Федор Вашест гордится своими дедами, героически сражавшимися с врагом в годы Отечественной войны

Великая Отечественная война унесла жизни миллионов людей. Матери и жены ждали своих сыновей и мужей, пропавших без вести, надеясь, что они вернутся. Разыскивая родных, они писали письма во все инстанции. Прошло уже 75 лет, и теперь уже внуки и правнуки продолжают вести поиски.
Время сняло печать «секретно» с архивов Великой Отечественной войны, и благодаря новым информационным технологиям появилась возможность самостоятельно расследовать боевой путь и вести поиск пропавшего героя. Эта кропотливая работа часто приводит к успешному результату.
Хочу поделиться собственным опытом, чтобы показать, как порой случайные обстоятельства могут, образно говоря, спрятать или найти человека.
Житель станицы Тбилисской Федор Вашест попросил меня помочь разыскать в интернете информацию о двух его дедах, пропавших без вести во время войны.
Моисей Алексеевич Вашест, 1910 года рождения, из села Катериновка Штеповского района Сумской области имел профессию кузнеца, был известным в округе сапожником. В 31 год ушел на фронт, оставив жену и двух маленьких детей. Родные получили сообщение, что он пропал без вести, и больше ничего о нем не знали.
Мои поиски сразу оказались неудачными, и сайт «Память народа» не выдал мне информацию по запросу. Но зато в списке стояли похожие фамилии: Вамист и Вашист, и все личные данные и место призыва на фронт у них совпадали с искомым.
Стало ясно, что это один и тот же человек. Причину ошибки я поняла позже, когда нашла архивный документ – список учета потерь, написанный от руки, где в фамилии нечетко просматривались некоторые буквы. Так появилась информация, в какой части воевал наш герой и что он пропал без вести 31 января 1942 года на территории Украинской ССР, в селе Новозвановка Кагановичского района Ворошиловградской области (ныне Луганской).
Появилась возможность проследить боевой путь героя в составе 12-й армии. А это участие в жесточайших оборонительных сражениях на Коростенском и Киевском направлениях, в Донбасской оборонительной операции. А в ноябре 1941 года – в Ростовской наступательной операции, где войска 12-й армии не допустили прорыва фронта, ослабили противника и не позволили ему оказать помощь своим под Ростовом.
А вот Барвенково-Лозовская наступательная операция, датированная 18–31 января 1942 года, стала роковой для Моисея Вашеста в последний ее день. С тех пор он числился пропавшим без вести.
В журнале боевых действий 12-й армии отмечено, что несколько дней велась активная подготовка наступательной операции, назначенной на 31 января 1942 года, и она была успешно выполнена. В результате боевых действий за тот день бойцы 12-й армии убили и ранили до 400 человек противника, пленили 10 человек. Но и наши потери были велики: убито и ранено 232 человека. Из донесения о потерях я насчитала 8 человек, пропавших без вести в селе Новозвановка, в их числе был и Моисей Вашест.
Страну заслоняя собой
Во время поисков информации об этих событиях мне случайно попался отрывок из книги воспоминаний о войне полковника Максима Гавриловича Горба «Страну заслоняя собой». В то время лейтенант Горб получил назначение на должность заместителя командира батальона в 591-й стрелковый полк 176-й стрелковой дивизии. Как раз в этом подразделении служил Моисей Алексеевич Вашест. В своей книге автор подробно описывает, как под его руководством велись подготовка и штурм высоты в селе Новозвановка 31 января 1942 года.
По сведениям из ведомости потерь, только в 176-м стрелковом полку за период с 15 по 30 января 1942 года 1109 человек было убито и ранено, 1124 солдата пропало без вести, 241 человек получил обморожение.
Общая наступательная операция велась силами двух фронтов в условиях суровой зимы. Ценой больших потерь удалось достичь тактического успеха: во время операции был создан барвенковский выступ, послуживший плацдармом для майского наступления на Харьков.
Я нашла в интернете фотографии окрестностей села Новозвановка, а еще парка с обелиском погибшим воинам и сохранившимся пулеметным дотом. В этом селе сейчас числится 160 жителей. Оно расположено в живописном месте у подножия высоты, за которую шло сражение.
Один и тот же человек
Второй дед Федора Вашеста – Григорий Васильевич Скрипка, 1912 года рождения, наш земляк, жил в хуторе Буденном Геймановского поселения и был учетчиком в тракторной бригаде колхоза имени Буденного.
При его поиске интернет выдал много однофамильцев с полным совпадением имени и отчества, но места рождения и призыва не совпадали. Предполагая, что снова могла быть ошибка, я начала поиск, меняя буквы в фамилии, и при рассмотрении многих вариантов нашла красноармейца Григория Васильевича Скрипко, 1912 года рождения, места призыва и проживания которого соответствовали искомому. Вместо «Скрипка» написали «Скрипко», хотя тут же фамилия его жены указана с правильным окончанием.
Неразборчивость почерка в первичных архивных документах и неверное прочтение при переносе печатным текстом на сайты часто играют роковую роль и не дают возможности найти информацию о человеке. С этим я уже сталкивалась не раз.
Бои на Западном фронте
8 марта 1941 года Григорий Скрипка был призван на учебные сборы, проходившие на Украине. Но через 3 месяца началась война, дивизия срочно покинула лагеря, и эшелоны с техникой и бойцами были отправлены в Белоруссию, в район Гомеля. Перед солдатами была поставлена задача нанести удар в направлении Бобруйска, выбив оттуда противника и восстановив на этом участке свое преимущество. Но пехота противника, поддерживаемая танками, начала с двух сторон обходить выдвинувшиеся вперед соединения нашей армии. Стремясь прикрыть правый фланг армии, 151-я стрелковая дивизия уничтожила пехоту противника численностью до полка.

20 июля враг ударил по нашим позициям, и советская дивизия понесла значительные потери, при этом не утратив боевых знамен и штабных документов формирований, а с 19 сентября была на время выведена из состава действующей армии.
В результате Белостокско-Минского сражения основные силы советского Западного фронта оказались в окружении и были частично разгромлены. Некоторым бойцам удалось уйти в партизаны, а многие попали в плен. Из 628 тысяч наших бойцов в этой операции было безвозвратно потеряно более половины.
Григорий Васильевич Скрипка в учетной записи, хранящейся в архивах Министерства обороны, числится без вести пропавшим в 1941 году. Но, видимо, ему все же повезло: он смог вырваться из окружения.
Этот факт подтверждает еще одна карточка с записью его последующего боевого пути. Это 25-я армия, которая базировалась в то время на Украине. Запись восстановлена благодаря тому, что в ведомости был указан номер полевой почты, так как из этого военного подразделения Григорий Скрипка отправил письмо домой 10 августа 1941 года. Из списка безвозвратных потерь стало известно, что наш герой пропал без вести уже в мае 1943 года. Я проследила, что расположение 25-й армии в тот период было так же на Украине – территория между городом Богуслав и селом Горностаевка у реки Днепр.
Дочь погибшего героя помнит рассказы взрослых о том, что приходило сообщение о гибели отца под городом Белая Церковь. Вполне вероятно, ведь это всего в 78 километрах от г. Богуслава.
Именной список военнослужащих из Тбилисского района, погибших и пропавших без вести во время войны, составленный в 1946 году, насчитывает 85 фамилий.
Без вести пропавшие солдаты – строгий штамп войны. Но сейчас информация о прошлом героев Второй мировой стала доступной: документы военного времени, журналы боевых действий военных подразделений, личные карточки бойцов, отчеты о боевых операциях, военные мемуары. В каждой семье есть истории воевавших родственников, из воспоминаний которых и складывается общая картина освобождения нашей Родины. Вписать рассказы о судьбах людей, каждым своим шагом приближавших Победу нашего народа, в летопись Великой Отечественной войны — долг каждого неравнодушного человека.
В наших силах приоткрыть завесу прошлого и попытаться что-то сделать в память о тех, кто отдал свою жизнь на поле брани, добывая для нас Победу. Они выполнили свой долг, защитив Родину. А наш долг – помнить об этом.

В книге воспоминаний о войне «Страну заслоняя собой» лейтенант Максим Гаврилович Горб описал бой за высоту вблизи села Новозвановка, в котором пропал без вести Моисей Алексеевич Вашест

«…И вот час атаки настал. По моему сигналу без единого выстрела роты покинули окраину села Новозвановка и устремились к высоте.
С минуту мы еще различали темные фигуры бойцов и командиров, но вскоре цепь скрылась в белой мгле.
И почти сразу же послышались частые взрывы гранат, а затем и громкое «Ура!».
Раздались короткие очереди из автоматов. Затем над заснеженным полем повисло несколько осветительных ракет.
Доложив по телефону начальнику штаба полка о том, что бой идет уже на высоте, приказал тянуть связь вперед. Чтобы не потерять управления огнем минометной роты, решил перемещать ее огневые позиции в непосредственной близости от штаба батальона. Через 30 минут все мы были уже на высоте.
Атака была настолько внезапной, что многие фашисты, застигнутые врасплох, бежали из теплых блиндажей в поле, не успев даже надеть шинели. Двоих раздетых унтеров бойцы поймали в поле и привели на командный пункт. В результате ночной атаки мы взяли в плен десять и уничтожили свыше сотни вражеских солдат. Была захвачена минометная батарея, два орудия и несколько пулеметов. Остаток ночи прошел в хлопотах по закреплению высоты. Сам я был контужен и некоторое время пролежал в медсанбате. Наша дивизия в Донбассе не действовала на направлении главного удара. Но даже бои местного значения, которые мы вели с целью сковать силы врага, были исключительно тяжелыми и кровопролитными. Враг в то время был еще очень силен».

Анна Жаворонкова

Фото автора

Предыдущая статьяВ текущем году ремонт дорог Геймановскому поселению обошелся почти в 3 миллиона рублей
Следующая статьяСергею Белошапкину под силу укротить любой автомобиль
Газета «Прикубанские огни» уже на протяжении 85 лет находится в диалоге с читателем.