«Таежный десант», или Великолепная восьмерка

74
Участники «таежного десанта», получившие на школьном выпускном вечере путевки на Всесоюзную комсомольскую стройку: Татьяна Горьковенко, Володя Муромцев, Валентина Костюкова, Надежда Харченко, Валентина Балесная, Нина Браун, Людмила Решетникова и Валентина Кобец. Деревня Мазурово, август 1966 года / фото из архива Валентины Балесной

Вся история нашей страны до 90-х годов прошлого века – это летопись подвигов народа, особое место среди которых занимает период послевоенного восстановления народного хозяйства. Активное участие в нем принимали наши земляки – жители станицы Тбилисской и Тбилисского района.

ПОДНЯЛИСЬ!

Результатом немецко-фашистской агрессии оказались тысячи разрушенных городов и сел, промышленных предприятий, фабрик и колхозов. Героическими усилиями в тяжелейших условиях миллионы людей к середине 50-х годов восстановили все разрушенное и построили новые города, заводы, фабрики, вернув народное хозяйство на довоенный уровень. Для дальнейшего развития стране необходимы были энергетические ресурсы. Правительство поставило задачу по разведке и освоению новых месторождений углеводородов – нефти и газа.

С середины 50-х началась небывалая по масштабам геологоразведка Западной Сибири. Результат не заставил себя ждать: в 1960-х годах в этих местах добыли первую нефть. Запасы нефти и газа оказались столь велики, что определили на долгие годы развитие не только региона, но и энергетическое могущество страны. Эта небывалая акция сопровождалась мощной пропагандой. Стали популярны овеянные таежной романтикой профессии геолога, буровика-нефтяника. Как всегда, в первых рядах всех начинаний были комсомольцы. Тысячи молодых романтиков устремились в Сибирь осваивать новые земли, строить города, железные дороги.

Отрадно отметить, что среди комсомольцев-романтиков, отправившихся на Всесоюзные стройки, были и наши земляки, а конкретно выпускники 1966 года 11 «Б» класса моей родной первой школы.

А положила начало этому почину Валентина Базарнова, выпускница 1952 года, окончившая школу с золотой медалью. Я ее знал еще будучи дошкольником. Она в то время была старшеклассницей, и я ее называл тетей Валей. После школы она окончила геологический факультет. Сейчас трудно представить, чтобы золотая медалистка решилась на такую профессию, связанную с суровыми полевыми условиями. После окончания института она была направлена на работу в Западно-Сибирскую геологоразведочную экспедицию, где в районе Сургута впоследствии открыли крупнейшее месторождение нефти и газа. Об этом писали все газеты – геологи стали героями дня.

Тетя Валя открыла месторождение

Будучи в отпуске, тетя Валя побывала в гостях у нашей семьи. После футбола я, десятиклассник, прибежал домой и попал на застолье. Среди гостей была красивая женщина, которой меня представили. Она приветливо улыбнулась, удивленно заметив, как быстро я вырос. Это была легендарная тетя Валя, открывшая Западно-Сибирское нефтегазовое месторождение. Больше я ее не видел, говорили, что она, выйдя на пенсию, жила в Батайске.

Учитель географии Александра Михайловна Зеленкова – организатор и вдохновитель таежного десанта

Валентина Базарнова в это же лето побывала в родной школе, где рассказала об открытии нефтегазового месторождения учителю географии Александре Михайловне Зеленковой, а она, в свою очередь, с гордостью поведала об этом на уроках своим ученикам.

Своими уроками Александра Михайловна, которая любила предмет и привила любовь к географии ученикам, вызвала у выпускников 11 «Б» живой интерес к Западной Сибири и огромное желание поехать на строительство в тех местах железной дороги «Тюмень-Сургут». Сразу восемь выпускников изъявили желание высадиться «десантом» на Всесоюзную комсомольскую стройку.

Попасть туда оказалось непросто: надо было получить комсомольские путевки, которые во времена массового энтузиазма оказались в дефиците. Но настойчивая Александра Михайловна добилась своего, и в июне 1966 года на школьном выпускном вечере под овации присутствовавших восьми «комсомольцам-добровольцам» они были вручены.

Счастливыми обладателями этих красивых путевок в жизнь стали Валя Кобец, Нина Браун, Валя Балесная, Таня Горьковенко, Люда Решетникова, Валя Костюкова, Надя Харченко и примкнувший к ним Володя Муромцев.

Вот эта «великолепная восьмерка», наполненная желанием осваивать новые богатства наших недр и строить фабрики, заводы, рудники и новые города, отправилась в дальний путь «за туманом и за запахом тайги» сначала в Москву, а затем в загадочный Тобольск, где их встретили местные комсомольцы и проводили до Мазурово, которое представляло из себя типичную сибирскую деревню, где проживало несколько сотен человек. Сейчас ее практически нет, там осталось 11 человек. Вот здесь им и вспомнились слова популярной песни: «Мы на край земли придем, мы заложим первый дом и табличку прибьем на сосне», которые характеризовали наших героев, их напористость, бесстрашие и желание покорять таежные просторы.

Девушек поселили в общежитии – такую картину мы можем видеть в кинофильме «Девчата», а Володе предоставили место в большой палатке.

Спустя много лет я решил узнать, как после стройки сложилась жизнь наших земляков-романтиков.

Тридцать лет отдано Сибири

Мне удалось разыскать только Валентину Балесную, которая после стройки, окончив сельхозинститут, отработала в Тюменской области 10 лет зоотехником в совхозе и 20 бухгалтером в сельском Совете. Прожив в общей сложности 30 лет в Сибири, она в 2002 году вернулась в Тбилисскую. Сейчас живет в родительском доме.

– В нашем классе желающих поехать на стройку было больше, но не всех отпустили родители, – рассказала при встрече со мной Валентина Михайловна. – По прибытии в деревню Мазурово нас приняли рабочими в строительно-монтажный поезд №269. После начальной подготовки мы выполняли отделочные работы: штукатурили стены, красили окна и двери на объектах, очищали лесопросеку. В порядке шефской помощи в соседнем поселке штукатурили детский сад. Участвовали и в прямом строительстве железной дороги: тарировали в ящики железнодорожные костыли, которые удерживают рельсы до сих пор и помнят наши руки. Запомнилась первая получка: мы заработали по 86 рублей, что считалось нормальным.

В декабре нас командировали в Свердловск, где мы вручную лопатами выравнивали щебенку, привезенную для ремонта железнодорожного полотна. Работа тяжелая, но нескучная, согревала на уральском морозе. В Свердловске мы встретили Новый год, танцевали на балу в красивом городском железнодорожном клубе – было весело. Там же мы посещали театр оперы и балета, где впервые увидели «Лебединое озеро».

Нас не смущали летом беспощадные комары, которых мы в шутку называли «четырехмоторными», а зимой мороз: мы стойко переносили все издержки северной романтики. Спустя год перед ребятами стал вопрос выбора профессии, и мы поехали поступать в учебные заведения Тюмени: кто в педагогический, а кто в сельскохозяйственный.

Все участники «таежного десанта», получив северную закалку и окончив учебные заведения, по-разному обустраивали личную жизнь. Людмила Решетникова вышла замуж за моряка и жила во Владивостоке, Валентина Костюкова работала преподавателем Тюменского училища морского транспорта. Володя Муромцев, окончив педагогический, также обосновался в Тюмени. Надежда Харченко после стройки переехала в Краснодар, Нина Браун вышла замуж за уральца и переехала к нему на родину, сейчас живет в Германии. А Татьяна Горьковенко вместе с мужем, который был директором совхоза, живет в Тюменской области. Я с ними часто созваниваюсь. В родную станицу сразу после стройки вернулась только Валя Кобец.

На мой вопрос о «длинном рубле» Валентина Михайловна ответила:

– Не жалею, что с друзьями поехала в Сибирь «за туманом и за запахом тайги», о заработках как-то и разговора не было. Часто вспоминаю то романтическое время и друзей, с которыми вместе «кормили» комаров. Хотелось бы еще раз побывать в тех краях: Сибирь манит воспоминаниями о лучших годах жизни, но здоровье не позволяет, да и два раза в одну и ту же реку не войти.

Где родилась, там и пригодилась

Затем я встретился с Андреем – сыном Валентины Лукьянченко (Кобец), от которого узнал, что его мама, вернувшись со Всесоюзной комсомольской стройки, окончила Кропоткинский бухгалтерский техникум, работала бухгалтером в ДРСУ, затем много лет в совхозе «Кропоткинский». Там же работал озеленителем ее отец, Лука Лукич, который вместе с Иваном Ефимовичем Семыкиным оформлял знаменитый парк, а все комсомольцы на субботниках активно им помогали. В 1972 году Валентина вышла замуж за Ивана Лукьянченко, в браке с которым воспитала сына и дочь. Ее взрослая внучка Вероника стала программистом, внук Максим, ученик 10 класса, тоже мечтает стать программистом.

Валентина Лукьянченко (Кобец) с дочерью Натальей и сыном Андреем
Валентина Кобец с подругами на учениях по гражданской обороне / фото из семейного архива
Лукьянченко

Выйдя на пенсию, Валентина Ивановна продолжила работать бухгалтером в районном Совете ветеранов, будучи сама ветераном труда. В феврале этого года ее не стало.

Валентина Лукьянченко (Кобец) с дочерью Натальей и сыном Андреем

В 1965 году работы по освоению нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи комсомольцев отправились по путевкам в далекие края. Около 250 комсомольских коллективов соревновались под девизом «Пятилетке – ударный труд», около половины из них получили звание коллективов коммунистического труда.

Валентина Кобец с подругами на учениях по гражданской обороне / фото из семейного архива Лукьянченко

В 1965 году работы по освоению нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи комсомольцев отправились по путевкам в далекие края. Около 250 комсомольских коллективов соревновались под девизом «Пятилетке – ударный труд», около половины из них получили звание коллективов коммунистического труда.

«Молодым предстоит освоить новые богатства наших недр» – такое напутствие писали в комсомольских путевках. Эта фраза останется актуальной и сегодня, и в будущем

Призвание – педагог

О судьбе еще одной героини – Валентины Костюковой – рассказал ее брат Сергей Иванович, с которым я повстречался на поселке сахарного завода:

– Валя, проработав год на строительстве железной дороги «Тюмень-Сургут», поступила в Тюменский пединститут, после окончания которого была направлена в поселок Нягань Ханты-Мансийского автономного округа преподавать в школе химию и биологию. Сейчас это город нефтяников с современной инфраструктурой, с населением около 60 тысяч человек, а тогда это был поселок лесозаготовителей с населением около 1000 человек – посланцами со всех концов страны.

Молоденькая учительница, отработав положенные два года, перебралась в Тобольск, где стала преподавать в техникуме речного транспорта. А перед этим побывала в отпуске на родине – в станице Тбилисской, где в 1972 году вышла замуж за одноклассника Александра Новикова. Сыграли веселую кубанскую свадьбу и вместе уехали в «голубые таежные дали». Там у них родились дочь Юля и сын Сергей. Юля по примеру мамы стала педагогом, проживала в Тбилисской. Сергей – авиадиспетчер, живет в Тюмени. У Валентины Ивановны двое взрослых внуков.

К сожалению, ее муж погиб в 35 лет, дети выросли и разъехались, а Валентина Ивановна переехала к родственникам в город Асбест, где работала завучем в одной из школ.

Кстати
На 1960-1970 годы пришлись самые яркие страницы в истории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции: были открыты крупнейшие в СССР месторождения. Благодаря геологам страна по разведанным запасам газа в 1967 году заняла первое место в мире. С 1965 по 1977 годы за счет Западной Сибири добыча нефти в СССР выросла в 2,2 раза.

Обдумывая услышанное, я невольно задался вопросом: как оценивать это уникальное комсомольское движение и отважный поступок совсем юных молодых людей с точки зрения современности?

Массовое стремление молодежи 60-70-х годов прошлого века на комсомольские стройки оценить только как шанс заработать большие деньги было бы неверно, так как погоня «за длинным рублем» обществом осуждалась и не пользовалась популярностью у молодежи. Живя в «обществе потребления», в это трудно поверить, но я сам и мои современники тому свидетели.

В то время молодежь была буквально пропитана духом романтизма, веры в светлое коммунистическое будущее, построить которое партия обещала к 1980 году.

«Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!» – эти слова из песни Александры Пахмутовой красовались на зданиях в каждом городе. Был такой период в истории советского государства, когда народ и, в первую очередь, молодежь искренне верили в то, о чем пишут газеты, вещает радио, говорят на партийных и комсомольских собраниях. И как результат – соответствующие настроения у молодежи, в том числе и у наших героев.

Многие мечтали поехать на Север, а комсомольские путевки пользовались огромным спросом у бесстрашной молодежи. Как сказал пролетарский поэт: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!».

С тех пор многое изменилось, ушел в прошлое комсомол, романтизм вышел из моды, народ стал прагматичен. Со времен горбачевской перестройки популярность Севера в народе резко снизилась, так как предпринимательство в формате «купи-продай» стало позволять зарабатывать деньги, не «выходя из дома». «Челночные» шоп-туры в Турцию, Германию и Китай с их легкими деньгами пришли на смену ударному труду. Комсомольские ударные стройки умерли вместе с комсомолом, рабочие разъехались по домам и растворились в обезличенном обществе индивидуалистов.

Север обезлюдел, остались только те, кому некуда ехать. Население в тех краях сократилось почти вдвое, и отток продолжается, усугубляя дефицит рабочей силы. Это «головная боль» нашей необъятной страны. Вахтовый метод организации производства и сезонные рабочие не решают проблемы: на земле должны жить люди постоянно, а для этого нужны новые способы мотивации и материальной заинтересованности трудовых ресурсов. Традиционный северный коэффициент к зарплате в рыночных условиях утратил свое прежнее значение, программа «Дальневосточный гектар» и льготная ипотека не оправдывают надежд.

Если добавить сюда еще слабую социальную инфраструктуру и транспортную оторванность от «материка», то создается весьма печальная картина. Значит нам нужны новые, действенные механизмы, которые бы привлекали народ на Север и вдохнули бы в него вторую жизнь. Север достоин того, чтобы там жили люди.

А сейчас остается только вспоминать славные времена освоения северных просторов такими романтиками, как наши герои, которые оставили свой след в истории родной школы №1 и комсомола района.

Предыдущая статьяУсыновители имеют право на поддержку
Следующая статьяНа Кубани расширены меры поддержки для участников СВО и членов их семей