Виктор Чвикалов считает, что собственная семья – это самая лучшая и современная бизнес-компания

У Виктора Чвикалова много планов. И самый амбициозный – всерьез заняться овцеводством. У него самое крупное стадо овец в районе /Фото Ивана Журавлева

История успешного семейного бизнеса фермеров из села Шереметьевского – это десятки новых рабочих мест и качественные продукты на рынке.


Улица – моя. Поля – мои
Эту ферму сразу заметишь в селе Шереметьевском Тбилисского района: у въезда стоит скульптура огромной коровы. А корпуса расположены ровнехонько, создавая целую улицу, которую сейчас благоустраивают.
Молодой хозяин всего этого – фермер Виктор Чвикалов – в свое время подался в Краснодар. Там выучился двум самым престижным профессиям – юриста и экономиста.
А потом вернулся в родное село.
Бабушка – Фрида Владимировна – сначала всю жизнь проработала в зверосовхозе, а потом создала свое крестьянско-фермерское хозяйство. И вместе с мужем Виктором Алексеевичем и его братом Александром Алексеевичем стали заниматься животноводством. Восстановили один корпус – закупили 200 голов бычков, вырастили их, продали, а деньги опять вложили в развитие фермы.
Когда на глазах у Виктора рождалось и развивалось собственное семейное дело, он понял, что хочет свои силы и знания вкладывать в фермерство.
Преимущества семейного бизнеса налицо: тебя не обманут и не подведут, все заработанное идет в семью. Ну а если устал – можно честно сказать об этом, тебе всегда придут на помощь. Все семейные секреты передаются по наследству и позволяют совершенствовать свое мастерство.
Только Виктор пригласил на экскурсию по ферме, нас окликнула еще молодая, спортивного вида, элегантная и бодрая женщина. Язык не поворачивается назвать ее бабушкой, но это была именно она.
Фрида Владимировна:
– По сути, внук Виктор сегодня и стал стержнем нашего семейного бизнеса. Мы очень рады, что он вплотную занялся фермой. Ему мы и передаем все семейные секреты и знания, на нем сейчас здесь многое держится.

Бабушка Фрида Чвикалова передает своему внуку Виктору все секреты мастерства / Фото Ивана Журавлева

О, Мэри, Мэри! Как славно жить в этом вольере…
– Когда мы в районной администрации узнали, что можно получить грант на развитие фермы, решили в этом поучаствовать, – рассказывает Виктор. – Я стал собирать документы. Поначалу нелегко было, но в администрации консультировали, помогали по всем нюансам. В сентябре 2020 года в минсельхозе края мы представили бизнес-план, успешно защитились и получили от государства грант в сумме
16 миллионов 100 тысяч рублей. На эти деньги мы купили дойное стадо коров, 110 голов нетелей. Максимально быстро приобрели оборудование для линейной дойки. А еще транспортеры для навозоудаления, две телеги, два трактора, кормораздатчик и мельницу для заготовки кормов.
Нам сказали: работайте – и вперед! У нас уже от коров появились 50 телят. И дальше поголовье будем увеличивать.
Виктор считает, что без
господдержки в аграрном бизнесе трудно развиваться.
– Да если бы не господдержка, то и фермы в ее нынешнем виде не было бы, – поддерживает бабушка. – Мы раз в год получаем дотации на молоко. Вот в 2021-м на 100 тонн сданного молока получили 300 тысяч рублей дотации. В нынешнем году тоже уже сдали документы. Деньги пойдут на развитие: купим вентиляторы для коров и заготовим корма.
Они, кстати, в этом году подорожали. Чтобы снизить затраты, фермеры сами выращивают люцерну, кукурузу, другие культуры на полях площадью 80 гектаров. В этом году купили пресс-подборщик, чтобы самим заготавливать побольше соломы, сена. Это здорово выручает, хотя земли маловато, не мешало бы побольше.
– Нам бы еще 200 гектаров – для севооборота и полной заготовки кормов, – мечтает Виктор. – На наше поголовье, а в планах у нас увеличивать его и дойти до 147 голов, мы половину кормов покупаем: нам не хватает.
Конечно, маловато, ведь прожорливые красотки тебя каждое утро встречают у входа в корпус. Порода – черно-пестрая голштино-фризская.
Не успели мы зайти в корпус, они тут же тянутся своими мордами, мычат, любопытствуют.
У каждой не только собственный номер, но и кличка, она написана на небольшой бирочке. Вот тянется ко мне Абрау, мычит Анапа и машет хвостом Манго. А Мэри – так ей бы вообще в кино сниматься.
Условия содержания для коров хорошие, автоматизированная система доения и раздачи кормов.
Корпус, где содержатся телята – их здесь всего порядка пятидесяти, мне напомнил детский садик. Совсем крохотули – в маленьких загончиках, у тех, что постарше, – беспривязное содержание. Их отпаивают молоком до трех месяцев, потом в корм добавляют сено, гранулы и переводят в более взрослую группу.

И ягнята, и гусята
Но сейчас основная «головная боль» у семьи – не коровы, это дело уже знакомое. А вот замахнулись еще и на овцеводство. Немного переживают: как дело пойдет? В конце прошлого года купили почти 300 голов, порода – северокавказская мясо-шерстная.
– Непросто с ними, – говорит Виктор. – Такого большого поголовья ни у кого в районе нет, ну вот мы и будем пробовать. Сложность у всех одна – корма нужны. Да и стрижка овец сегодня тоже удовольствие не из дешевых. Ты продашь шерсть и фактически только отобьешь свои затраты на стрижку.
Зато хорошая цена на мясо –экологически чистое и вкусное. Люди его распробовали, поэтому фермеры надеются, что со сбытом проблем не будет.
К тому же развитие овцеводства сейчас хорошо субсидирует государство.
– На один килограмм живого веса дают субсидию в 150 рублей. То есть половину средств, затраченных на воспроизведение стада, нам вернут в виде субсидии, – комментирует Виктор. – Для нас это хорошая сумма – 1,4 миллиона рублей. Мы их тоже пустим на дальнейшее развитие.

Все по уму
…Перед глазами открывается большое, в два гектара, пастбище. Оно огорожено. И вот они – новоселы фермы – почти полтысячи овец. Ко взрослым, купленным еще полгода назад, уже добавились почти 250 ягнят. Овцы бегают здесь как на воле: земли и травы хватает.
В планах – еще одно пастбище, но совсем вольное, без ограды: стадо будет пасти пастух. И уже даже есть специально обученная собака, которая знает, как со стадом управляться – скучковать овец, завернуть и т. д. А на зиму приведут в порядок овцеферму: благо-
устройство идет полным ходом.
Скоро добавятся еще и гусята. Для них уже готов гусятник, а рядом – озеро, где они будут плавать и вес набирать. Остается только гусей приобрести. И это тоже самые ближайшие планы.
Выращивать и кормить всех получится: на зерноскладе стоит чудо-мельница. Ячмень, пшеница, отруби, кукуруза, соль, мел – все идет в ход, перемалывается. Получается готовая продукция для животных: дробленый корм, смешанный в определенных пропорциях.
Планов у семьи много. Увеличить поголовье коров. Возможно, рискнуть и создать собственную переработку молока – мини-заводик поставить. Почему бы и нет?
Мы верим, что проекты удастся осуществить. Потому что все здесь по уму. Старшие передают свои знания младшим. А недавно у Виктора сын родился. И хотя малышу всего несколько месяцев, но я уверена, что и ему в этой фермерской иерархии звезды уже приготовили свою собственную роль. Не исключено, что это – жить на земле. Кормить людей. Дышать чистым, свежим воздухом. Просыпаться под крик петухов. И иметь свое собственное Дело. С большой буквы.

  • Цифра
    1,5 млн тонн молока планируется произвести в 2022 году. По мнению вице-губернатора Кубани Андрея Коробки, производство молока на Кубани – рентабельное направление сельского хозяйства, в том числе благодаря существенным государственным инвестициям.
  • Кстати
    В 2022 году сохранились все виды поддержки животноводства, действовавшие в 2021-м, включая те, которые осуществлялись только из средств краевого бюджета. Аграриям предоставляются субсидии на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, а также товарных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, овцематок, ремонтных телок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства.

Светлана Соколова

Предыдущая статьяЦентр прототипирования помогает малому и среднему бизнесу использовать новые возможности
Следующая статьяГлава Тбилисского района принял участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.