В клубе «Серебряные струны» прошло заседание, посвященное юбилею Александра Твардовского

54

21 июня 1910 года родился Александр Твардовский – советский писатель, прозаик и поэт, который прошел всю войну спецкором.

Юбилею Александра Твардовского было посвящено заседание клуба любителей поэзии «Серебряные струны», которое состоялось в центральной межпоселенческой библиотеке.
Ведущая Оксана Труфанчук рассказала о творчестве поэта, продемонстрировав документальный фильм. Выступавшие вспомнили о том, как учили Твардовского в школе, особо отмечая поэмы «Василий Теркин» и «За далью даль». Любовь Смирнова и Геннадий Кирсанов прочитали отрывки из этих произведений.

Страна Муравия
А я хочу подробнее рассказать о творчестве поэта, который родился 115 лет назад.
Имя выдающегося поэта-патриота Александра Твардовского, воспевающего красоту русской природы, подвиг советского народа в Великой Отечественной войне и восстановлении страны в послевоенное время, с детства знакомо всем россиянам.
Советский писатель, поэт, прозаик, журналист, военный корреспондент, подполковник, главный редактор журнала «Новый мир» родился в 1910 году в хуторе Загорье Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. Его отец был человеком начитанным, по вечерам в их доме часто читали Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других русских классиков. Сам Александр начал писать стихи будучи еще неграмотным, а в 14 лет в газете «Смоленская деревня» опубликовали его первое стихотворение «Новая изба», похожее на многие стихи начинающих поэтов того времени. Но уже тогда в нем просматривался незаурядный талант будущего классика советской поэзии.
Твардовский принял советскую власть, вступил в комсомол и своим творчеством быстро вошел в рамки социалистического реализма, в чем мы убеждаемся, прочитав его довоенные стихотворения и поэму «Страна Муравия» (1936 год).
В школе мы изучали творчество Твардовского, в том числе «Страну Муравию», сюжет которой основан на том, что крестьянин Никита Моргунок, убегая от коллективизации на телеге с конем, решил найти страну, в которой нет колхозов, а есть частный хуторок со своей землицей:

Земля в длину и ширину –
Кругом своя.
Посеешь бубочку одну,
И та – твоя…
…Весь год – и летом, и зимой,
Ныряют утки в озере.
И никакой, ни боже мой, –
Коммунии, колхозии.

Сюжет поэмы несколько напоминает некрасовскую «Кому на Руси жить хорошо». В начале повести кажется, что ее автор поддерживает намерения главного героя избежать коллективизации, но это оказывается не так. Твардовский как настоящий комсомолец в финале поэмы переводит стрелки на колхоз. И это несмотря на то, что его родители, братья и сестры были раскулачены, а их хутор сожжен.
Герой поэмы Никита Моргунок, побродив по белу свету, так и не нашел страну Муравию, а нашел благополучный колхоз, где колхозники были довольны своей жизнью. После раздумий он принял решение вернуться домой, опасаясь только, что земляки его осмеют:

Ну, посмеются надо мной,
А смех, он людям впрок.

Да еще жалеет он, что напрасно потратил время:

Зато мне все теперь видней
На тыщи верст кругом.
Одно вот – уйму трудодней
Проездил я с конем.

Вот такой финал этой простецкой истории, полностью соответствующий потребностям советской власти, которая присудила Твадовскому за этот опус Сталинскую премию, правда, второй степени.

Солдат-балагур из фронтовой поэмы
Главным произведением в творчестве Твардовского принято считать поэму «Василий Теркин». Она стала поистине всенародной, а ее автор – народным. Образ простого, веселого, никогда не унывающего, находчивого бойца-красноармейца по популярности превзошел всех литературных героев военного времени.
Надо сказать, что свое имя Василий Теркин получил еще в довоенном 1939 году в редакции ленинградской газеты «На страже Родины». Он был популярным персонажем небольших фельетонов, но в военное время у Твардовского возник замысел написать поэму о полюбившемся читателям герое.
Первые главы были опубликованы в газете в 1942 году. Писал поэт поэму три года, вплоть до Победы. В основу произведения легли реальные военные события: битва на Волге, переправа через Днепр, взятие Берлина, где в качестве военного корреспондента побывал и сам автор.
Поэма, написанная четырехстопным хореем, читается очень легко. Примечательно, что в произведении отсутствует идеологическая подоплека: никакого Сталина и руководящей роли коммунистической партии. Несмотря на давление властей, автору удалось отстоять свою позицию, что придало поэме небывалую популярность в народе и всенародную любовь к ее герою.
Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что в жизни существует такой боец, и надеялись когда-нибудь с ним встретиться и пожать ему руку. Его популярность в народе прошла сквозь годы, его и сейчас изучают в школе, цитируют неординарные шутки.
В 60-70-х годах прошлого века на советской эстраде в концертных программах обязательно читали стихи, чаще всего звучал «Василий Теркин».
За эту поэму Твардовскому в 1946 году была присуждена Сталинская премия первой степени.


Герой на все времена
Работая над статьей, я разговорился о творчестве Твардовского с приятелем Алексеем Максимовичем Ильиновым. Он меня приятно удивил, когда по памяти прочитал главу «Переправа» из поэмы «Василий Теркин». На мой вопрос, откуда такие познания, ответил, что учили в школе. Такая была популярность у Теркина!
Сегодня, в год 80-летия Победы,
«Василий Теркин», говоря современным языком, повысил свой рейтинг. Многие театры к этой дате поставили спектакли по поэме Твардовского. Например, Московский театр Надежды Бабкиной «Русская песня» показал мюзикл «Ради жизни на земле».

Увековечил путешествие через всю страну в поэме
Послевоенные годы в творчестве Твардовского отмечены поэмой «За далью – даль», которую я помню еще со школьной скамьи. Мы изучали ее как летопись трудовых подвигов советских людей, живописание красоты природы и необъятных просторов нашей Родины.
Второй раз я обратился к поэме, когда подыскивал эпиграф к своим мемуарам и нашел строки, полностью отвечающие моим чаяниям:

За годом – год, за вехой – веха,
За полосою – полоса.
Нелегок путь. Но ветер века –
Он дует в наши паруса!

Третий раз я перечитал поэму, когда готовил этот материал, и испытал гордость за страну и то время, в которое жили автор и наше поколение.

Пора! Ударил отправленье;
Вокзал, огнями залитой,
И жизнь, что прожита с рожденья,
Уже как будто за чертой

– так начинается путешествие автора и читателя по просторам Родины. Кто из нас не мечтал проехать через всю страну – от Москвы до Владивостока? Я тоже мечтал. И хотя много повидал городов и весей, в том числе сибирских и дальневосточных, но проехать на поезде №1 не довелось.
Одно только название поэмы настраивает читателя на романтическое путешествие. Казалось бы, простое русское слово «даль», а в названии поэмы оно звучит призывно и торжественно. Повторенное несколько раз по ходу сюжета, это слово стало своеобразным брендом.
Сюжет простой, как все гениальное. Автор по ходу путешествия в поезде «Москва – Владивосток» красочно описывает природу и с корреспондентской пунктуальностью отмечает роль увиденных городов в народном хозяйстве страны. И никакой политики. Правда, в главе «Так это было» Твардовский вспоминает культ Сталина, не называя имя вождя:

…Когда кремлевскими стенами
Живой от жизни огражден,
Как грозный дух он был над нами, –
Иных не знали мы имен.

Сравниваю с Мандельштамом, который за свою эпиграмму о «кремлевском горце» поплатился жизнью:

Его толстые пальцы,
Как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Твардовскому же за строки о Сталине ничего не угрожало: после XX съезда КПСС на дворе стояла «хрущевская оттепель». В то же время автор объективно отмечал и его достижения.
Поэма написана четырехстопным ямбом – этот размер напомнил мне пушкинского «Евгения Онегина», но не только этим. Если роман в стихах Александра Сергеевича называют энциклопедией русской жизни XIX века, то «За далью – даль» можно смело назвать энциклопедией советского периода в истории России – настолько обстоятельно и красочно автор описывает природу, жизнь и трудовой подвиг советского народа. Твардовский, как и Пушкин, «по ходу пьесы», вспоминает и размышляет, обращаясь к читателю, как бы приглашая его в соавторы.
А коль я вспомнил Пушкина, то нельзя не упомянуть и Байрона: у него тоже есть роман о путешествии – «Паломничество Чайльд-Гарольда», герой которого путешествует по странам Европы. Эти сравнения говорят о том, что Твардовский был «на одной ноге» с великими поэтами.
Как истинный патриот Твардовский называет реку Волгу матушкой, седой Урал – батюшкой, а Сибирь – красавицей. Когда читаешь поэму, возникает ощущение, что сам едешь в поезде, беседуешь с попутчиками, выходишь на станциях купить пирожков у старушек.

И эта лестница из шпал,
Пройдя Заволжье, Предуралье,
Взойдет отлого на Урал.
Урал, чьей выработки сталью
Звенит под нами магистраль

– продолжает автор, назвав Урал опорным краем державы. И так во все время поездки, проезжая города, поэт, не скрывая гордости, описывает их историю и значимость для страны.
Я не буду перечислять все города, которые проехал автор – не хватит газетной площади. Назову только Братск с его легендарной ГЭС и воспетой Александрой Пахмутовой рекой Ангарой. Помните: «Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре» и «Марчук играет на гитаре и море Братское поет».
Твардовский вспоминает, как он в июле 1956 года был командирован в эти места для описания начала строительства Братской ГЭС, а именно перекрытия строптивой единственной дочери Байкала Ангары. С пунктуальной точностью (я проверил, посмотрев документальный фильм) он описывает сам процесс перекрытия реки, трудовой энтузиазм рабочих, водителей самосвалов:

И враз моторы взвыли,
Секунд своих не уступив,
И самосвалы в клубах пыли
Взошли на пляшущий настил.

Благодаря судьбу за предоставленную возможность увидеть страну «за далью – даль», Твардовский заканчивает свое путешествие во Владивостоке:

Владивосток!
Наверх, на выход.
И – берег! Шляпу с головы
У океана.
– Здравствуй, Тихий!
Поклон от матушки-Москвы!

За время чтения поэмы я настолько проникся путешествием, что мне жаль было «выходить из поезда».
В поэме нет главного героя, героем автор представляет советский народ, великую страну, ее историю, громадные стройки и промышленные города. Писал поэму Твардовский 10 лет – с 1950 по 1960 годы, следуя медленно, но верно, «за далью – даль». Эта поэма в 1960 году была удостоена Ленинской премии.

Запрещенная сатира, опередившая время
Уже после смерти Сталина, в 1954 году Твардовский возвращается к образу любимого народного героя и в течение девяти лет пишет поэму «Теркин на том свете», в которой, используя сюрреалистичный сюжет (Теркин во сне попадает в ад), подвергает едкой сатире существующую систему управления государством: многомиллионное чиновничество, бюрократизм, волокиту и даже всемогущий КГБ. Досталось и Сталину, имя которого он также не назвал.
Стиль изложения напоминает Салтыкова-Щедрина (любимый писатель поэта), только в стихотворной форме или сатирический журнал «Крокодил», который сейчас, к сожалению, не выходит. Это очень смешное повествование, понятное читателям того времени. Когда я читал – смеялся до слез.
В этой поэме Твардовский проявляет себя как оппозиционный патриот, стремящийся искоренить существующие в советском обществе недостатки. Этот патриотический порыв Твардовского власть встретила во всеоружии коммунистической пропаганды, «со всей пролетарской ненавистью»: все СМИ обрушились с резкой критикой на поэта, обвиняя его в деградации творчества, искажении советской действительности. Поэму на долгие годы «положили на полку».
В сталинские времена Твардовскому точно была бы уготована судьба узника ГУЛАГа, но при Хрущеве лагеря закрыли, да и времена были уже не те. Одним словом, обошлось, к тому же «бронежилет» из Сталинских и Ленинской премий защитил поэта.
А поэма «Теркин на том свете» оказалась пророческой: в наше время многомиллионное чиновничье страдает теми же болезнями.

Как Твардовский балансировал между партией и правдой
Несколько слов о политических взглядах Твардовского. Следует отметить, что, будучи членом партии, он в своих стихах, в отличие от других, не пел панегириков КПСС, он писал о войне, о людях, о правде. Возглавляя «Новый мир», публиковал в нем даже «диссидентские» по тем понятиям произведения.
Например, когда Александр Солженицын прислал ему свою повесть «Один день Ивана Денисовича», он собрал редакционный совет, чтобы узнать мнение коллег о повести. Совет не рекомендовал повесть публиковать. Однако Твардовский, понимая актуальность темы, обратился с письмом к Хрущеву с просьбой разрешить публикацию. Никита Сергеевич принять единолично решение о публикации не решился и созвал Политбюро по этому вопросу. После жарких дискуссий Хрущев разрешил опубликовать повесть, которая сразу же стала бестселлером.
В своих выступлениях поэт на различных форумах неоднократно выступал с критикой проводимой партией политики, за что и поплатился. К 50-летию Твардовскому из-за того, что «вел себя неправильно», так и не присвоили звание «Герой Социалистического Труда», ограничившись только очередным орденом Ленина.
Но читатели по-своему оценили вклад поэта в русскую литературу, наградив его безграничной народной любовью.
В год 80-летия Победы и в период проведения СВО творчество Александра Твардовского, наполненное искренним патриотизмом и любовью к русскому народу, его подвигу в Великой Отечественной войне по-прежнему востребовано и вселяет в нас уверенность, что «ветер века – он дует в наши паруса».

Предыдущая статьяЭкоакция «Прикубанки» оказалась востребованной
Следующая статьяВ Тбилисском районе состоялось заседание Общественного совета