И пришли — за солдатом солдат

64
Иван Федорович Танцура (стоит справа) с боевыми товарищами после окончания Висло-Одерской операции. 1945 год

Объявленный редакцией «Прикубанских огней» проект по сохранению военного наследия каждой семьи стартует публикацией нашего корреспондента

Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. Но есть их дети и внуки, которые бережно хранят память о своих героических предках.
Хранительница истории
И снова я по заданию редакции отправляюсь в путь по местам боевой славы наших земляков. На этот раз с легкой руки школьного библиотекаря Татьяны Рыбасовой еду в гости в станицу Алексее-Тенгинскую, где меня ожидает Раиса Кораблева – племянница героев моего рассказа.
Раиса Дмитриевна до пенсии работала бухгалтером в колхозе, была активной комсомолкой, возглавляла комсомольскую организацию и всю жизнь собирала семейные фотографии и сведения о родственниках – ветеранах войны.
Встреча с ней и ее рассказ о родственниках – ветеранах Великой Отечественной произвели на меня неизгладимое впечатление. Да и было чему удивиться: у всех мужчин из семьи Танцура, воевавших на фронте, героическая судьба.

Звон колоколов отвел подступившую смерть
Перебирая собранные за многие годы старинные фотографии довоенной и военной поры, она начала свой рассказ:
– Мой дедушка, Федор Павлович Танцура, родился в Харьковской губернии в 1890 году в крестьянской семье. Женившись, в 1910 году он переселился на Кубань, в хутор Причтовый Темиргоевского уезда. Отсюда и пошла история нашего рода. Дед воевал на фронтах Первой мировой, а вернувшись домой, вступил в ряды Красной армии и стал красным партизаном. Он потом всю жизнь получал пенсию как партизан – 21 рубль с копейками, на эти деньги наша семья в условиях безденежья (в колхозе была натуроплата по трудодням) покупала соль, спички и керосин.
«Но до пенсии надо еще было дожить» – и эта фраза, в современных реалиях ставшая притчей во языцех, тогда означала очень даже конкретные вещи: можно было преждевременно погибнуть…
Вот и Федор в одном из боев попал в плен к белым и был приговорен к смертной казни через повешение. Таких горемык было трое, Федор на казнь шел последним. Двоих казнили, а когда пришел его черед, неожиданно на церковной колокольне зазвучали колокола к обедне. Верующие белогвардейцы казнь перенесли на следующий день, а ночью Федора освободили красные казаки. Как говорится, Бог миловал.
После гражданской войны он работал в колхозе. К началу Великой Отечественной у него уже было девять взрослых детей: шесть сыновей и три дочери. Подспорьем было то, что Федор Павлович рыбачил.
В 1942 году его мобилизовали на фронт. Прибыл под Сталинград, а там доглядели, что возраст у него непризывной, и отпустили домой. Возвратился в родные края, а через несколько дней в хутор вошли немцы.
Не обошлось и без приключений: как-то курил самокрутку из самосада. Соседский немец попросил курнуть. Угостил. Самосад – не в пример немецким сигаретам – вызвал у немца удушающий приступ кашля, что рассмешило Федора Павловича. Немец в злобе ударил его в лицо. Так и закончился русско-немецкий перекур.
После войны Федор Танцура сторожевал в колхозе, дожил до 80 лет. Похоронен в хуторе Причтовом. А его сыновья по очереди уходили на фронт…

Пропал при бомбежке
Константин, родившийся в 1912 году, работал трактористом в колхозе, у него была броня. Но в 1942 году его призвали в армию. При следовании в Тихорецк новобранцы попали под немецкую бомбардировку, многие погибли, а семье Танцура пришло извещение, что Константин Федорович пропал без вести. Все послевоенные попытки его найти оказались безуспешными. У него осталась двухлетняя дочь. Сейчас ей 82 года и проживает она в Гулькевичах.
спасла… будущая жена
Михаил родился в 1914 году. До войны отслужив срочную, работал трактористом в колхозе. В первые дни Великой Отечественной был призван на фронт, а в 1942 году получил ранение под городом Гадяч Полтавской области на Украине.
От плена Михаила спасла девушка, спрятавшая его у себя в подвале до прихода наших. После войны он вернулся в Гадяч и женился на спасшей его девушке. Вместе прижили двух детей. Похоронен Михаил Федорович там же.

Расстреливать два раза уставы не велят
Николая, родившегося в 1918 году, призвали на срочную военную службу в 1938 году. Служил он на границе с Польшей. Осенью 1941 года должен был демобилизоваться, а в июне началась война, которая для него стала настоящей трагедией.
Он рассказывал, что 22 июня 1941 года, в воскресный солнечный день, состав полка занимался чисткой личного оружия, уборкой территории, написанием писем на родину. И вдруг в небе появились парашютисты. Военнослужащие подумали, что идут учения, а оказалось, что началась война, которая для них тут же и закончилась. Немецкие десантники расстреляли почти весь полк, оставшихся в живых пленили.
За три года плена Николай прошел несколько концентрационных лагерей, из последнего – польского Майданека – его освободила Советская армия в июле 1944 года. Удивительно, что в числе освободителей Николай встретил земляка из станицы Алексее-Тенгинской Михаила Савельевича Федяева.
Но на этом злоключения Николая не закончились: после многочисленных допросов по обвинению в измене Родине он был приговорен к расстрелу, что тогда не было редкостью. Но его звезде в тот раз не суждено было закатиться: на казнь в телеге его вез, как оказалось, земляк из Армавира. Он спрятал Николая под соломой, сымитировав ранение. Подробностей спасения от расстрела Раиса Дмитриевна, к сожалению, не знает.
«Расстреливать два раза уставы не велят», и Николая отправили дослуживать. Три года он «гонял бандеровцев» на Западной Украине. Вернулся домой, где не был 9 лет, в 1947 году. После возвращения работал в колхозе бухгалтером, женился, вырастил двоих детей. Они сейчас живут в Алексее-Тенгинской. Похоронен Николай Федорович в хуторе Причтовом.

Славный боевой путь
Самый младший сын – Иван, 1924 года рождения. По достижении 18 лет в 1942 году его призвали в армию. Прошел он славный боевой путь артиллериста 256-го артиллерийского полка 9-й Краснодарской Краснознаменной, орденов Кутузова и Красной Звезды пластунской стрелковой дивизии. В ее составе младший сержант Иван Танцура оборонял Таманский полуостров, освобождал Львов, Польшу, Словакию. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны работал трактористом, женился, вместе с женой воспитали двоих детей, которые живут в Алексее-Тенгинской. Похоронен Иван Федорович в хуторе Причтовом.

Воевали не только мужчины, но и женщины
– Брат моего дедушки, Василий Павлович Танцура, 1892 года рождения, – продолжает свой рассказ Раиса Дмитриевна, – воевал и в Первую мировую, и в Великую Отечественную войну. К сожалению, сведений о нем у меня нет. Женщины нашего рода не отставали от мужчин: моя тетя Вера Васильевна – двоюродная сестра наших героев Танцура – тоже ветеран, она воевала в авиации, обслуживая на аэродромах самолеты.

Продолжение следует
На этом Раиса Дмитриевна закончила свой рассказ о славной боевой истории семьи Танцура.
Но и это еще не все. Оказывается, в роду ее покойного мужа Николая Ивановича Кораблева тоже есть ветераны-герои. Мы договорились, что о них она расскажет при следующей встрече.
Проводив меня до калитки, Раиса Дмитриевна еще долго смотрела вслед увозившей меня машине. А я ехал, довольный визитом: помимо интересной военной истории семьи Танцура из станицы Алексее-Тенгинской, меня ожидают новые сюжеты о ветеранах.

Федор Павлович Танцура (справа), 1914 год
Михаил Федорович Танцура (в центре) с сослуживцами, 1941 год / фото из семейного архива
предоставлено Раисой Кораблевой
Константин Федорович Танцура с сестрой Марией, 1929 год
Николай Федорович
Танцура
Предыдущая статьяСахарный комбинат Тихорецкого района начнет внедрять бережливые технологии
Следующая статьяБолее 8,9 тысячи кубанских чернобыльцев получают различные социальные выплаты от ОСФР