Расходы во всех семьях похожие, а вот доходы – разные. Как сделать так, чтобы доходы превышали расходы, как инвестировать в будущее и научить своих детей правильно распоряжаться финансами – обо всем этом в нашем новом проекте «Про деньги»

В течение года мы будем рассказывать, из чего складываются доходы и как управлять кошельком. Наши эксперты будут давать ответы на вопросы, а также эффективные советы и пошаговые руководства к действию. Мы не будем фантазировать, как найти клад, выиграть в лотерею или дождаться наследства, а расскажем, какие книги надо читать и какие финансовые правила соблюдать, чтобы доходы постоянно увеличивались.

Начнем, пожалуй, с самого важного – с финансовой грамотности детей, которые с каждым днем становятся взрослее и требуют постоянного внимания.
Денежка к денежке
Как обычно родители знакомят малышей с темой финансов? В каждой семье по-разному, но чаще всего дарят крохе красивую копилку и объясняют, для чего она нужна. У Анны и Вадима Беляевых из Тбилисской два сына – Никита и Максим. У каждого своя копилка, у Максима даже две: в одну он складывает только монеты по пять рублей, а в другую – все остальные.
– Мне шесть лет, – рассказывает Макс, – в этом году я пойду в Малышкину школу. Я еще не много накопил, поэтому пока тратить не буду. Мне нравится, что у меня есть свои деньги, хочу собрать полные копилочки, а потом посчитаю, на что хватит.
А вот 11-летний Никита всегда точно знает, на что именно собирает. У него сначала – цель, а потом – способы ее достижения.
– Сегодня я с братом и родителями приехал в магазин, чтобы выбрать себе самокат, – объясняет он. – Я собрал 9 тысяч, а этого точно хватит на такой, как я хочу. Первый попавшийся брать, конечно, не буду. Проедем по всем магазинам, выберем самый лучший.
– Это не единственная самостоятельная покупка Никиты, – уточняет мама, – когда ему было пять лет, он накопил себе на планшет, в шесть – на велосипед, в десять лет сам себе купил телефон. Деньги мы дарим детям на праздники, иногда разрешаем оставлять сдачу после походов в магазины. Они сами распоряжаются тем, что накопили, решают, что им купить, а что пока подождет. Считаю, это важно и в жизни обязательно пригодится.

Алина Стародуб из Тбилисской уверена, что с помощью копилки ее сестра Даша научится правильно распоряжаться деньгами

Подарите банкомат
Даша Стародуб из Тбилисской увлекается рисованием, поэтому деньги из своей копилки тратит на покупку наборов для творчества.
– С помощью копилки ребенка можно обучить многим вещам, – считает ее старшая сестра Алина. – Во-первых, умению принимать решения и расставлять приоритеты: Даша сама думает, сейчас она потратит свои деньги или через месяц, или через год. Сама решает, какая вещь для нее нужнее, а без чего она сможет пока обойтись. Во-вторых, она приходит к пониманию того, что не все можно купить сразу, иногда приходится ждать. В-третьих, учится распределять денежные средства: кладет в копилку или все деньги, которые ей подарили, или только часть, а остальные тратит. Все это и есть основы управления личными деньгами.
Сегодня на полках магазинов копилок великое множество. В магазине «Игродар», где Никита выбирал себе самокат, есть даже копилка в виде банкомата. В нее можно складывать сразу и монеты, и купюры. В качестве копилки можно использовать любую коробочку или пластиковую банку с крышкой, на которую можно наклеить картинку того, на что будут откладываться деньги.
Так что если вы еще не подарили своему ребенку копилку, сделайте это обязательно. Это будет его первым знакомством с финансовыми инструментами. Ведь копилка – это, по сути, тот же банковский вклад или ПИФ. С помощью нее вы потом без труда объясните их назначение и способы действия.

Расходы обязательные и желательные
Игра в магазин – отличная репетиция настоящих покупок. С нее и начинают практические занятия по финансовой грамотности в Тбилисском детском реабилитационном центре в рамках программы по развитию социально-бытовых навыков детей с ограниченными возможностями.
На одном из таких занятий мы побывали на этой неделе.

Мария Тыщенко, Тимофей и Максим Ильяшенко учатся правильно делать покупки на занятиях в Тбилисском реабилитационном центре

– Дошкольникам важно объяснить, что есть расходы необходимые, а есть – желательные, – рассказывает педагог-психолог центра Ольга Ионасовна Бакшалиева. – И если в семье денег не хватает на то, чтобы купить все, что хочется, покупать в первую очередь надо необходимое. К примеру, хлеб – это необходимое, а мороженое – желательное. К необходимым относят расходы на еду, одежду и обувь, аренду жилья, оплату коммунальных услуг, налогов, питания в школе и детском саду, погашение кредитов. А вот развлечения, интернет, кино, косметика, игрушки и все остальное, без чего можно обойтись, если нет денег, – это желательные расходы. С ними можно подождать, а лучше всего на них накопить. Также мы рассказываем о том, что все семейные расходы можно разбить на группы: ежемесячные, ежегодные, переменные и сезонные. Ребята с удовольствием включаются в игры «Идем в магазин» и «Семейный бюджет», во время которых узнают много нового и интересного. Советую и дома поиграть с детьми в такие игры и объяснить им основные правила управления деньгами.

Про валюту и товары-посредники
Учат финансовой грамотности в нашем районе и в школах, и в детских садах. В школах в рамках внеурочной деятельности по единой рабочей программе этот предмет ввели с 2019 года. Преподают его учителя, прошедшие специальную курсовую подготовку.
– Финансовую грамотность я начала преподавать три года назад, – рассказывает учитель начальных классов тбилисской СОШ №1 Лариса Владимировна Глущенко. – Ребята получили красочные учебники. Занятия проходили в виде бесед и презентаций, мы играли, решали непростые экономические задачи, совершали заочные экскурсии в банки и магазины. Я объясняла своим второклассникам, что такое деньги, как их придумали, откуда они берутся, что такое семейный бюджет. Особенно интересно моим маленьким ученикам было узнать, что деньги существовали не всегда, до их появления люди просто обменивали один товар на другой. Но со временем товаров появлялось все больше, и стало сложно договариваться. Стали применять товары-посредники, потом товарные деньги. С удивлением дети узнавали, что когда-то любой товар можно было купить за ракушки, стеклянные бусы или звериные шкуры. В третьем классе наиболее ярко и живо прошел урок, на котором ребята рассказывали, из чего складываются доходы их семей. Мы разобрали, что такое пенсии, стипендии, зарплаты и дополнительные доходы. А в 4 классе самым запоминающимся был урок, на котором мы знакомились с электронными деньгами и валютой. Я попросила всех с разрешения родителей принести из дома деньги других стран. Их передавали по рядам, с интересом рассматривали, сравнивали, пересчитывали по действующему курсу.

Про разбитое корыто и подозрительные схемы

Чтобы сформировать у своих детей ключевые навыки обращения с деньгами, чаще играйте с ними в специальные настольные игры, вместе читайте детские книги по финансовой грамотности, смотрите мультипликационные и художественные фильмы, в которых затрагивается денежная тема.

Светлана Ступчик,
заместитель директора СОШ №1:
– У меня еще маленькие внуки, но когда подрастут, начну с ними разговор о деньгах с просмотра сказки Пушкина о Золотой рыбке. Поучительная история о том, что нельзя все время хотеть все больше и больше – так можно и у разбитого корыта остаться. Наш советский мультфильм «Трое из Простоквашино» считаю лучшим пособием для обучения детей финансовой грамотности. Кот Матроскин – прекрасный учитель и отличный пример рационального подхода к трате денег, не то что дядя Федор и Шарик.

Николай Коломийцев,
пенсионер:
– Из современных мультфильмов хорошо объясняют тему расходов и доходов в «Смешариках» и «Фиксиках». Мне еще нравится «Алеша Попович и Тугарин Змей» – там хранение денег у князя и потеря почти всего капитала за услуги учит тщательнее выбирать посредников, работающих с вашими деньгами. Люблю современные российские мультфильмы, с удовольствием смотрю их с внуками, естественно, не пропуская моментов что-то пояснить в воспитательных целях.

Елена Кинжаева,
продавец-кассир:
– Помню, в детстве я впервые задумалась о том, как опасно легкомысленно относиться к деньгам, после просмотра фильма «Приключения Буратино». Мало того что главный герой остался без своих золотых, позарившись на высокую доходность, так его еще чуть жизни не лишили. Считаю, что всем родителям обязательно надо посмотреть с детьми этот фильм и объяснить, что нельзя доверять ни первым встречным, ни подозрительным схемам обогащения.

Копилку-банкомат демонстрирует продавец Елена Кинжаева

В умных книгах советуют
Ярослав Комиссаров,
ученик 9 «А» класса СОШ №1:

– Из книг про деньги первой я прочел «Пес по имени Мани» Бодо Шефера и выделил для себя несколько важных вещей.
Многие люди хотят большего, чем у них есть, но не знают, чего именно. А чтобы добиться успеха, нужно знать свои конкретные цели.
Автор книги советует: запишите 10 причин, почему вы хотите стать богатым. Из них выберите 3 самые важные материально осязаемые и для каждой заведите отдельную копилку или конверт. Регулярно наполняйте их равными частями сэкономленных денег.
Чтобы вас не покидал стимул копить деньги, нужно завести альбом желаний, в котором будут самые яркие ассоциации, связанные с вашими мечтами, – фотографии, рисунки, вырезки из газет и журналов.
Также полезно представлять, что вы уже достигли своей мечты – так ваше желание станет более конкретным и осязаемым и вы быстрее найдете способ достижения цели.
Еще один важный момент: наше будущее во многом зависит от уверенности в себе, повысить которую можно с помощью дневника успеха. В него надо записывать хотя бы по 5 своих достижений за каждый день.
Следующее, над чем стоит задуматься, – это как сохранить свои деньги. Автор книги подробно описывает плюсы и минусы наиболее простых и доступных способов: вкладов, облигаций, фондов – и предупреждает, что хранить все деньги в одном инвестинструменте крайне небезопасно. Инвестпортфель должен состоять из разных инструментов – это поможет диверсифицировать риски.
Книга «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки построена на сравнении двух мировоззрений – богача и бедняка. Из нее я уяснил, что каждый из нас должен иметь активов больше, чем пасивов, планировать свои доходы и расходы, оценивать риски, стараться избегать долгов, а при выборе финансовой услуги сравнивать предложения различных учреждений, чтобы выбрать наиболее выгодный для себя вариант.
Много важной и полезной информации в книгах «Юный инвестор» Кэтрин Бейтам, «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Деньги. Мастер игры» Энтони Робинса.
Кроме книг, всем, кому интересна эта тема, я бы посоветовал подписаться сразу на несколько телеграм-каналов, смотреть онлайн-уроки, организованные Центральным банком России, и вебинары по финансовой грамотности.

На карманные расходы

Настя Белякова, Мария Савело, Мария Лосева и Дмитрий Веленский из СОШ №1 наводят порядок в парке имени Семыкина / Фото Анжелики Комиссаровой
Светлана Ступчик, заместитель директора СОШ №1:

В подростковом возрасте необходимость в карманных деньгах возрастает.
Так что если раньше вы давали ребенку деньги по праздникам, начиная с 11-12 лет можно оговорить определенную сумму, которую вы готовы давать ему раз в неделю или в месяц. Деньги все равно нужны на проезд в общественном транспорте, канцелярские товары, походы в кино, булочки или шоколадки. А получение фиксированной суммы даст ему навык правильного распределения зарплаты. Только очень важно, кроме этой суммы, до конца оговоренного срока денег больше не добавлять. Так подросток быстрее поймет, что если он все деньги сразу потратил на кроссовки или компьютерную игру, то целый месяц ему не за что будет купить булочку и ходить в школу и обратно придется пешком.
Предпринимательская жилка формируется с раннего возраста. Дети наблюдают за родителями и впитывают их рассуждения, привычки и поступки. Старайтесь подавать им правильный пример. А еще поощряйте их желание заработать самостоятельно. Это поможет определить суть договорных отношений и понять настоящую цену деньгам.
Возможность поработать этим летом Тбилисский центр занятости населения уже предоставил 132 школьникам нашего района. Ребята работали вожатыми в летних профильных лагерях, занимались благоустройством и наведением санитарного порядка на территориях своих школ, принимали участие в озеленении парков.
– Благодаря центру занятости у учеников нашей школы есть возможность устроиться на работу не только в летний период, но и в течение года, – рассказывает заместитель директора СОШ №1 по воспитательной работе Светлана Владимировна Ступчик. – Руководство школы решает, будут ли их ученики участвовать в программе занятости. Если да, то на базе школы формируются так называемые трудовые отряды, куда входят школьники в возрасте от 14 до 18 лет, назначаются руководители. Центр занятости оформляет необходимые документы, совместно с администрацией школы определяет фронт работ, ну а после выплачивает заработную плату. Временная занятость дает несовершеннолетним возможность не только заработать, но и познакомиться с особенностями взаимоотношений в трудовом коллективе. Ребята привыкают трудиться, учатся ценить заработанную копейку, у них появляется чувство ответственности. Для многих это реальная возможность помочь родителям, внести свою лепту в семейный бюджет.
Настя Белякова, Мария Савело, Мария Лосева и Дмитрий Веленский всю эту неделю работали в парке имени Семыкина. Для них это первый опыт трудоустройства.
– Работать не сложно, – рассказывают они, – парк красивый, чистый, мы только помогаем поддерживать порядок.
По словам ребят, заработанные деньги все они планируют потратить на одежду и канцелярские принадлежности к школе. С 12 августа им на смену придут еще 20 подростков из первой школы.

Пишите, звоните
Если вы хотите поделиться своими историями на тему финансовой грамотности, звоните или пишите в редакцию:
8-991-420-50-18
prikubanka@inbox.ru

Надеемся, что все наши советы были для вас полезны, а в следующем выпуске «Про деньги» расскажем о кибермошенниках, о том, как обезопасить все данные на случай пропажи телефона или ноутбука, и о том, что делать, если на вас оформили кредит.

Топ лучших настольных игр
Денежный поток
Игра учит, как быстро стать богатым и достичь финансового благополучия, инвестировать и принимать решения в отношении сбережений.

LibertEx
Пять финансистов создали настолку о своем пути к большим деньгам. Игра не просто про то, как правильно распоряжаться деньгами, но и про то, как превращать их в рабочий инструмент.

Экономикус
Эта игра о конкуренции, риске и деловой репутации. В ней все завязано на торгах на аукционе и развитии собственного бизнеса.

Стартап
Игра o тoм, кaк pacкpутить и пpoдвинуть cвoй бизнec-проект в сфере IT, собрать команду, распределить обязанности и не прогореть.

Час расплаты
Здесь нужно не просто заработать деньги, но и научиться тратить их с умом и расплачиваться по выставленным счетам. Игра учит делать сбережения и экономить.

Топ фильмов
Игра на понижение
В преддверии финансового кризиса несколько финансистов и аналитиков предсказывают катастрофу и находят способ на ней заработать.

Джой
Это история матери-одиночки, которая придумала чудо-швабру, быстро ставшую хитом продаж.

Семейка Джонсонов
В пригород приезжает семья, которой завидуют все соседи. Мечтая выглядеть так же круто, они скупают у Джонсонов все, что те предлагают.