
К 90-летию со дня образования районного Отдела МВД редакция совместно с полицией запускает спецрубрику.
История правоохранительных органов района ведет свой отсчет с 1935 года.
Именно тогда, после разукрупнения ряда территорий, из Армавирского района был выделен Тифлисский. Для обеспечения правопорядка было создано Тифлисское районное отделение НКВД. Уже с конца 1936 года, после переименования района в Тбилисский, отдел стал называться Тбилисским РО НКВД.
Главными задачами рабоче-крестьянской милиции в те годы были охрана общественного порядка, борьба с преступностью, защита общественной социалистической собственности, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также выдача паспортов и прописка. В предвоенные годы всю эту многогранную работу в районе выполняли всего 18 сотрудников.
Первый начальник и его команда

Первым начальником Тифлисского районного отдела НКВД, который одновременно возглавлял и милицию, был лейтенант Спиридон Никитович Стрельченко. В анкетах того времени он указывал свое социальное происхождение: «из батраков», положение: «из служащих». Несмотря на низшее образование, он был опытным сотрудником: работал в органах милиции с 1924 по 1928 годы и с 1933 года. В 1934 году за образцовую работу, сознательность и дисциплинированность был награжден грамотой и премией в 150 рублей. А за четкую работу по укреплению революционной законности ему вручили карманные металлические часы — по тем временам знак особого отличия.
Вместе с ним первый костяк районной милиции составили Рябцев Андрей Ерофеевич, Косавченко Иван Никитович, Стригунов Петр Никитович, Иванченко Иван Михайлович, Ляшов Михаил Николаевич, Коваленко Василий Петрович, Отрошко Михаил Иванович, Клюшниченко Андрей Леонтьевич, Пятковский Максим Григорьевич, Полещук Иван Демидович, Семибратченко Иван Александрович.
Председатель Совета ветеранов районного ОМВД, майор милиции в отставке Надежда Яценко до сих пор работает над тем, чтобы восстановить имена всех сотрудников тех лет.
Лошади вместо машин
Современных служебных автомобилей и мотоциклов тогда и в помине не было. Единственным средством передвижения служили лошади. Транспортом участковых уполномоченных была простая бедарка. А начальнику поселкового отделения конюхом-ездовым подавалась так называемая линейка — более длинная и удобная повозка, запряженная парой лошадей.
На пороге большой войны

Особенностью милиции 30-х годов была активная оборонно-спортивная работа, во время которой милиционеры осваивали одну из военных специальностей. Отделы и службы органов внутренних дел отрабатывали приемы обращения с оружием, вопросы проведения оборонительных и наступательных операций. Милиция усердно готовилась к войне, которая была уже не за горами.
В 1938 году Спиридон Никитович Стрельченко был направлен в Грозный, где возглавил отдел по борьбе с бандитизмом. А в 1939 году Тбилисский райотдел управления НКВД по Краснодарскому краю возглавил младший лейтенант госбезопасности Андрей Иосифович Подгола. Он активно участвовал в жизни парторганизации, характеризовался как политически развитый и устойчивый сотрудник.
В августе 1941 года на должность заместителя начальника райотдела НКВД по милиции был назначен Иван Михайлович Иванченко, до этого занимавший пост районного пожарного инспектора. В июне 1942 года, когда возникла угроза оккупации, Иванченко вместе с частью личного состава был передислоцирован краевым управлением МГБ в район Большого Сочи. Другие сотрудники остались для работы в подполье и формирующемся партизанском отряде.
На Черноморском побережье тбилисские сотрудники совместно с морскими пограничниками охраняли стратегически важные объекты: дороги в районе Лоо и Головинки, перевал у поселка Дагомыс.
Первые победы в борьбе с врагом
С началом Великой Отечественной войны работа милиции стала еще более напряженной и ответственной. Благодаря широкой связи с общественностью тбилисским милиционерам удалось обезвредить вражеского агента – гражданку Браун, которая распространяла среди населения ложные слухи о доброте фашистских варваров. Следствие выяснило, что Браун, уроженка Темиргоевского района, бывшая уголовница, отбывала наказание в Брест-Литовске. При оккупации немецкими войсками была завербована и переброшена через линию фронта со специальным заданием — вести подрывную пропаганду. Однако бдительность сотрудников сорвала планы шпионки.
Это был один из первых, но уже уверенных шагов в долгой и сложной борьбе, которую правоохранительные органы района вели и в тылу, и на фронте.
















