Кубанские фермеры развивают новые ниши в сельском хозяйстве региона

Выращивание птицы для Розы Сайфуллиной и ее мужа стало успешным бизнесом / Фото Ивана Журавлева

В структуре нашего АПК небольшие фермерские хозяйства, как у Розы Сайфуллиной из Абинского района, очень важны. Они развиваются, ставят перед собой серьезные задачи и успешно их решают. Пусть пока на своем небольшом подворье, поющем разными птичьими голосами на всю улицу маленького хутора.
«Поющий» дворик
В представлении простого обывателя выращивание кур – дело нехитрое. Вылупился из яйца цыпленок – корми его да расти. Но, оказывается, это целая наука и совсем непростой бизнес. Вот, например, есть у нас люди, специализирующиеся на подращивании совсем крохотных – от нуля до 14 дней – цыплят, для которых они – как первые нянечки, а их птичники напоминают ясли. Потом цыплят передают для дальнейшего выращивания в КФХ или ЛПХ.

У Розы Сайфуллиной – амбициозные планы на развитие собственного дела / Фото Ивана Журавлева


В такие «ясли» мы и приехали в хутор Свердловский Абинского района, к Розе Сайфуллиной. Это птичник площадью 30 кв. метров, а рядом – новенький, только что купленный брудер (специально оборудованное помещение для подращивания птенцов). Всю работу по изготовлению клеток делает муж Дмитрий. У него – золотые руки. А мозг и главный двигатель всех новых идей – Роза.
Она сама цыплят поит, кормит, вакцинирует и выхаживает. Здесь – идеальная температура, а чистота – как в операционной.
– Это бройлер-молодняк и мясо-яичной породы, – рассказывает наша собеседница. – Они востребованы на рынке, расходятся в КФХ и ЛПХ четырех ближайших районов: Северского, Абинского, Славянского и Крымского. Мы оставляем на мясо часть птицы. Жители из близлежащих хуторов ждут, пока у нас подрастет вкусная курочка и даже стоят за ней в очереди.
Ну а где же сам инкубатор? Еще несколько недель назад он был в доме. Роза, Дмитрий, их трое детей и несколько сот будущих птенцов жили одной большой дружной семьей.

Все сами
– На Кубань мы приехали из Татарстана, – рассказывает хозяйка подворья. – Я кондитер, а муж у меня нефтяник. Ехали сюда с четкой целью – заниматься сельским хозяйством. Сначала мы взяли 50 цыплят и подращивали их. В небольшом сарайчике муж сколотил первые клетки. Мы все время к ним бегали, смотрели, как птенцы себя чувствуют, день и ночь рядом с ними находились. Кохали и лелеяли своих «первенцев», как детей. Вырастив первых цыплят, увидели, что есть сбыт и можно делать бизнес. Затем мне пришла мысль: надо самим инкубировать, так гораздо выгоднее. Стали изучать эту тему досконально.
Связывались с крупными хозяйствами, общались с птицеводами, искали информацию в Интернете. В первые же месяцы столкнулась с проблемой: оказалось, что у нас для птицы нет ветеринарных врачей. Им цыплята неинтересны. «Птицу лечить? Возьми топор!». И не возятся. Их стихия – крупный рогатый скот. Поэтому приходилось самой эти знания по крупицам собирать. Сама вакцины искала, сама прививала.
Государство поможет на старте
Начинали с 50 цыплят в месяц, потом их становилось все больше. Через год подращивали уже 150, а потом продавали и 800 цыплят. В этом году семья вышла на мощность три тысячи штук в месяц.
– Наше производство не зависит от сезона, мы работаем круглый год, – комментирует Роза Сайфуллина. – С каждым месяцем появлялось больше опыта, знаний. Росла выручка, мы вкладывали средства в расширение производства. И только в 2022-м ощутили, что начали серьезно зарабатывать. Эти средства направляем на новый инкубатор и клетки для птичника.
Вот купили недавно брудер, в котором соорудим инкубатор. А всего с января по март 2023 года приобретено оборудования для увеличения мощности инкубатория на полмиллиона рублей.
Если вспомнить, что начинали с нуля, то нынешние пополнения – весьма существенные.
– Впрочем, не с нуля, – поправляет саму себя Роза. – Нам оказало материальную помощь государство, и это было тем толчком, после которого весь наш бизнес и завертелся. Как же кстати была эта поддержка!
В 2021-м Роза Сайфуллина воспользовалась государственной социальной помощью на получение социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства. Она получила 100 тысяч рублей на открытие собственного дела. Тогда на эти средства закупили корма, монтировали клетки для птичника. А три года назад по этой же программе 200 тысяч рублей получил ее супруг Дмитрий: деньги тоже пошли в «птичье» дело.
В 2022-м Роза подавала документы на получение грантовой поддержки программы «Агростартап», но не прошла второй этап конкурса. В нынешнем году вновь будет пытаться.
– Администрация Абинского района с нами все время на связи: консультирует нас, помогает, – комментирует Роза Сайфуллина. – Мы намерены и дальше развиваться, поэтому я очень хочу выиграть этот грант.
В 2022-м господдержку получили семь заявителей, а в 2023 году – уже четверо. В районе имеются три претендента, которые намерены участвовать в конкурсе на получение гранта «Агростартап».
Инкубаторный… суверенитет
Вот кто бы мог подумать, что в дальнем хуторе, вдали от перекрестков главных дорог (бонусом – изумрудные поля и чистейший воздух) мы будем говорить о серьезных планах обычной кубанской фермерской семьи – об инкубаторном суверенитете!
Мы слыхали про цифровой и технологический, а что ж такое инкубаторный суверенитет?
– Яйцо для выращивания птенцов мы берем только импортное. А разве это хорошо? – задается вопросом Роза Сайфуллина. – В нашей стране его тоже производят, но цена на российское кусается и доходит до 30 рублей.

Цифра
28,1 млн голов птицы содержится в Краснодарском крае во всех хозяйствах.


– Очень большой дефицит инкубационного материала по утке и индюку тех пород, которые народ привык потреблять, – продолжает моя собеседница. – Нам срочно нужно производить самим больше инкубационных яиц, чтобы не зависеть от импорта, дорогого и труднодоступного.
Основные поставки племенной продукции и инкубационного яйца приходятся на страны Европейского Союза и США. Это ставило российских производителей мяса птицы в некоторую зависимость от импорта. В 2022 году птицеводы России поднимали эту проблему. И правительство предприняло ряд мер поддержки отрасли. Необходимость в импортном инкубационном материале постепенно снижается, заявили в Национальном союзе птицеводов. К концу 2023-го обеспеченность инкубационными яйцами, произведенными в России, дойдет почти до 100 процентов.
– Вот почему мы хотим занять эту нишу. С поставщиками, которые занимаются селекцией, у нас уже есть договоренности. Начнем создавать здесь, на Кубани, свое родительское стадо. В нынешнем году приобретем землю сельхозназначения, уже присмотрели участок, закупим спецтранспорт, будем развиваться дальше.
Задачи амбициозные. Но и энергии у Розы Сайфуллиной хватит, чтобы реализовать все задуманное.
Птицеводство – одна из приоритетных отраслей сельского хозяйства Краснодарского края. Кубань сохраняет лидерские позиции в ЮФО по численности птицы и входит в пятерку регионов-лидеров РФ по производству мяса, в десятку – по производству яиц.

Важно
Как получить грант «Агростартап»
Для этого необходимо подтвердить следующие условия:
гражданство РФ;
проживание в сельской местности;
открытое КФХ или желание его открыть (на это дается не более 15 дней после выделения гранта);
грант должен быть первой мерой поддержки от государства и региона для заявителя.

Светлана Соколова

Предыдущая статьяКлуб производительности провели в Кубанском государственном медицинском университете
Следующая статьяРегиональный центр компетенций досрочно завершил проекты по повышению производительности на предприятиях Кубани
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.