Командир пулеметного расчета, гвардии старшина Владимир Иванович Бурминский дорогами войны героически прошел 1030 дней

Владимир Бурминский пронес через все сражения довоенную фотографию своей семьи. Мысли о любимых жене Ольге и дочери Зиночке всегда придавали ему сил

Когда я расследовала боевой путь нашего земляка по просьбе его правнучки, то невольно задавалась вопросами: есть ли предел сил человеческих? Какую ношу невзгод и тяжести готовы были выдержать люди ради Победы и откуда черпали они силы во время Великой Отечественной войны? И я нашла ответы на них.

Боевой путь 317-й стрелковой дивизии, в которой Владимир Бурминский воевал с июля 1943 года в станице Крымской


Владимира Бурминского тбилисский военкомат призвал на фронт с первых дней войны. Было ему 32 года. Его провожали жена Ольга и тринадцатилетняя дочь Зиночка. В райцентр из Геймановской Владимир шел вместе с ними пешком.
Он успокаивал жену и дочь, рассказывая им о том, как все заживут, когда прогонят фашистов с нашей земли. Он искренне в это верил. Сильный, целеустремленный характер и умение справляться с трудностями всегда выручали Бурминского в жизни.
За какое бы дело он ни брался, все у него получалось хорошо. Сразу после школы он научился шить шубы и шапки, работал в швейной мастерской, а в последние годы перед началом войны заведовал колхозной столовой. Люди уважали Владимира, а жена Ольга очень гордилась своим мужем. Он был душой компании, большим оптимистом и настоящим весельчаком.
Дочь Зиночка радовала родителей отличной учебой в школе. Отец был уверен, что она получит достойное образование, станет учителем.
Дорога в 15 километров до Тбилисской оказалась такой короткой! Так тяжело было расставаться с теми, кто дороже всего.
Не доходя до военкомата, Владимир попросил Ольгу возвращаться домой: «К военкомату за мной не идите. С ребенком опасно. Смотри, сколько людей, ринутся все нас провожать – такая давка начнется».
Крепко расцеловал родных и решительным шагом ушел, растворившись в толпе.
Заиграл оркестр, заглушив бравым маршем крики и плач женщин и детей, и большой отряд земляков промаршировал мимо провожавших. Они уходили на фронт защищать свой дом, свою Родину…
Тяжелые оборонительные сражения
На страницах сайта «Память народа» я нашла учетные карточки Владимира Ивановича Бурминского, из которых выяснилось, в каких подразделениях он воевал, какие имеет награды. На карте боевых действий 2-й гвардейской стрелковой дивизии мне удалось проследить его боевой путь.
С начала войны Бурминский сражался с фашистами на Украине в составе 875-го гвардейского стрелкового полка 2-й гвардейской стрелковой дивизии. В сентябре 1941 года дивизия в Сумской области попала в окружение и до середины октября прорывалась с боями, отражая танковые атаки наступающей немецкой армады. Потом она заняла оборону на подступах к Курску.
Сильно измотанная и поредевшая в боях, дивизия была единственной из регулярных частей, защищавших город. В ней насчитывалось не более 800 бойцов, имелось лишь 4 орудия, кочевавших по десятикилометровому фронту.
Только представьте, насколько важна роль пулеметчика в сражении с врагом, превосходящим силами в пять раз: фашисты наступали цепями на расстоянии двух метров одна от другой при поддержке танков.
На сайте Минобороны я нашла документальное фото боев под Курском, где пулеметчик снят крупным планом во время боя. А ведь точно так же где-то совсем рядом наш земляк строчил по врагу из пулемета, пытаясь не допустить его в город.

Курск защищала из военных подразделений только 2-я гвардейская стрелковая дивизия, в составе которой воевал Владимир Бурминский. Во время боя под Курском где-то рядом с этими героями, запечатленными на фото, точно так же строчил из пулемета по противнику наш земляк (фото «Бои под Курском» с сайта Минобороны).


После упорных трехдневных боев с противником Курск был оставлен к исходу 2 ноября 1941 года. Затем обороняли город Тим.
Были и наступательные операции: в январе 1942 года дивизия вела бои по окружению и уничтожению Выползовской группировки войск противника, и за большие заслуги ей вручили Гвардейское Знамя от имени Президиума Верховного Совета СССР. В этом была заслуга каждого бойца, в том числе гвардии старшины Бурминского.
В марте 1942 года он участвовал в боях под Таганрогом, где наши многочисленные атаки были отбиты и дивизия потеряла более тысячи человек. Сложно представить, какие чувства были у нашего героя, когда приходилось каждый день терять товарищей и при этом осознавать, что завтра будут новые потери.
Для любого воина каждый день мог стать последним. Что помогало бойцам в минуты отчаяния? Конечно же, фотографии любимых, которые они носили в кармане у сердца. Родные лица помогали солдату выжить в трудные минуты, обрести силу, увеличивая ненависть к врагу за разрушенный счастливый мир. Вот и Владимир Иванович во время затишья всегда смотрел на фотографию любимых жены и дочки, защищая которых он был готов вытерпеть любые невзгоды. Об этом позже рассказывал в письме Ольге Бурминской друг ее погибшего мужа.
Дивизия в составе Южного фронта пережила в июле 1942 года тяжелые оборонительные бои на Нижнем Дону и вместе со всеми отходила на юг, оставляя Донбасс. Стрелковый 875-й полк, в котором воевал Бурминский, был отрезан противником от своей окруженной 2-й гвардейской дивизии у села Белая Калитва, и только через месяц, 13 августа, пробился обходным путем через Кизляр.
Освобождение Кавказа
К концу августа 1942 года дивизии было поручено удерживать Нальчик, не допуская противника за реку Баксан. В течение четырех дней шли кровопролитные бои за высоту 910 в районе села Кызбурун, а в последующие месяцы – за освобождение Кавказа.
4 декабря, спустившись с гор, части дивизии неожиданно для врага совершили налет на занятые противником населенные пункты Северо-Осетинской АССР: Толзгун, Хазнидон, Новый Урух, захватив там богатые трофеи в виде вражеских орудий. А с 1 по 20 января дивизия прошла с боями 300 км, освободив от немецко-фашистских оккупантов города Нальчик, Ессентуки, Кисловодск, Черкесск и еще 56 крупных населенных пунктов.
С 9 февраля по 16 марта 1943 года Владимир Бурминский участвовал в боях за освобождение родной кубанской земли от фашистских захватчиков.
Последняя встреча
Дочь Бурминского, Зинаида Владимировна Калюжная, жительница станицы Геймановской, которой сейчас 92 года, так описала последнюю встречу с отцом во время немецкой оккупации: «Когда папу забрали на фронт, мы с мамой переехали в город Кропоткин, к его сестре. Жили мы в районе железнодорожного вокзала.
Однажды ночью в окно постучал дедушка, работавший обходчиком железнодорожных путей: «Волька! Волька! – кричал он. – Бежи скорей на вокзал, там Володька в вагоне с пленными раненый лежит!».
Мама со старшей папиной сестрой побежали на вокзал и, договорившись с полицаем, выкупили папу за две пары сапог. Погрузили тяжело раненного отца на тележку для багажа, отвезли домой и спрятали в подвале.
Так судьба при тяжелых обстоятельствах дала нам последний раз побыть вместе. Лечили его целый месяц, доставая лекарства через надежных людей, по старым связям, ведь муж папиной сестры до призыва на фронт работал хирургом в городской больнице. И только мы подлечили раненого, как фашисты стали проводить обыски по домам.
Отца нашли, сильно избили и вместе с другими пленными, которых было около тридцати человек, под конвоем двух немцев погнали в сторону Невинномысска. А вся наша семья, боясь расправы, той же ночью, оставив жилье и вещи, пешком отправилась в станицу Геймановскую, в наш старенький дом.
Пленные, которых погнали к Невинномысску, выбрав в пути удобный момент, перебили фашистский конвой и ушли воевать к нашим. Об этом мы узнали позже из папиного письма с фронта. Когда родные места освободили от врага, стало известно, что наш дом в Кропоткине немцы сожгли».
Я не смогла выяснить точное время, когда Бурминский попал к немцам в плен. Возможно, после выхода из окружения – в июле. Также, опираясь на даты оккупации Кропоткина, можно предположить, что эта встреча с родными была осенью 1942 года.
А еще точно известно из наградных документов, что наш герой после освобождения из плена продолжил воевать в той же дивизии.
Командира отделения пулеметной роты гвардии старшину Владимира Бурминского впереди ждало еще много боев и личных подвигов.
На голубой линии
Освобождая кубанские города и села, дивизия, в которой воевал Бурминский, в середине марта 1943 года вышла на подступы к станице Крымской и, заняв прочную оборону, готовилась к наступлению.
Для врага важное значение имело ее географическое положение. Ведь именно через Крымскую шли основные железнодорожные и автомобильные пути на Анапу, Новороссийск, Тамань и Темрюк.
Именно на подступах к Крымской впервые на Северо-Кавказском фронте оккупанты применили многолинейную траншейную оборону, дополненную дзотами, минными полями и заградительными инженерными сооружениями. Господствующие высоты были заняты фашистской артиллерией, надежно прикрывавшей передовую линию. Все каменные дома станицы были превращены в опорные пункты с постоянными гарнизонами.
С 4 апреля 1943 года целый месяц шли тяжелые бои за станицу Крымскую, которая входила в голубую линию обороны врага.
14 апреля 56-я армия предприняла очередной штурм Крымской и ее подразделения пробились на окраину станицы. А 15 апреля командир отделения пулеметной роты гвардии старшина Владимир Иванович Бурминский в районе МТФ Крымского района совершил подвиг: огнем своего пулемета он подавил 4 огневые пулеметные точки противника, дав возможность продвижению стрелковых рот вперед. За это его наградили медалью «За Отвагу».

5 мая 1943 года наших освободителей радостно с цветами встречали жители Крымска. За героизм в боях при освобождении Крымска гвардии старшине Владимиру Бурминскому вручена боевая награда – медаль «За Отвагу» (автор фото с сайта Минобороны – Максим Владимирович Альперт).


Получая награду, Владимир Иванович не знал, что ровно через год, с разницей всего в один день он будет героически сражаться в своем последнем бою и снова будет удостоен награды, но уже посмертно…
Сопка героев
Не только инженерные сооружения и заграждения стесняли действия советских бойцов при освобождении Крымского района. Не меньшим препятствием была и сама местность в этом районе Кубани. Приазовские плавни, заболоченные поймы сразу трех рек уже сами по себе являлись серьезной преградой для атакующих войск.
Выпало на долю нашего земляка и участие в тяжелейших боях за Сопку Героев – высоту 121,4, которая находится в километре от перекрестка между селами Экономическим и Виноградным Крымского района.
Задачей армии было прорвать ударами оборону противника севернее и южнее села Молдаванского. Ожесточенные бои за высоту продолжались с 26 мая по 7 июня.

Высота неоднократно переходила из рук в руки. По нашим данным о потерях, только за 4 дня этих боев было убито около 4000 человек, но нашему герою в этих тяжелых сражениях посчастливилось выжить.
В открытом военном архиве я нашла документ, из которого узнала, что Владимир Бурминский с 7 июля 1943 года с отрядом из
36 бойцов был перенаправлен в 317-ю стрелковую дивизию 606-го стрелкового полка, в составе которого до 17 сентября участвовал в освобождении Крымского района, а затем сражался в тяжелых боях под Новороссийском и на Таманском полуострове по прорыву голубой линии.
Освобождение Украины
С декабря 1943 года Бурминский освобождал на Украине Житомир, Белую Церковь, Бердичев. Но в марте наступила весенняя распутица, что замедлило продвижение советских войск. На труднопроходимых участках дорог дежурили трактора для проталкивания транспорта.
Подвоз боеприпасов в полк осуществлялся транспортом на конной тяге. Но все же наши упорно продвигались вперед.
Владимир Иванович не раз вспоминал свое обещание дочке скорее прогнать врага, понимая, как родным нелегко дома, и от этих мыслей появлялись новые силы.
Немцы отводили свои войска на правый берег Южного Буга, рассчитывая опереться на этот рубеж и остановить наступление советской армии. Войска Первого Украинского фронта, перейдя в наступление, овладели районными центрами Винницкой области Уланов, Хмельник, а также с боями заняли более 70 других населенных пунктов.
В этой наступательной операции гвардии старшина Владимир Бурминский показал себя инициативным и смелым командиром. Он со своим расчетом в бою за село Уланов 9 марта 1944 года выдвинулся далеко вперед боевых порядков пехоты и, выбрав удобную скрытую огневую позицию, открыл ураганный огонь по противнику, тем самым обеспечив продвижение вперед стрелковых подразделений. А в бою за село Белый Рукав Винницкой области
10 марта он уничтожил своим расчетом одну огневую точку противника. Об этом есть запись в его наградном листе.
В журнале боевых действий 606-го стрелкового полка я нашла подробности боя, в котором участвовал гвардии старшина Бурминский в составе 3-го стрелкового батальона. 10 марта, преследуя немцев, переправившихся через реку Буг, красноармейцы форсировали реку на двух надувных лодках и через наведенные мосты. В час ночи противник обнаружил переход через реку и открыл пулеметно-минометный огонь по переправившимся. До самого утра подразделения полка вели бой, прикрывая и обеспечивая переправу наших бойцов. Каждое сражение складывалось из малых и больших подвигов и общими усилиями вело к победе над врагом.
Прорыв фашистов на Бучач
К 21 марта в кольце окружения оказались 23 немецкие дивизии, в том числе 10 танковых. Расстояние между окруженной группировкой и главными силами немецких войск составляло до 100 километров. Перед командованием врага возникла угроза нового Сталинграда, однако немецкая группировка прорвала фронт окружения и ценой тяжелых потерь стала продвигаться на город Бучач, где
7 апреля соединилась с войсками, наносившими контрудар из района окружения.
Враг сумел навязать тяжелое 10-дневное сражение в районе Бучача и остановить там советское наступление. К тому времени гитлеровское командование перебросило на правобережную Украину войска до 10 дивизий. Стечение всех этих обстоятельств и определило трагическую судьбу Владимира Бурминского и многих других наших солдат, которым пришлось участвовать в этих тяжелейших боях.
Погиб в первый день Пасхи
Наши солдаты, измотанные постоянными многокилометровыми переходами по бездорожью и непогоде, уставшие от многочасовых боев, проходивших днем и ночью, зачастую не имели возможности ни обсушиться, ни обогреться.
Героически выдерживали они все эти невзгоды и восстанавливали свои силы, засыпая в часы ночного затишья. Снились им родные места, любимые лица, как трудятся они на полях, выращивая хлеб в счастливой мирной жизни.
Владимиру Бурминскому в ночь перед роковым боем приснился сон, что он запрягает свою лошадь в черные оглобли. Утром он рассказал об этом своему товарищу Тимофею Матвиенко, добавив, что чувствует, что сон недобрый – к погибели. Об этом потом написал в письме вдове его друг. А еще добавил, что погиб Владимир в первый день Пасхи.
На сайте «Память народа» в боевом журнале 606-го стрелкового полка я прочла описание боя под селом Осовцы Бучачского района. Противник 15 апреля наступал, и боевые части, в которых находился наш герой, в течение дня и половины ночи отбивали контр-атаки превосходящих сил пехоты, бронетранспортеров и танков неприятеля.
Немцы сосредоточили в районе высоты 373,2 до двух батальонов пехоты, 13 бронетранспортеров, 6 танков. С часу ночи до 14 часов 16 апреля вели сильный пулеметно-автоматный и артиллерийский огонь из самоходных орудий по боевым порядкам подразделений полка. А в 14 часов 16 апреля вышеперечисленными силами и направлениями перешел в контратаку. Отбивая ее, первая и вторая стрелковые бригады оставались на северном рубеже высоты, а третья, в которой воевал Бурминский, обеспечивала правый фланг полка.
Но сосед, оборонявший справа, а это была 147-я стрелковая дивизия, не выдержал напора неприятеля и отступил, тем самым дав возможность врагу превосходящей силой зайти в тыл и предпринять попытку окружения.
Как раз со стороны пулеметчика Бурминского и произошла сильнейшая немецкая атака в 2 часа дня, при которой он погиб. В архивных документах стрелкового полка я нашла ведомость потерь, в которой было указано, что гвардии старшина Владимир Бурминский погиб у села Осовцы и оставлен на поле боя ввиду того, что полк отступал. Стрелковые подразделения с боем смогли вырваться из окружения только к 8 вечера. Наших бойцов 16 апреля убили 33 человека, противника – 200 человек.
За умелое ведение огня в наступательных боях, личное мужество, смелость и отвагу, что способствовало боевым успехам полка, Владимира Ивановича Бурминского удостоили правительственной награды – ордена Отечественной войны второй степени посмертно.
Командир пулеметного взвода Владимир Бурминский отдал свою жизнь, защищая Родину. Из миллионов таких подвигов и сложилась Великая Победа. Прах 120 тысяч погибших кубанцев в настоящее время покоится на территории 36 государств ближнего и дальнего зарубежья.
Гвардии старшина Владимир Бурминский похоронен в районе села Осовцы Бучачского района Тернопольской области. Он выполнил свой долг до конца и сделал все возможное для Великой Победы. И обещание, которое давал жене и дочери, сдержал, обеспечив им мирную жизнь.
Жена Ольга тяжело переживала его гибель. Замуж она больше не вышла и всю свою жизнь посвятила дочери и внукам.
А дочь Зинаида стала преподавателем, как и мечтал отец. Она учила детей любить и защищать Родину так же, как он и многие другие советские солдаты, отдавшие за Отечество свои жизни.

Анна Жаворонкова

Сегодняшним журналистским расследованием мы завершаем редакционный проект этого года «История фронтовой фотографии», приуроченный к 75-летию Великой Победы. За это время было опубликовано много рассказов из военного времени о наших земляках, расследованы и раскрыты подробности и истории судеб, благодаря чему многие смогли узнать о своих родных. В редакцию газеты после публикаций поступило немало звонков от благодарных читателей. Мы, журналисты, участвовавшие в этом проекте, по-новому посмотрели на сражения Великой Отечественной войны. Надеемся, что и вы, наши дорогие читатели, соприкасаясь в каждом номере с героическими историями земляков, смогли прочувствовать, какой ценой досталась эта Великая Победа.

Предыдущая статьяК штрафу добавят техосмотр
Следующая статьяПродукция Тбилисского района вошла в список «100 лучших товаров России»
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.