Получить права на автобус смогут только те, у кого уже есть водительское удостоверение, то есть водители со стажем.
Иностранные же водители смогут поменять свои права на российские только после обучения и сдачи экзаменов. А те, кто попался за рулем нетрезвым и без прав, смогут сдать экзамен на водительское удостоверение только через год после отбытия наказания. Соответствующие поправки в закон о безопасности дорожного движения направлены в правительство в рабочую группу по «регуляторной гильотине».
Этот законопроект был размещен для общественного обсуждения в сентябре прошлого года. В нем предлагалось большое количество новаций при подготовке водителей. Но до правительства дошел «похудевший» документ, хотя основные положения в нем сохранились.
В законопроекте уточнены условия допуска к управлению транспортными средствами различных категорий. К управлению легковыми автомобилями и квадрициклами могут быть допущены подростки 17 лет. Но только с сопровождающим, у которого есть права. Для этого даже вводится новый термин – водитель-наставник. Правда, все условия такого допуска несовершеннолетних на дорогу должно будет установить правительство.
Сесть за руль автобуса можно будет с 21 года при наличии стажа управления легковым автомобилем или грузовиком не менее года. В первоначальном варианте поправок предполагалось разрешить доступ к управлению грузовиком также при наличии стажа управления.
Водитель с категорией СЕ может управлять не только грузовиком с прицепом, но и автобусом с прицепом, если у него есть стаж более года по категории D, и легковушкой с прицепом, если у него есть стаж управления категорией В более года. Сейчас для управления автобусом или легковушкой с прицепом ему пришлось бы открывать новые категории – DE и ВЕ.
Получить права на автобус смогут только те водители, у которых уже есть стаж не менее года управления легковым или грузовым автомобилем.
Обменять иностранное водительское удостоверение на российское можно только при условии прохождения обучения, сдачи экзамена в автошколе, а потом сдачи экзамена в Госавтоинспекции. Правда, обучение можно пройти самостоятельно.
Эксперты опасаются, что разрешение водителям перед обменом прав самостоятельно готовиться позволит развиться рынку торговли документами об успешно сданных в автошколах экзаменах. С другой стороны, если водители действительно получали права у себя в стране, то и сложностей с подготовкой к нашим экзаменам самостоятельно у них не должно возникнуть. Ведь речь идет не о подготовке водителя с нуля.
Для иностранцев, получивших вид на жительство или российский паспорт, период действия иностранных прав устанавливается сроком на 6 месяцев. Для иностранцев из стран ЕАЭС права действуют в период установленного в них срока. А если срок не установлен, то они считаются действующими в течение
10 лет с даты их выдачи.
Если человек без прав попадется нетрезвым за рулем или откажется от прохождения медосвидетельствования, то обучиться на водителя ему предстоит не скоро. За такое нарушение предусмотрен административный арест от 10 до 15 суток. Но после отбытия срока нарушитель считается подвергнутым наказанию в течение года. В этот период он не сможет сдать экзамен на права. Те же водители, совершившие аналогичные нарушения, у которых истек срок действия прав, смогут получить новые по истечении года с момента отбытия наказания.
В проекте поправок уточнено, что считать мотоциклом, а что квадрициклом. А вот новая мотоциклетная подкатегория А2, предложенная в первоначальном проекте для мотоциклов среднего класса, не сохранилась.

Владимир Баршев