Крылатая династия семьи Чирва

99

Из военной авиации – в гражданскую. Летчик Чирва всю жизнь посвятил небу и стал примером для сыновей.

Как-то журналистская тропа завела меня на кладбище хутора Марьинского. Прямо у входа увидел красивый памятник с портретом летчика. Надпись гласит: «Чирва Владимир Федорович, 08.09.30 – 15.12.2020». На обратной стороне памятника – его изображение в форме гражданской авиации и названия самолетов, на которых летал.
Меня заинтересовала судьба героя. Через знакомых я вышел на его сына, Василия Владимировича, который проживает в Краснодаре. С его слов я записал историю летчика.
В хуторе Марьинском в многодетной семье колхозников Федора Яковлевича и Марфы Павловны Чирва в 1930 году родился сын, назвали его Володей. Мальчик с малых лет был приучен к сельскому труду. В семилетнем возрасте, помогая отцу пахать землю (погонял быков), он увидел низколетящий самолет и помахал рукой. Летчик заметил мальчика и, к великой его радости и удивлению, сделав над полем круг, тоже помахал ему. С тех пор мальчишка грезил небом.
В годы войны подростком Володя на каникулах наравне со взрослыми работал в колхозе, за что впоследствии был награжден медалью «Ветеран труда».
Будущий авиатор хорошо учился, был развит физически, а после окончания школы в 1948 году поехал в Краснодар искать летное училище. Проходя по улице Красной мимо здания ДОСААФ, через окно увидел знакомый с детства макет самолета.
В ДОСААФе ему выдали направление в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков. Чирва успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в число курсантов. Потом их курс перевели в Луганское училище для обучения управлению новейшими реактивными самолетами МИГ-15. Таким образом через четыре года Владимир стал военным летчиком-истребителем.
После окончания училища он прибыл в отпуск на Родину. Пришла пора жениться. Выбор невест у молодого лейтенанта ВВС был огромен: военные летчики (космонавтов тогда еще не было) в те времена почитались не меньше, чем сейчас олигархи, но Володя полюбил одноклассницу – землячку из хутора Дубовиково. С молодой женой Анастасией отбыл к месту службы в Грузию, затем летал в небе Абхазии, а позже был переведен на Кубань, в город Крымск – столицу прославленной в Великой Отечественной войне «Голубой линии». Вместе они прожили 57 счастливых лет, вырастили двоих сыновей, которые пошли по стопам отца.
Старший, Сергей, стал авиа-инженером, летал в составе экипажей компании «Авиалинии Кубани».
Младший, Василий, – военный летчик-истребитель, дослужился в советской армии до майора в должности командира эскадрильи. Уволился из армии после развала Советского Союза, так как отказался служить Украине. Сейчас Василий Владимирович преподает в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова.
Все это будет потом, а пока лейтенант Владимир Чирва начал летную военную службу на новейшем в то время реактивном самолете-истребителе МИГ-15, затем летал на МИГ-17. Служба проходила успешно, но тогдашний глава государства Никита Хрущев провел массовое сокращение армии, и нашего героя в звании капитана в 1961 году уволили в запас.
Но верность авиации Владимир сохранил, перейдя на гражданскую службу, а именно в Краснодарское авиапредприятие. Здесь он летал на ПО-2, АН-2, Л-410, ЯК-40.
Трудовой путь наш герой закончил командиром экипажа реактивного ЯК-40 в 1986 году, ему было 56 лет. Его заслуги перед Родиной отмечены медалью «Ветеран труда» (за трудовые достижения в Великой Отечественной войне) и пятью юбилейными медалями в честь Дня Победы.
К этому времени сыновья стали авиаторами, продолжив дело отца, подрастали внук и внучка. Можно сказать, что жизнь удалась. Но все чаще вспоминалась малая Родина, тихий уютный хуторок
Марьинский, друг детства Ваня Кравченко, речка Зеленчук, на которой пацанами рыбачили.
И в 2018 году Владимир Федорович (жена Анастасия Константиновна уже ушла из жизни) вернулся на Родину. Но случился несчастный случай: в апреле 2020 года при падении Владимир Федорович сломал шейку бедра. В выселковской районной больнице сделали операцию, которая завершилась успешно. Восстановление проходило хорошо, понемногу стал ходить, но простудился и заболел тяжелой формой пневмонии, от которой скончался в декабре 2020 года в возрасте 90 лет, уйдя «в вечность с любовью к родной земле и небу».
Согласно завещанию Владимир Федорович Чирва похоронен на Родине – в хуторе Марьинском. На кладбище ему установлен памятник, с описания которого я начал свой рассказ об этом неординарном человеке.
Достойный памятник родоначальнику крылатой династии.

Подвиг
Летные навыки, приобретенные в полетах на военных самолетах, умение быстро принимать нестандартные решения, мужество и хладнокровие пригодились Владимиру Федоровичу и в гражданской авиации.
Однажды зимой он на самолете АН-2 выполнял рейс из Майкопа в Краснодар и попал в грозу. Корпус судна обледенел, двигатель заглох и самолет потерял управление. Жизнь 12 пассажиров и экипажа оказалась в смертельной опасности. Но командир экипажа Чирва не растерялся и смог ценой невероятных усилий посадить самолет в чистом поле. Никто из пассажиров даже ушибов не получил.
За этот подвиг руководство авиапредприятия наградило Владимира Федоровича почетной грамотой и премией в размере 100 рублей. Как говорится, не хлебом единым…

Владимир Федорович Чирва с женой Анастасией Константиновной и сыновьями Василием и Сергеем, Краснодар, 1979 год / фото из семейного архива Чирвы
Предыдущая статьяДля досрочной пенсии нужен большой стаж
Следующая статьяЛетние инсульты особенно опасны