Людмила Белова десять лет возглавляет школу №12

282
Фото из архива Людмилы Беловой

Участница Всероссийского конкурса «Директор школы» рассказала читателям о своей работе.

Что значит быть директором? Как мотивировать учеников? И с кем легче работать – со взрослыми или детьми? На эти и другие вопросы ответила директор алексеетенгинской школы №12 Людмила Белова.
– Людмила Васильевна, с какого года вы возглавляете школу?
– В СОШ №12 я работаю 27 лет – с 31 августа 1996 года. А директором меня назначили 10 лет назад.
– Что повлияло на ваше решение связать свою жизнь со сферой образования?
– Стать учителем мечтала с первого класса. Сначала хотела преподавать в начальных классах, потом – вести математику. В итоге по совету директора школы Людмилы Викторовны Зыковой и завуча Нины Васильевны Мельниковой, которые приняли меня на работу, я из учителя начальных классов переквалифицировалась в преподавателя русского языка и литературы. И ни разу об этом не пожалела. Эти педагоги были моими лучшими учителями во всем. И я бесконечно им благодарна.
– Чем отличается работа учителя от работы директора?
– Учитель больше общается с детьми. От этого он молодеет душой. Ученики всегда держат в тонусе и дают стимул для саморазвития. Чтобы быть современным учителем, постоянно приходится что-то узнавать.
А директор – больше менеджер, который работает со взрослыми, состоявшимися людьми и выполняет организационную работу. Здесь важна предпринимательская жилка.
– Вы ведете уроки?
– Конечно, я продолжаю преподавать. Без этого никак. Чтобы понимать учебный процесс, директор не должен от него абстрагироваться. Он лично должен знать учеников и их родителей. К тому же преподавательская практика дает отличный стимул для саморазвития.
– На ваш взгляд, как заинтересовать детей и замотивировать их на учебу?
– В работе с детьми важна свобода выбора, которую взрослые должны предоставить им. Немаловажны поддержка, доверие и участие в их жизни. Нужно стараться стать другом ребенку, быть с ним на одной волне.
– Нужно ли привлекать репетиторов по предметам?
– Очень сложный вопрос и скорее индивидуальный. Я по сей день преподаю, и мои ученики без репетиторов получают высокие баллы по ЕГЭ. Для укрепления знаний наших учеников на базе школы проводятся предметные консультации и дополнительные занятия. Чтобы хорошо учиться, ребенок должен иметь цель. А родители обязаны помочь ему ее обрести. Современные технологии дают возможность детально разобрать любое задание онлайн. Поэтому репетиторы, на мой взгляд, не нужны.
– Как вы относитесь к олимпиадам, что они дают, кроме облегченной схемы поступления в вуз?
– Действительно, по результатам предметных олимпиад можно поступить в университет без экзаменов – вне основного конкурса. В том числе и на бюджет. К тому же участие в олимпиадах раскрывает учеников. Бывает, что победителем становится далеко не отличник. Тогда у него появляются вера в себя и желание идти дальше, не сбавляя темпа. Поэтому к олимпиадам отношусь положительно и стараюсь, чтобы в них участвовало как можно больше детей.
– Что чаще всего вы рассказываете о своей работе и чем гордитесь?
– Чаще всего я говорю о детях, ими же и горжусь. Наши ученики – воспитанные, добрые, отзывчивые, порядочные. Родители всегда идут нам навстречу и откликаются по первому зову. Гордость вызывают выпускники, которые решили стать педагогами. Некоторые из них вернулись в нашу школу. Это Галина Александровна Шкарупилова, учитель английского языка, Дарья Валентиновна Губина, замдиректора по воспитательной работе. Недавно пришла молодой учитель начальных классов и преподаватель русского и литературы Карина Александровна Лях.
– Можете ли вы сравнить детей, которые учились 20 лет назад, и современных учеников?
– Дети не отличаются. Что 20 лет назад на переменах была «взлетно-посадочная полоса» в коридорах, что сегодня. Они такие же активные, подвижные, так же любят музыку, так же влюбляются и что-то скрывают от родителей. Единственное различие в том, что появилось больше технологий и у учеников прибавилось знаний в этом направлении. В остальном это такие же дети.
– Есть ли в вашей школе кружки?
– Конечно. Вторая половина дня в нашем учебном заведении насыщена различными кружками спортивного, технологического, гуманитарного и естественнонаучного направления. Дети должны быть постоянно заняты, ведь все проблемы возникают от безделья.
– У вас есть девиз, выражающий вашу жизненную позицию?
– Я часто говорю: «Глупых детей не бывает, бывают незаинтересованные взрослые». А чтобы учить кого-то, нужно учиться самому и постоянно совершенствоваться. Ведь со старыми знаниями и устаревшими планами невозможно работать с современной молодежью.
– Директор школы – ответственная должность. Как справляетесь с трудностями и где черпаете силы и вдохновение?
– Директор оказывает существенное влияние на все, что происходит в школе: на учителей, которые там работают, на царящую в классах и коридорах атмосферу, на занятия детей после уроков, на материальное и финансовое обеспечение учебного заведения.
В трудные моменты я всегда выдерживаю паузу и считаю до десяти. А для восстановления душевного равновесия читаю классику.
– Кто-нибудь из ваших детей пошел по вашим стопам?
– Мои дочери выбрали другие направления. Старшая, Виктория, работает хирургом в краевой больнице. А младшая, Анастасия – студентка Московского государственного технического университета имени Баумана. Она учится на инженера-конструктора ракет и ракетно-космических комплексов.
– Людмила Васильевна, спасибо за уделенное нам время. Желаем вам дальнейших профессиональных успехов.
Беседу провела Татьяна Петрова

Предыдущая статьяНововладимировские ученики завершат учебный год в обновленной школе
Следующая статьяНужна ли ребёнку отметка о гражданстве РФ на свидетельстве о рождении?