Сегодня известному советскому писателю Юрию Васильевичу Бондареву исполнилось бы 100 лет

344
Юрий Бондарев – писатель, который прошел Великую Отечественную войну и перенес все фронтовые испытания, а потом отразил в книгах, оставив последующим поколениям бесценное культурно-историческое наследие

Он является основоположником «лейтенантской прозы», созданной писателями советского периода, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших офицеров.
Творчество писателей-фронтовиков стало золотым фондом русской литературы и значимым событием в мировой, так как оно было основано на реальных фактах и собственном военном опыте.
Их много: Константин Симонов, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Борис Васильев, Юрий Герман, Александр Фадеев, Василь Быков, Виктор Некрасов – всех не перечислишь. Именно в их произведениях читателю было представлено новое прочтение Великой Отечественной войны.
Особое место в ряду уважаемых авторов занимают Юрий Бондарев и его военная проза: «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Последние залпы», «Берег», «Выбор» и другие. Война и мир, человек на войне и в миру – главное в творчестве Юрия Бондарева. Писатель прошел войну артиллеристом через оборону Сталинграда, форсирование Днепра и освобождение Киева. Победу встретил в Чехословакии.
Юрий Бондарев написал целую серию романов и повестей о войне, которые сразу же стали, говоря современным языком, бестселлерами. Они издавались тиражами в сотни тысяч экземпляров, по ним снимались кинофильмы, ставились спектакли в театрах.

НАСЛЕДИЕ
Богатейшее литературное творчество Юрия Бондарева отмечено почетным званием «Герой Социалистического Труда», двумя Орденами Ленина,
Орденами Октябрьской революции, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знаком Почета,
«За личное мужество». Во время Великой Отечественной он был награжден двумя медалями «За отвагу»,
«За оборону Сталинграда»,
«За Победу над Германией».
За сценарий киноэпопеи «Освобождение» он удостоен Ленинской премии, за сценарий к фильму «Горячий снег» – государственной премии РСФСР, за романы «Берег» и «Выбор» – государственной премии СССР, а также множества других премий и медалей. Ему присвоено звание
«Почетный гражданин Волгограда», его именем названа одна из улиц города-героя.

Переоценить значимость творчества Юрия Бондарева для русской литературы невозможно, оно по-прежнему востребовано читателем.
Из всего множества произведений для обсуждения я выбрал роман «Выбор», вышедший в свет в 1981 году.
Это философское произведение, заставляющее читателя размышлять о единственно верном выборе между смертью и бесчестьем. Сделав неверный ход, человек всю жизнь будет казнить себя и проклинать. Так случилось и с главным персонажем романа Ильей Рамзиным, который во время войны, сдавшись в плен врагу, сделал свой выбор. Потом он пытался оправдаться перед собой за этот выбор, искал различные доводы, но так и не нашел.
Автор задает себе и читателю вопрос: возможна ли жизнь человека вне политики? Но ответа не дает, оставляя его за читателем. Прочитав роман «Выбор», я попытался ответить на этот вопрос, но прежде приведу краткое содержание этого произведения.

Правда о войне
До Великой Отечественной главный персонаж романа Илья Рамзин – свободолюбивый молодой человек, ведущий здоровый образ жизни. С началом войны он поступает в военное училище, после чего сразу же отправляется на фронт. В 1941 году нашим войскам пришлось отступать. В одном из таких отступлений Илья со своими товарищами-артиллеристами оказывается в окружении. Молодой лейтенант пытается спасти хотя бы несколько орудий, но не грамотный в военном деле командир отдает глупые приказы, которые приводят к гибели бойцов. В ярости от смерти товарищей Илья убивает командира, но сам застрелиться не успевает и попадает в плен. В концлагере он видит, насколько низко опустились люди, чтобы спасти свою жизнь. Здесь было и предательство, и доносы. Рамзин не может спокойно на это смотреть, но сам оказывается в той же массе, так как гитлеровцы восприняли его действия в отношении командира как героический поступок. Они предлагают ему вступить в армию Власова, но Илья отказывается.
Через 30 лет мы видим, что Рамзин проживает в Венеции, у него взрослый сын в Германии. Из случайной встречи со своим одноклассником Васильевым он узнает, что на Родине его считают без вести пропавшим, так как он не подавал о себе весточки даже матери. Признавая свою вину перед ней, Рамзин решает съездить в родные места и увидеться с мамой. Но встретив сына после долгой разлуки и услышав его рассказ, Раиса Михайловна не прощает ему измены Родине. Илья Петрович долго мучается, предаваясь мыслям о своей прошлой жизни, и, не выдержав, перерезает вены. Перед смертью он пишет письмо своему однокласснику, в котором вспоминает лучшие свои годы юности и просит прощение за свои проступки. Он очень хотел бы начать жизнь с чистого листа, но время ушло безвозвратно, и Илья принимает решение уйти в мир иной, чтобы искупить свои грехи на небесах. В заключение он просит похоронить его на Родине.

По роману был снят одноименный фильм, но ожидаемого успеха у зрителей он не получил. В результате ленте дали утешительную «Нику» за лучший звук. Философский роман оказался не по силам режиссеру Владимиру Наумову, что свидетельствует о неординарности, философской и психологической сложности произведения.
В романе два приятеля – художник и писатель – ведут спор о значимости социалистического реализма в литературе и изобразительном искусстве. По ходу разговора писатель предлагает художнику посмотреть на свои картины с точки зрения реалистического социализма.
Мне мысль показалась интересной, и я решил с этой точки зрения посмотреть на судьбу Ильи Рамзина – главного персонажа романа «Выбор», которую он как военнопленный разделил с миллионами таких же жертв войны. Отношение к этим людям в войне определялось высказыванием Иосифа Сталина, не подписавшего Женевскую международную конвенцию о военнопленных от 1929 года: «У нас военнопленных нет, а есть предатели».
После этого наши военнопленные остались беззащитны перед безжалостной гитлеровской машиной и подверглись уничтожению. Массовое пленение советских солдат являлось, как правило, следствием ошибок командования. Яркий пример – окружение Красной армии под Киевом в августе 1941 года. Руководимые маршалом Советского Союза Буденным, войска Юго-Западного фронта были окружены и разгромлены немцами, а в плену оказались около 600 тысяч красноармейцев. В результате последующих «котлов» в декабре советских военнопленных насчитывалось свыше 3 миллионов человек, а по итогам войны – около 4,5 миллиона, из них в концлагерях уничтожены свыше 2 миллионов. Они могли бы остаться живы, если бы Сталин в свое время присоединился к Женевской конвенции.
Неужели все они были предателями? Были, конечно, и добровольно сдавшиеся в плен предатели, но подавляющее большинство – все-таки жертвы войны. Это к вопросу о том, возможна ли жизнь человека вне политики. Пусть он останется риторическим.
Кстати, в отношении военнопленных Сталин и в 1949 году также не подписал новый вариант Женевской конвенции. Советский Союз присоединился к ней только в 1954 году после смерти вождя. Возвращение из плена для многих означало риск обвинения в измене и предательстве Родины и заключение в ГУЛАГе.
В 1956 году в СССР впервые официально признали факт «нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей». Вот почему Юрий Бондарев не называет Илью Рамзина предателем, понимая весь трагизм судьбы военнопленных – жертв войны, и отдает ответ на этот вопрос самому персонажу.
Только в 1995 году накануне 50-летия Победы Борис Ельцин издал Указ «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». Так закончилась трагическая история миллионов советских военнопленных.
Насколько «предательская» идея относительно военнопленных вошла в умы советских людей, говорит поведение матери Ильи Рамзина Раисы Михайловны, не только холодно встретившей родного сына после долгой разлуки, но и обвинившей его в предательстве, выразившей сожаление о его возвращении. Своими словами она подвела сына к принятию рокового решения о самоубийстве. Этот эпизод автором выписан по строгим лекалам социалистического реализма, который допускает противоестественное поведение матери по отношению к родному сыну, фактически приговорившей его к самоубийству. У меня такое ее поведение вызывает сомнение.
С моей оценкой эпизода согласились и коллеги по литературной гостиной, когда мы обсуждали творчество Юрия Бондарева.
Встреча любителей литературы состоялась в межпоселенческой центральной районной библиотеке накануне памятной даты. Участники с интересом выслушали доклад Оксаны Труфановой, сопровождавшийся демонстрацией эпизодов из кинофильмов «Батальоны просят огня» и «Горячий снег», снятых по произведениям писателя.
Затем присутствовавшие обсудили его повесть «Последние залпы» и роман «Выбор». Завязалась дискуссия о проблеме нравственного выбора для человека между смертью и бесчестьем и судьбах советских военнопленных в Великую Отечественную. В тему прозвучали стихотворение о матери, прочитанное Евгенией Батрак, и песни о войне в исполнении Анны Боровко.
С особым вниманием присутствовавшие прослушали стихотворение в исполнении автора Валентины Федоровой, посвященное памяти Юрия Бондарева. Закрывая мероприятие, директор библиотеки Галина Матвеева поблагодарила участников за интересную встречу. Такие мероприятия проходят по всей стране, россияне отдают дань уважения выдающемуся писателю и его военной прозе.
Время не властно над памятью народа о Великой Отечественной войне. Сохранять ее после ухода живых свидетелей позволяют правдивые художественные произведения писателей-фронтовиков, ярким представителем которых является Юрий Бондарев. Его военную прозу народ читает и будет читать, потому что правда всегда востребована.

Предыдущая статьяСегодня в Тбилисском районе стартовали трехдневные выборы Президента РФ
Следующая статьяШкольники из Краснодарского края посетили выставку «Россия» в рамках профориентационного курса