и был призван в армию. На сборный пункт попал в Кропоткин, оттуда с новыми друзьями-кубанцами нас направили в Батуми, что в Грузии, – вспоминает Лабушкин, листая свой дембельский альбом. – Мне довелось служить вожатым служебного собаководства. Я принял от увольняющегося в запас овчарку Ласку, с ней мне предстояло два года охранять государственную границу, деля хлеб и воду, преодолевая ландшафтные и климатические трудности высокогорья. У Ласки был исключительный нюх: она брала след даже спустя несколько дней после события.
После трех месяцев учебной подготовки новобранцев подняли на погранзаставу «Хопи» на высоту 1200 метров над уровнем моря. Служба состояла из обходов участка границы по тропе вдоль системы заграждений и ночных «секретов». Когда шли они по тропе последних метров страны, испытывали чувства торжественной ответственности и гордости за то, что именно им поручена охрана рубежей Родины.
Трудно было в зимнее время, когда в горах выпадал глубокий рыхлый снег. Во время пурги приходилось прятаться в специальных землянках. Часто техника не могла завезти на заставу продукты и газовые баллоны, и военнослужащим приходилось все это на себе тащить на высоту 1200 метров.
– С Лаской мы сдружились, у нее уже был 3-летний опыт работы на границе, – рассказывает Григорий Лабушкин. – Наша служба проходила слаженно, но однажды Ласка «нарушила устав». Дело в том, что на заставе категорически запрещено спаривание служебных собак, и вожатые за этим призваны следить. Как Ласке удалось нарушить этот запрет, остается тайной, но в результате она принесла трех щенков, одного из которых мы утаили от начальства, а двоих сдали в питомник. Всеобщего любимца назвали Дружок, он оказался большим умницей, быстро осваивал служебные команды. Щенок понравился командиру части, и он забрал его себе. За давностью события для нас этот случай обошелся без наказания.
Прошло два года службы, настала пора демобилизоваться. Так совпало, что срок службы у Ласки тоже окончился – собака служит пять лет, затем списывается и доживает свой век в вольере. Григорий попросил у начальника заставы разрешение забрать Ласку с собой, тот согласился, но командир части добро не дал. Так они и расстались с Лаской. Григорий до сих пор помнит ее прощальный тоскливый взгляд и слезы на глазах.
– Правильно сказал кто-то: собака – это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя, – сказал Григорий.