Как не попасть в лапы интернет-мошенников на сайтах объявлений

Однажды я решила продать шубу. Как говорится, покрасовалась и хватит, тем более в нашем крае зимой не много дней, когда она актуальна, да и в тренде сейчас искусственный мех…
Дабы ускорить процесс, в объявлении, размещенном на «Авито», указала все доступные средства связи: электронную почту и телефон.
Не прошло и 10 минут, как мой мессенджер раскалился от поступивших сообщений потенциальных покупательниц. Каждой из них нужно было немедленно, опередив соперниц, купить мою шубу, непременно с доставкой, оформленной через сервис «Авито».
Путаясь в беспрерывно поступающих сообщениях от разных лиц, решила остановиться на одной покупательнице и продать шубу землячке из Краснодарского края. Так, по крайней мере, она представилась и с ходу взяла на себя все организационные вопросы по оформлению доставки. Прислала скрин и ссылку своего профиля, где было четко указано: «Товар – шуба натуральная из цигейки – ОПЛАЧЕН». Мне оставалось лишь подтвердить операцию для зачисления денежных средств на мой счет и отправить ей шубу. Все выглядело натурально: профиль покупателя, его ФИО, адрес, окно «для ЗАЧИСЛЕНИЯ средств». К тому же множество предварительных вопросов со стороны покупателя о качестве шубы, сроке ее эксплуатации, повреждениях, просьбы выслать более подробные фото шубы, надетой на меня и отдельно снятой, – все это расположило и притупило бдительность.
Я подтвердила операцию и с моей карты тут же списали, а не зачислили сумму, указанную в моем объявлении. То есть шуба осталась у меня на руках, а сумма, за которую я собиралась ее продать, была списана с моего счета.
В голове тут же мелькнуло: «Ну вот, мошенники…». Однако от души отлегло, когда сразу же после списания средств в мессенджер пришло сообщение от «честного» покупателя с возмущением, что отправленные ею деньги вернулись к ней обратно и к тому же аналогичная сумма поступила к ней на счет. Для пущей убедительности она даже выругалась матом и рассказала, как давно мечтала о подобной шубе и уже несколько лет ищет ее по сносной цене. Потом сообщила, что мои деньги будут немедленно возвращены.
Система повторилась: переписка, скрины, ссылки и… окно для заполнения с говорящим названием «ВОЗВРАТ денежных средств», где мне нужно было ввести трехзначный код с оборота карточки банка. Вводить заветные цифры я не торопилась и пыталась связаться с модераторами «Авито».
Попутно стала изучать условия сервиса доставки. Но многочисленные сообщения от горе-покупательницы и других желающих приобрести шубу снова раскалили телефон. Поступавшие сообщения отвлекали и не давали сосредоточиться.
А аргумент покупательницы об ее удачной попытке наконец-то связаться с модератором службы поддержки «Авито», присланная мне инструкция от него с пошаговым алгоритмом дальнейших действий по возврату денег и огромное желание вернуть их сделали свое дело. Кнопка «Отправить» была активирована. Наступило затишье.
Сообщения в переписке от «покупательницы» были сразу же ею удалены, ранее присланные ссылки на подтверждение аккаунтов и прочие страницы стали недоступны, мой телефон со стороны покупателя заблокирован. Новое SMS из банка оповестило о повторном списании с моего счета такой же суммы, что и в первый раз.
Конечно же, сразу были предприняты действия по разоблачению мошенников: звонок в банк, чтобы заблокировать карту, оповещение в службу поддержки «Авито», заявление в полицию. Но, опережая события, сообщу, что списание денег при личном введении трехзначного кода с оборота банковской карты не считается мошенничеством. И доказать обман без записи телефонных разговоров и скринов переписки, подтверждающих жульничество, невозможно. Поэтому всегда делайте скрины деловых переписок. А лучше ознакомьтесь с нижеприведенными советами и не попадайтесь на уловки аферистов.
В попытках предостеречь других, рассказала свою историю знакомым и друзьям. Каково же было мое удивление, когда узнала, что я далеко не единственная жертва интернет-развода на деньги. Каждый пятый – а это все образованные люди – попадался на уловки интернет-злоумышленников.

Совет
Чтобы не попасть в сети жуликов, размещая объявление на «Авито», никогда не делитесь почтой и номером телефона, не говорите коды из SMS и пуш-сообщений. Ради них злоумышленники могут даже представляться службой поддержки.
Все переговоры ведите только на платформе «Авито» и не переходите для общения в другие месенджеры по присланным ссылкам и QR-кодам и ни при каких обстоятельствах не вводите трехзначный код с оборота банковской карты.

Помните
Сервис «Авито» никогда не пишет и не звонит клиентам, чтобы узнать код подтверждения.

Стать жертвой мошенников на «Авито» можно не только при продаже, но и при покупке товара. Чаще всего это происходит при использовании услуги «Пересылка товара по почте с предоплатой». В этом случае продавец-мошенник отказывается от личной встречи и готов продать товар только при полной или частичной предоплате посредством пересылки его по почте. Как правило, после вашей оплаты ни товар, ни деньги вернуть уже не удастся.
Во избежание такой ситуации рекомендуется проводить покупку при личной встрече или воспользовавшись услугами проверенного продавца.
Много людей попадаются на уловки аферистов при предложении ответить на SMS с короткого номера. Как правило, в этих сообщениях оповещают о поступивших откликах по вашему объявлению или же по блокировке вашего аккаунта. Если ответить на такой номер, ваши деньги будут безвозвратно списаны. Рекомендуется сразу обратиться в службу поддержки «Авито» или подать жалобу своему оператору мобильной связи.
На платформе «Авито» попасть на злоумышленников можно и при поиске работы. Клиенту предлагают получить рабочее место при условии обязательной предоплаты за заключение договора, информационные услуги, медицинскую книжку, офисный пропуск или обучающие материалы для работы на дому, за платную «закрытую» вакансию или за размещение платного резюме. Помните: ни одна уважающая себя организация не будет заранее брать деньги у своего будущего сотрудника.
Стать жертвой кибер-разбойников можно и при передаче личных данных. В этом случае, как правило, фальшивый продавец или покупатель пытается выяснить номер и код вашей банковской карты, расчетного счета и т. п. Не забывайте, что разглашение такой информации ставит под угрозу вашу финансовую и личную безопасность. Никогда не вступайте в подобные схемы расчета и держите личные данные при себе.

Деньги не вернешь
Алексей:
– К сожалению, деньги никак не вернешь. Меня «надули» на «Авито» как продавца. Покупатель был сильно заинтересован в сделке. Не помню, как стали общаться в другом мессенджере. Сдуру ввел код карты, через 2 минуты понял, что сглупил, но было поздно. Я в течение 10 минут после платежа написал в банк. Было видно, что платеж заморожен. В банке написал заявление. Итог: деньги ушли мошенникам, их можно вернуть только через суд и прокуратуру.

Жанна:
– Нашла хороший телефон на «Авито» по привлекательной цене. Продавец попросил внести часть суммы, ссылаясь на то, что желающих много. Чтобы не упустить выгодное предложение, согласилась на сделку. После перевода денег информация о продавце исчезла со всех платформ.

ВАЖНО
5 признаков, которые помогут распознать обманщика на сайтах объявлений:

1. Выходят на связь сразу после публикации объявления.

2. Звонят, чтобы узнать реквизиты карты.

3. Отправляют лавину спама.

4. Присылают поддельные ссылки на оплату.

5. Назойливы и приторно дружелюбны.

Татьяна Петрова

Официальный ответный комментарий «Авито»:

Безопасность пользователей — главный приоритет в работе Авито. Мы развиваем собственные инструменты и сервисы для защиты сделок. Например, на нашей платформе работают “умные” алгоритмы, которые позволяют распознавать небезопасные действия пользователей в чате и предупреждать о них, а также блокирует фишинговые ссылки. Алгоритмы модерации анализируют каждое объявление и каждое действие пользователей на платформе, отслеживая потенциальные нарушения и предотвращая их. Но как бы совершенны ни были технологии, человеческая психика все еще остается уязвимой для манипуляций. Поэтому мы постоянно напоминаем простые правила безопасности: не переводите предоплату, если лично не знакомы с человеком, при выборе продавца или исполнителя услуги ориентируйтесь на рейтинг и отзывы в профиле, не переходите в сторонние мессенджеры и общайтесь только во внутреннем чате Авито и не переходите в сторонние мессенджеры. Только соблюдение всех правил безопасности в комплексе с использованием технических средств защиты поможет максимально обезопасить сделку.

Предыдущая статьяТбилисские полицейские присоединились к ежегодной акции «Студенческий десант»
Следующая статьяОсновные отличия между кражей, грабежом и мошенничеством
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.