Председатель Тбилисского районного суда Николай Сапега подчеркивает, что основополагающими принципами правосудия являются независимость и объективность.
Накануне праздника исполняющий обязанности председателя Тбилисского районного суда и действующий судья Николай Сапега ответил на наши вопросы, поделился тонкостями судебной деятельности и рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются судьи.
Осуществил мечту
– Николай Николаевич, почему вы решили стать судьей? С чего все начиналось?
– У меня в юности было желание заниматься юридической практикой. Хотя мой путь привел меня в прокуратуру, мечта стать судьей не покидала меня. Обучаясь на заочном отделении юридического факультета и работая в аппарате федерального суда, я с увлечением погружался в тонкости судебных процессов, осознавая их многообразие и сложность. В 2002 году я успешно завершил обучение на юридическом факультете Кубанского государственного аграрного университета. Моя профессиональная деятельность началась в 1999 году, тогда мне было 19 лет. Я совмещал работу в одном из отделов администрации Кропоткина с учебой. Стремясь применить знания на практике, в 2000 году я устроился на работу в Кропоткинский городской суд консультантом, затем стал помощником судьи. С 2003 по 2010 годы служил в органах прокуратуры. 24 ноября 2010 года меня назначили мировым судьей судебного участка №125 Белоглинского района Краснодарского края, а с середины 2013 года – мировым судьей судебного участка №266 Тбилисского района. Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2014 года меня назначили судьей Тбилисского районного суда. В настоящее время имею пятый квалификационный класс судьи, который является предельным по занимаемой должности, и с гордостью работаю судьей уже 13 лет. О своем выборе не пожалел ни разу.
К СВЕДЕНИЮ
Хотя в официальном календаре День работника суда в России не значится красным днем, служители закона отмечают свой профессиональный праздник ежегодно 5 декабря. Эта дата выбрана не случайно: 5 декабря 1917 года был утвержден первый декрет, провозгласивший основы судебной системы.
– Как семья относится к вашей профессии?
– С пониманием и уважением. Моя супруга тоже юрист, она работает в прокуратуре. Так что мы еще и коллеги. Часто обмениваемся мнениями и советами по юридическим вопросам, поддерживая друг друга в профессиональном плане.
Главное – психоэмоциональная устойчивость
– Трудно ли вам выполнять работу с моральной точки зрения?
– Безусловно, это крайне сложно. В процессе рассмотрения дел вольно или невольно пропускаю через себя те эмоции и переживания, которые испытывают участники судебного разбирательства, так как я стараюсь быть предельно вовлеченным в каждую ситуацию. Особенно остро это проявляется в уголовных делах, связанных с насильственными преступлениями – убийствами, изнасилованиями, причинениями вреда здоровью. В такие моменты невозможно оставаться безразличным к горю потерпевших, которые лишились близких, или к страданиям тех, чьи жизни навсегда изменились из-за насилия. Работа судьи требует огромных психоэмоциональных усилий.
– Существует мнение, что судьи – это вершители судеб. Что вы об этом думаете?
– Я не могу полностью согласиться с этим утверждением. На мой взгляд, каждый человек сам создает свою судьбу, выбирая жизненный путь. Говоря об уголовном судопроизводстве, следует отметить, что тот, кто выбирает преступный путь, сам делает свой выбор. В процессе разбирательства судья должен обеспечивать состязательность сторон – защиты и обвинения – и создавать условия для реализации ими своих прав и обязанностей. Установив вину подсудимого, суд назначает соразмерно содеянному наказание в рамках санкции статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых тот обвиняется. Здесь важными являются принципы неотвратимости и справедливости наказания, зависящие от тяжести совершенного деяния.
При индивидуальном подходе к каждому случаю учитываются степень общественной опасности преступления и личность подсудимого.
Что касается гражданских дел, то, хотя судебные решения действительно влияют на судьбы людей, они лишь разрешают возникающие в их жизни проблемы. Люди, не находя совместных обоюдопреемлемых решений в тех или иных ситуациях, передают свои споры в суд, который, руководствуясь законодательством, разрешает их.
Судьи независимы в принятии решений, но эта независимость не безгранична, поскольку она фактически ограничивается действующим законодательством, которое применяется при разрешении споров.
С гордостью могу сказать, что Тбилисский районный суд на протяжении многих лет демонстрирует устойчивое качество работы, превосходящее среднекраевые показатели по всем категориям дел. Подавляющее большинство решений, вынесенных нашим судом, остаются неизменными в вышестоящих инстанциях, что свидетельствует о высокой профессиональной компетентности судей Тбилисского районного суда.
В ТЕМУ
Предельный возраст для замещения должности судьи, согласно законодательству о статусе судей, составляет 70 лет. Тем не менее судья может уйти в почетную отставку по собственному желанию, независимо от возраста, хотя это может сказаться на пенсионном обеспечении, право на которое возникает при стаже работы в должности не менее 20 лет, с учетом некоторых исключений в законе.
– Трудно ли вам быстро переключаться между делами?
– Суд является тем органом, который в своей деятельности использует обширный массив действующего законодательства – это уголовное, гражданское, семейное, жилищное, административное, налоговое, земельное право и многое другое. Каждое дело индивидуально, в них переплетаются различные правовые сферы, что, конечно, приводит к определенным трудностям.
В течение рабочего дня судьи погружаются во множество разнообразных правовых ситуаций, каждая из которых требует глубокого понимания соответствующих отраслей законодательства. И здесь очень важен профессионализм.
От легких дел к серьезным
– Помните ли вы первое дело, которое рассматривали?
– Первые дела, которые мне довелось рассматривать, не отличались особой правовой сложностью, поскольку я занимал должность мирового судьи. Это были дела о расторжении брака, мелкие административные правонарушения и уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести.
– Расскажите о самых трудных процессах в вашей практике?
– Непросто выделить из множества рассмотренных дел наиболее сложные, их было много. Но одно дело, не без оснований, запомнилось. Оно было в сфере экономической деятельности и находилось в моем производстве более двух с половиной лет. Дело состояло из множества эпизодов. Немалое количество свидетелей проживало за пределами Краснодарского края. Объем дела превышал 80 томов. Рассмотрение совпало с пандемией, когда свободное передвижение людей было строго ограничено. Несмотря на трудности, судебные заседания проводились. Оглашение итогового судебного решения длилось четыре рабочих дня – с утра до вечера, с перерывами на обед.
Ситуация в районе
– Какие преступления совершают чаще всего на территории муниципалитета?
– Из практики Тбилисского районного суда по рассмотрению уголовных дел могу сказать, что большинство из них связано с преступлениями против собственности с корыстными мотивами. Легкая нажива выступает движущей силой таких деяний, среди которых преобладают кражи и мошенничества (статьи 158 и 159 Уголовного кодекса РФ).
Много дел рассматривается судом о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических веществ, охватывающих как незаконные приобретение и хранение, так и сбыт (статьи 228 и 228.1 УК РФ).
Также судом рассматривается немало уголовных дел об уклонении от уплаты алиментов на содержание детей (статья 157 УК РФ).
Часто предметом рассмотрения являются дела о преступлениях, предусмотренных статьей 264.1. УК РФ, касающихся управления транспортными средствами в состоянии опьянения лицами, ранее подвергнутыми административному наказанию или имеющими судимость за аналогичные деяния.
Конечно, есть уголовные дела и иных категорий преступлений, но их количество значительно меньше.
– Какие правонарушения совершают несовершеннолетние?
– Практика показывает, что это в основном дела о хищениях, хотя встречаются и исключения. Следует заметить, что количество подобных дел снижается, что является признаком эффективности мероприятий, проводимых всеми органами системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Эта работа представляет собой комплексное взаимодействие различных структур, направленных на предупреждение их преступности. Но основным аспектом в этой сфере, безусловно, является надлежащее воспитание детей в семьях и забота о них.
Решение с «Холодной головой»
– Были ли случаи, когда решение выносилось в пользу истца, но внутренне вы симпатизировали ответчику?
– Симпатия судьи к участникам судебного процесса неприемлема, поскольку это может сказаться на его объективности. Краеугольными камнями правосудия являются независимость и беспристрастность судьи. А симпатия, как и антипатия к кому-либо из участников судебных процессов мешает быть беспристрастным. Решения должны приниматься, как принято говорить, с холодной головой, опираясь исключительно на действующее законодательство и фактические обстоятельства дел.
Проявление позитивных или негативных эмоций в отношении стороны по делу может сказаться на твоей объективности и в конечном итоге привести к незаконности вынесенного судебного акта, который будет иметь все шансы быть отмененным или измененным вышестоящим судом.
Качество работы судьи, отражающееся в стабильности его решений в вышестоящих инстанциях, является основным критерием профессиональной оценки.
– Вы сталкивались с профессиональным выгоранием?
– Профессиональное выгорание, безусловно, затрагивает множество областей деятельности, но я, к счастью, научился противостоять этому. Ключом к успеху является разумный баланс труда и отдыха, время, когда нужно уметь отключиться от рабочих мыслей, хотя это порой оказывается сложным. Наилучшее времяпрепровождение для меня – это выезд с семьей и друзьями на природу, в горы или к морю. Я рад, что живу в Краснодарском крае, где эти места находятся относительно близко. После общения на природе с родными и друзьями ощущаю настоящую перезагрузку, что позволяет с новыми силами приступать к исполнению судейских обязанностей.
О коллегах
– Расскажите о коллективе Тбилисского районного суда.
– Коллектив Тбилисского районного суда, наверное, лучший, в котором мне приходилось работать. Здесь поддерживается хороший психологический климат, работники готовы оказывать взаимную помощь друг другу, что является очень важным моментом в любом коллективе. Для принятия законных и обоснованных решений сложные и запутанные правовые ситуации обсуждаются судьями, также практикуется обмен мнениями.
У судей района стаж работы превышает 20 лет. Мой
13-летний стаж – самый небольшой среди них. Большинство работников аппарата суда также много лет работают в судебной системе, в процессе трудовой деятельности передавая свой бесценный опыт молодому поколению.
Судейская работа в цифрах
В Тбилисском районном суде ежегодно рассматривается от 1000 до 1500 гражданских дел и от 200 до 250 уголовных дел. Но не следует забывать о мировых судьях. В муниципалитете их трое, они работают на судебных участках №204, 205 и 266. Мировые судьи также рассматривают большое количество дел различных категорий, они являются неотъемлемой частью судебной системы нашей страны. В свою очередь, Тбилисский районный суд выполняет важную роль апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решений, принимаемых мировыми судьями.
В районном суде в настоящее время из шести судей по штату работают четверо. В суде установлена специализация: двое судей рассматривают уголовные дела и связанные с этим вопросы, еще двое занимаются рассмотрением гражданских и административных дел. Судьи по гражданским и административным делам ежегодно рассматривают от 500 до 750 дел, а также большое количество материалов в рамках гражданского и административного судопроизводства. Тем не менее это не исключает возможности для судей, работающих в своей специализации, принимать к рассмотрению дела иной категории.
Судьи по уголовным делам рассматривают от 100 до 120 дел в год, а также большое количество материалов, связанных с уголовным судопроизводством.