Свой бамовский путь Владислав Мишуров начинал лесорубом

285
Лесорубом начинал свой бамовский путь Владислав Мишуров. Как поется в песне, привыкли руки к топорам. Весна 1979 года / фото из семейного архива Владислава Мишурова

Герой этой статьи в молодости поехал «за туманом и запахом тайги», романтика привела его на величайшую стройку Советского Союза – Байкало-Амурскую магистраль, началу которой в этом году исполняется 50 лет.

Кто-то проживает жизнь тихо и спокойно, а кого-то судьба влечет в дальние края, маня романтикой неизведанного, «пылью дальних дорог» и стремлением испытать себя в экстремальных обстоятельствах. Таков Владислав Мишуров.
После выпуска в 1975 году из пятой школы и окончания 6-месячных курсов водителей при Тбилисском автотранспортном предприятии он устроился в «Транссельхозтехнику».
Подошел срок, и так же, как все, отправился Владислав служить в армию. Попал в Среднюю Азию – в столицу тогдашней Союзной республики Киргизии Фрунзе (сейчас Бишкек). Служил в отдельном вертолетном отряде водителем, возил командира части.
В 1978 году вместе с другом решил поехать на БАМ. Это неудивительно: тогда стройка была у всех на устах, о ее героях постоянно говорили по радио, в телерепортажах и писали в газетах. Попасть на БАМ было непросто: тысячи молодых людей стремились на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. По рекомендации армейского командира ЦК комсомола Киргизии выдал друзьям путевку. И вот два загоревших под южным солнцем друга из 30-градусной жары прибыли поздней осенью в поселок Кувыкта Тындинского района на севере Амурской области, рядом с границей Якутии. Там уже снега было по колено и стояли морозы под 40 градусов. Но парней это нисколько не испугало, наоборот, им было весело от такого климатического контраста.
В строительно-монтажный поезд №573 треста «Тындатрансстрой», куда было направление, требовались только плотники, что не устроило покорителей БАМа. Им хотелось чего-то более романтичного. Озадаченные друзья, выйдя из конторы, стояли на остановке, чтобы поехать в общежитие. Подошел автобус, из которого вышли несколько здоровых мужиков с бензопилами «Дружба» на плечах. Это лесорубы вернулись со смены. Вид этих мужчин и особенно бензопил, которых друзья ранее не видели, определил их выбор. Лесорубы требовались только в поселке Усть-Нюкжа (сейчас станция Юктали, что еще севернее и холоднее), но друзей это не остановило, и они прибыли в СМП №594, чтобы прокладывать в тайге просеку под будущую железную дорогу, став в прямом смысле слова первопроходцами.

Бамовская молодежь имела возможность приобрести дефицитные по тем временам модные переносные магнитолы, с которыми они гурьбой гуляли по поселку. Владислав – крайний справа / фото из семейного архива Владислава Мишурова


Сначала им доверили только топоры, которыми они обрубали сучья со спиленных деревьев. Уносили молодые работники на себе с просеки и раскряжеванные чурки, вес которых доходил до 100 килограммов. Таким образом новые бамовцы проходили испытания на «профпригодность», морозоустойчивость и физическую выносливость. Насколько жесткими были морозы, говорит тот факт, что у Владислава однажды при ударе по дереву рассыпалось лезвие топора. Металл не выдержал, а друзья выстояли. Как поется в песне, привыкли руки к топорам.
Испытания прошли успешно, и парням доверили работать с бензопилами. Они почувствовали себя профессионалами да и зарабатывать стали больше. Трудиться приходилось по колено в снегу в специальной зимней одежде, которую выдавало предприятие. Правда, портянки Владислав себе вырезал из солдатской шинели – они получались теплыми и долговечными. При температуре минус 55 градусов и ниже объявлялись «актированные дни», во время которых лесорубы на работу не выходили.
Летом от комаров спасала куртка-энцефалитка с капюшоном и накомарником. Для профилактики заражения энцефалитом рабочим делали прививки.

Занятия гиревым спортом позволяли Владиславу Мишурову сохранять физическую форму. Он неоднократно становился победителем на соревнованиях / фото из семейного архива Владислава Мишурова


В 1980 году после двух лет работы Владиславу предложили стать водителем. Романтика таежной просеки сменилась романтикой северных дорог. На грузовиках перевозил он стройматериалы и другие грузы. Работа тяжелая, особенно в зимнее время. На ночных стоянках автомобилей под открытым небом специальные рабочие с 3 часов утра включали воздуходувки, чтобы не разморозились двигатели, затем приходили водители, разжигали под двигателем костер, проливали радиаторы горячей водой, иначе двигатель было не завести. Вот такая ежедневная предрейсовая подготовка автомобилей. Но это не самое страшное. Труднее всего было в пути, когда приходилось менять рессоры, которые на морозе часто лопались, или с помощью кувалды и металлического уголка разбортировать автомобильные шины. Но Владислав не унывал, работа ему нравилась.
В свободное время занимался спортом, добивался успехов на соревнованиях в составе команды предприятия. Видя спортивный азарт Мишурова, руководство предложило ему работу, не связанную с дальними рейсами.
Жили бамовцы в общежитии. Питались в столовой предприятия, меню было разнообразным, предлагали даже черную икру. Снабжение товарами было практически как в Москве: молодежь одевалась во все импортное, даже в дефицитные по тем временам джинсы и дубленки. В продовольственных магазинах продуктов было в изобилии: Владислав даже сгущенное молоко Кореновского молочного комбината высылал посылками родителям в Тбилисскую. Вот такая интересная логистика социалистического планового хозяйства.
По вечерам молодежь ходила в кино и на танцы, спортсмены тренировались в спортзале.
Летом все население поселка занималось сбором и заготовкой на зиму грибов и ягод, которых в тайге было большое количество. Авитаминоз строителям БАМа не грозил.
В общей сложности на БАМе Владислав Владимирович проработал 16 с половиной лет. В 1995 году вернулся в Тбилисскую.

В Тбилисской после окончания курсов он работал охранником в банке. Сейчас на заслуженном отдыхе.
На родине Владислав Владимирович создал семью, у него есть дети и внуки. Как говорится, жизнь удалась. Многое повидал, есть что вспомнить и чем гордиться, ведь это и его небольшой трудовой «кирпичик» лежит в основании легендарной Байкало-Амурской магистрали, которая стала школой мужества для нашего героя.

Летом 1980 года в поселке Хани Республики Якутия Владислав Мишуров и его друзья участвовали в строительстве въездной стелы / фото из семейного архива Владислава Мишурова
Успехи в труде Владислава Мишурова были отмечены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и многими грамотами – всех и не перечислить.
Предыдущая статьяКубанская компания по оптовой торговле сельхозпродукцией присоединилась к нацпроекту «Производительность труда»
Следующая статьяШесть участников нацпроекта «Производительность труда» из Краснодарского края подали заявки на конкурс брендов «Знай наших»