Оба предприятия ориентированы на внешнюю торговлю.
20 марта пресс-служба ГК «ЭФКО» сообщила, что в нынешних условиях предприятия работали в убыток. Решение временное, к работе приступят в «более благоприятных рыночных условиях».
Причинах сложившейся ситуации разобрал наш земляк — известный кубанский экономист Роман Иноземцев.
Почему производители подсолнечного масла в России находятся в кризисе в 2025 году? Если мы посмотрим на текущее состояние дел, то увидим сразу несколько обстоятельств, серьезно бьющих по отрасли. Во-первых, уровень мировых цен на подсолнечное масло. Если в 2022 году у нас была благоприятная конъюнктура, то сейчас цена масла на международных биржах заметно просела, вернувшись к отметкам периода до СВО. Обвалом это назвать нельзя, но ситуация для отрасли неприятная. Почему так – тема отдельного разговора, но для общего представления нелишним будет знать, что одним из ведущих производителей и экспортеров подсолнечника и подсолнечного масла является Украина.
Во-вторых, издержки, связанные с экспортом, за два года колоссально увеличились. В первую очередь, из-за санкций стран США и Европы, обход которых стоит денег. Противодействовать ограничениям и экспортировать свои продукты нашим производителям все сложнее и сложнее. В итоге у нас стала более дорогой внешняя логистика (например, фрахт и страхование), что также отражается на рентабельности аграриев. То есть торговать подсолнечным маслом на мировых рынках куда сложнее, чем два года назад. При этом нарастить выручку за счет внутреннего рынка производители не могут, поскольку нет причин для роста спроса со стороны отечественных потребителей. Это касается не только масла, но и пшеницы и других продуктов.
В-третьих, по аграрному рынку в целом бьют пошлины на вывоз продукции. Так, до июня 2023 года действовала нулевая пошлина на экспорт подсолнечного масла из РФ. Потом ее повысили, а с ноября 2024 года аграриям пришлось платить до 3 422,4 рубля за тонну. При этом производители масла, как и другие производители продуктов низкого передела в России, традиционно ориентировались на внешний рынок, проблемы на котором бьют по отрасли в целом. Экспортная пошлина «сжирает» огромную часть маржи аграриев, ставя их бизнес на грань рентабельности. И это только внешние причины проблем, а есть и внутренние.
Четвертая причина кризиса — высокая ключевая ставка Банка России, который таким образом борется с инфляцией. Но что происходит в отрасли? Наши предприятия ужасно закредитованы, а привлекать новый кредит становится все проблематичнее. И какие у них варианты? Либо закрываться, либо искать оборотный капитал. Они ищут его в двух источниках: 1) кредиторская задолженность (то есть «протягивание» поставщиков за счет задолженностей по платежам), которая является лишь временной мерой, но ухудшает и так не аховое общее экономическое положение; 2) повышение цен (потому что им нужна маржа, чтобы взять оборотный капитал).
И тут в силу вступает пятая причина. К тем, кто повышает цены, приходит антимонопольная служба и выписывает серьезные штрафы, на том основании, что обоснования поднятия цен она не видит.
Получается, в сложившейся ситуации некоторым производителям легче приостанавливать или вовсе закрывать производство, чем работать в убыток, увеличивая и без того большую задолженность.
Какая экономическая ситуация у компании «ЭФКО», приостановившей работу на заводах в Тбилисской и Кропоткине?
По данным из открытых источников, ООО «Кубанские масла», которое является дочерней компанией АО «ЭФКО», получило оба предприятия, выкупив их на долговых аукционах.
Ранее группа «ЭФКО» нарастила мощности по переработке масличных культур на Кубани. Два маслоэкстракционных завода (МЭЗ) в составе ООО «Кубанские масла», расположенные в станице Тбилисской и в Кропоткине, после масштабных модернизаций (2,5 млрд рублей инвестиций в кропоткинский МЭЗ) обладают суммарной мощностью переработки подсолнечника более 3 200 тонн в сутки.
Тбилисский МЭЗ, приобретенный в 2018 году, прошел модернизацию два года назад, а кропоткинский приобретен в 2021 году на торгах.
Но сейчас «ЭФКО» столкнулась с проблемой нерентабельности производства из-за высоких цен на сырье. Стремительный рост отпускных цен на подсолнечник на юге России до 50 рублей за килограмм в середине марта ставит под угрозу рентабельность работы МЭЗов. В то время как экспортная цена подсолнечного масла составляет 94 рубля за килограмм, что опять же бьет по рентабельности предприятия.
Сложившая ситуация создает серьезный вызов не только для «ЭФКО», но и для всей отрасли переработки масличных культур на Кубани.
Но если абстрагироваться от проблем конкретной компании и поговорить об отрасли в целом, то есть два решения.
Не берусь судить, когда отменят продовольственные санкции против России и отменят ли их, хотя переговоры об этом руководство нашей страны ведет с Америкой. Однако в сложившихся очень непростых условиях самое логичное для поддержки маслозаводов — это отмена вывозных пошлин. Это было бы серьезной мерой поддержки для всей отрасли.
Однако в стратегическом плане правильнее было бы перепрофилировать сельское хозяйство Краснодарского края. У нас та же проблема, что и во всей экономике: стараются избегать человеческого фактора. Почему ударились в злаковые и масличные? Потому что там минимум человеческого труда. А значит, легче получать огромные прибыли. Но до определенного момента.
Считаю, что в долгосрочной перспективе надо идти по пути усложнения: развивать плодоводство, виноградарство (особенно на Кубани) и животноводство. То есть всё то, что будет пользоваться внутренним спросом и давать большую добавочную стоимость. В килограмме яблок навара может быть больше, чем в пшенице. Хотя, конечно, и усилий нужно больше, но и прибыль будет выше.
Особенно актуально это в условиях засух, увеличившихся на Кубани. И если мы останемся с пшеницей и подсолнечником, то в перспективе нас ждут большие проблемы с экологией и экономикой. Потому что заниматься этим становится из года в год всё менее выгодно.