Опоры тбилисского моста выдержали наводнение 2002 года

Фото Виктора Семякова

Соединяющий правый и левый берега Кубани мост выдержал немало испытаний

Построенный в нашем районе в 1973 году, мост через реку Кубань не просто сооружение для проезда через реку. С ним тесно связана история станицы Тбилисской, начиная с основания хутора Северин. Он четвертый по счету в истории Тбилисской. Один из мостов (металлический) как стратегический объект был взорван во время войны.
Одно из моих любимых мест в Тбилисской – косогор, с которого начинается улица Первомайская. С него открывается изумительный вид на улицу Набережную с прилегающими переулками и хутор Северин. Хутор и Тбилисскую разделяет река Кубань, а соединяет их мост, известный каждому жителю.
Мост из поколения в поколение является местом встречи рассвета выпускниками школ, романтическим местом для молодоженов, которые по неизвестно кем придуманной традиции бросают в Кубань бутылку шампанского, образовав за много лет таким образом уникальный подводный склад свадебного алкоголя. По-моему, пора уже засылать водолазов для разработки этого месторождения.
Мне помнится 1954 год, когда на старом, тогда еще деревянном мосту снимался эпизод фильма «Кочубей» с Сергеем Лукьяновым в главной роли. Этот актер известен по фильму «Кубанские казаки». С близлежащего косогора я и отец вместе с другими зрителями наблюдали, как кочубеевская конница скачет через мост.

На кадрах из фильма «Кочубей» запечатлен деревянный мост через реку Кубань. Фото Ефима Лазарева


Эту киноленту смонтировали и показали ветеранам гражданской войны, которые не признали в
Лукьянове Кочубея, так как он был гораздо старше своего героя. Кинопленку положили на полку и впоследствии уничтожили. Сейчас даже не все знают, что был такой фильм.
Через три года вышел в прокат новый «Кочубей» с Николаем Рыбниковым в главной роли, который все знают и помнят, но снимался он уже, к сожалению, не в Тбилисской, а в станице Северской.
В 1973 году через Кубань взамен деревянного был построен четвертый в истории мост – бетонный, которому через два года исполнится 50 лет.
Этому мосту суждено было пройти и выдержать испытание наводнением 2002 года, когда в результате чьей-то халатности случился неконтролируемый сброс воды из водохранилища, расположенного в верховьях реки Кубань. Такого наводнения в истории района не было. В течение нескольких дней в Тбилисской была затоплена улица Набережная и прилегающие переулки, часть хутора Северин. По реке плыли обломки разрушенных строений, строительный мусор, трупы животных. Многие хаты стояли в воде. И все это на фоне зловещей тишины и трагического величия. Зрелище не для слабонервных, особенно удручало оно жителей затопленных домовладений.
По долгу службы я посетил лагерь труда и отдыха «Ласточка», где увидел, как Кубань, выйдя из берегов, срывала мусорные контейнеры, вымывала содержимое надворного туалета, унося все это вниз по течению в сторону Тбилисской. Это было настоящей эпидемиологической угрозой двум водозаборам, расположенным на берегу Кубани и снабжающим питьевой водой население станицы. Были незамедлительно приняты меры по предупреждению инфекционных заболеваний: введен режим гиперхлорирования водопроводной воды и построена дамба, защищающая водозабор от затопления. Эту дамбу можно видеть и сейчас возле моста.
Для борьбы со стихией был создан штаб, в состав которого входили все службы района. Заседания штаба проводились каждый вечер возле памятника в хуторе Северин.
И вот в один из вечеров произошло непредвиденное. Дело в том, что метрах в 200 выше по течению находятся остатки старого деревянного моста, на котором снимался упомянутый фильм. Старинные сваи до сих пор в засушливый период выглядывают из воды, а под водой возле них скопились бревна – топляки, которые за много лет образовали своеобразный плот. Обычное течение не смогло сдвинуть с места этот «плот», а вот в наводнение течение Кубани было настолько сильным, а уровень воды столь высоким, что плот поднялся выше свай и, набирая скорость, двинулся на мост. Это видели несколько человек, стоявших на мосту, когда почувствовали страшный удар, от которого мост содрогнулся. Члены штаба, находившиеся возле памятника, среди которых был и я, услышали только зловещий гул. А все, кто в тот момент был на мосту, в страхе что есть сил кинулись убегать.
Подбежав к мосту, мы увидели только медленно уплывающий по Кубани разделенный на две части «плот». Все облегченно вздохнули. Страшно представить, что было бы, если бы мост не устоял.
К счастью, он устоял, свидетели этого остались живы-здоровы, вода постепенно сошла, а пострадавшие жители получили компенсации: кто новое жилье, кто деньги.

Виктор Семяков

Предыдущая статьяТатьяна Холодова и Татьяна Худякова из станицы Тбилисской представили персональную выставку картин в Гулькевичах
Следующая статьяБлагодаря участию в нацпроекте один из крупнейших в ЮФО изготовитель металлоконструкций увеличил производительность на 30%
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.