Начало строительства монастыря
История этого святого места насчитывает почти 30 лет. В начале 90-ых годов по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора после обращения в епархию местных жителей в хуторе Новоселовка Усть-Лабинского района организовали приход в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Его настоятелем назначили игумена Игнатия, который вместе с прихожанами начал строительство будущего женского монастыря. На территории прихода бил источник, по преданию существующий с конца ХIХ века.
В короткий срок здесь построили келейный корпус для проживания насельниц, заложили фундамент под храм. Но на некоторое время строительные работы пришлось прервать. После перевода отца Игнатия в приходе поменялось несколько настоятелей. Был период, когда приход полгода оставался без пастыря.
В июне 2004 года настоятелем прихода святого праведного Иоанна Кронштадтского назначили протоиерея Александра Черных. Началось возрождение изначально задуманного.
Произвели укрепление источника: укрепили подпорную стену бетоном, облагородили облицовочным кирпичом, выстроили деревянное помещение купальни, вокруг разбили клумбы, высадив около 100 кустарников и 100 деревьев. Тут же заложили сад на 150 саженцев плодовых деревьев.
И самое главное, возобновили строительство храма. За два года укрепили фундамент и стены, возвели своды храма, кровлю, иконостас, написали иконы. В ноябре 2008 года установили ротонды и кресты. В январе 2009 года, в день празднования 100-летия святого праведного Иоанна Кронштадтского, храм освятили. Через четыре месяца освятили большой колокол весом 700 килограммов и 5 колоколов малой звонницы, изготовленные в Первоуральске, а также паникадило.
Много трудов и пожертвований в общее дело внесли прихожане. В 2018 году приход храма Иоанна Кронштадтского получил статус архиерейского подворья. На его территории организовали сестричество для дальнейшего устроения женского монастыря.
Иоанн Кронштадтский собирал вокруг себя людей при жизни на земле, а сейчас по его молитвам люди из разных уголков не только России, но и других стран мира собираются на источнике и в храме, названном в его честь.
В архиерейское подворье, которое находится примерно в 40 минутах езды от станицы Тбилисской, я отправилась в будний день. Стояла прохладная погода. Было солнечно и ветрено. По дороге яркие деревья, перемешивались с черноземными полями. На подъезде к храму виднелись золотые купола и белоснежные стены.
Знакомство с монахинями
На подворье я приехала не одна, а вместе с одностаничниками Екатериной Кашиной и Надеждой Исайкиной. Больше гостей здесь не было, хотя обычно в теплое время года приезжает много туристов и паломников.
Разноцветный ковер из оранжевых листьев приглушал наши шаги. Территория была чистой и ухоженной. Дорожка, которая вела нас к жилой постройке, пролегала под виноградной беседкой, образовывавшей своего рода коридор между храмом и корпусом, где живут монахини. По обе стороны – клумбы, чуть дальше сад и пара теплиц.
Первыми к нам навстречу выбежала трехцветная кошка – холеная толстушка по кличке Мандаринка – с тремя ласковыми, игривыми котятами. Уж очень им было интересно узнать, кто же наведался к ним в гости в этот тихий и по-осеннему погожий день.
На входе в корпус ожидала настоятельница архиерейского подворья монахиня Анна, облаченная в черное одеяние. Она любезно поприветствовала нас и познакомила со второй монахиней – Софией, которая провела экскурсию, рассказав, как живут монахини, решившие оставить привычный для нас мир и посвятить себя служению Богу, почему женщины выбирают для себя такую судьбу, как они попадают в монастырь, чем здесь занимаются и что скрывается за дверями кельи.
Раньше были Ольги, Наталья, Таисия, Татьяна
– Наше архиерейское подворье Армавирской епархии – женское, – с лучезарной улыбкой начала свой рассказ монахиня София. – Мы находимся под омофором епископа Армавирского и Лабинского Саввы. На территории постоянно проживают пять монахинь: Анна, София, Екатерина, Татьяна и Мануила. В миру нас звали Наталья, Ольги, Таисия, Татьяна. Новое имя дается на постриге. Это очень древняя традиция.
Самой старшей монахине 68 лет, младшей — 46. Дольше всех – с 2020 года – на архиерейском подворье живет монахиня Анна, а монахиня София — с 2021 года.
За храмом закреплен батюшка, служащий священник из Ладожской отец Дмитрий. Он приписан как духовник. Каждые выходные, а также по большим церковным праздникам он проводит в храме божественные литургии.
Главный плод трудов монахинь, конечно, молитва. Ей уделяют больше всего времени. Беседа с Господом занимает по 7-8 часов в день.
– Для монаха это необходимость, как кислород. Сейчас катастрофически не хватает святости, людей, которые всецело хотели бы служить Богу, – продолжила монахиня София. – А как мы это делаем? Служа ближнему. Но прежде всего – общение с Господом. Каждый день мы совершаем монашеское правило. В шесть утра собираемся в храме или в нашем корпусе и обязательно на протяжении двух часов молимся. С четырех часов дня до шести вечера совершаем малое повечерие. Потом крестный ход. У нас он проходит также каждый день в любую погоду. Обычно стараемся провести его в светлое время суток. Летом совершали вечером. Берем в руки иконы, обязательно образ Иоанна Кронштадтского и обходим храм, источник, совершая прославление святому покровителю. Так мы полностью проходим по территории подворья, крестим все четыре стороны света. В монастырях это традиция. В конце дня у нас молитва на сон грядущий, мы просим друг у друга прощения. Это еще одна традиция — примирение, чтобы, отходя ко сну, никто ни на кого не держал обид.
Молись и трудись
После утренней молитвы и трапезы монахини сразу отправляются трудиться, потом обед и ужин не позже шести вечера. У каждой монахини есть свои послушания, то есть обязанности. Послушания распределяет настоятельница – монахиня Анна – по способностям и состоянию здоровья матушек. Территория архиерейского подворья обширная, работы на земле много. Порой день заканчивается, когда уже полностью отбой – в десять вечера. Возможность отдохнуть выпадает в случае непогоды, усталости или нездоровья.
– Раньше матушки вели большое хозяйство, держали коров, – добавила монахиня София. – Здесь всегда принимали людей, могли накормить, обогреть, наставить на истинный путь. Ведь главная заповедь Иисуса Христа гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». В начале 2000-х годов на территории подворья произошла большая трагедия: убили двух матушек. Резонансное было дело. Сестрички тогда оставались одни, так как другие уехали домой проведать своих родных. На территории жил бывший заключенный. Его здесь приняли, приютили. Он помогал, даже, говорят, иконы писал. Что случилось – неизвестно, но он совершил убийство. Матушек похоронили у них на родине. Какое-то время место вызывало тяжелое состояние. Но потом, слава Богу… Да, здесь пролилась мученическая кровь, однако мы знаем, что на ней созидается наша Православная церковь. Сам Иисус претерпел такие страдания за род человеческий. Вот и матушки отдали свои жизни за Христа.
Сейчас на подворье строятся трапезная и новый келейный корпус на 20 человек. Много приезжает людей, которые помогают просто так, в том числе и жители Тбилисского района. На территории даже есть вагончик, в котором летом, например, можно переночевать, но оставаться разрешается только женщинам.
Зачастую прихожане привозят с собой подарки. Благодаря краснодарцам в храме появился мощевик. В него армавирским священником вложены мощи святых жен. А также есть частица облачения Иоанна Кронштадтского.
– Невозможно не чувствовать покровительство этого святого, – сказала монахиня София. – Мы ощущаем его, когда случаются трудности. Просим о помощи, и он всегда слышит. Даже в элементарном. Например, у нас однажды была ситуация, когда не оказалось хлеба, а на пороге вот-вот должны были появиться паломники. Утро, зима – все заметено снегом. Хоть у нас есть своя машина и при необходимости мы сами садимся за руль, выехать было невозможно. Помолились Господу: «Ну, твоя воля…». Конечно, что-то можно было испечь… И только мы закончили правило, я открываю дверь, и стоит передо мной женщина. Она приехала к нам случайно и привезла полный пакет разного хлеба. Вроде мелочь, но именно из таких мелочей складывается ощущение помощи Божьей. И много подобных вещей происходит. Все должно начинаться с молитвы к Господу…
Место притяжения людей со всего мира
Мы зашли в храм – очень светлый и уютный. В нем царит атмосфера умиротворения. По словам монахини Софии, в основном его посещают приезжие из близлежащих населенных пунктов, так как в Новоселовке проживает мало людей, в основном фермеры. До того как закрыли на ремонт мост, много прихожан было из станицы Ладожской.
– В нашей епархии нет ни одного монастыря, – пояснила монахиня София. – Все находится в стадии становления. Первые насельницы молились в помещении, приспособленном под храм. В начале 90-х годов в Новоселовку из Белоруссии приехал иеромонах Игнатий. По рассказам одного из наших прихожан, там он встретился с человеком, немцем по национальности, у которого в Новоселовке жили родственники. Раньше, до 1913 года, это село было немецким. Тут были похоронены его родные, и он хотел, чтобы здесь возвели православный храм. Отец Игнатий помолился и увидел в этом волю Божью. Когда он согласился, тот человек передал ему некую сумму денег на строительство. Приехавшему неведомо куда отцу Игнатию открылось это место. Тогда здесь был пустырь, где более ста лет назад из-под земли забил источник. И началось строительство. Планировалось возвести женский монастырь. Соорудили первые кельи для возрастных прихожанок из Ладожской, которые решили служить Господу. Их собралось человек 12. Построили первый храм. Проект делали петербургские архитекторы. Как известно, Иоанн Кронштадтский – один из самых почитаемых святых Санкт-Петербурга. Там находятся его мощи. Некоторые прихожане даже сравнивают наш храм с Владимирским собором в культурной столице. Но существует и версия, что храм в честь Иоанна Кронштадтского назвал батюшка Петр Клитовченко из Кропоткина, который приезжал во время строительства, поскольку очень почитал этого русского святого. Вообще на Кубани крайне мало храмов посвящено Иоанну Кронштадтскому.
Посетить храм православные считают своим долгом. Сюда приезжают из Краснодара, Москвы, Сочи, Архангельска, из Германии и даже Новой Гвинеи. Одних просто тянет прогуляться, успокоить душу, для других в этих окрестностях прошли детство, юношество, молодость.
Исцеляющий колокольный звон
Потом мы отправились на колокольню. Чтобы туда подняться, необходимо преодолеть немало ступеней крутой винтовой лестницы. По ней вместе с монахиней Софией я направилась вверх. «Дорогу осилит идущий», – крутилось в голове. Бежать от трудностей в монастыре глупо. И не для этого я сюда приехала.
Массивными колоколами монахиня София управляет собственноручно. Большой колокол, который звонит басом, активируют нажатием педали.
У каждого колокола свое неповторимое звучание. Мощный и красивый звон колоколов создавал радостное и светлое настроение. Казалось, что он обладает дивной силой целительства, способной врачевать душу и тело. Пространство насыщалось позитивными светлыми вибрациями и энергией любви. Мне тоже разрешили позвонить в колокол…
Когда звон стих, мы спустились по крутой лестнице и за неспешной беседой отправились в корпус выпить горячего травяного чая с медом с монастырской пасеки.
Сестры по призванию от Господа
Мы вошли в помещение, сразу попав в трапезную. Внутри тепло и скромно, по-домашнему. Здесь тоже размещены образы святых – иконы в монастыре вообще находятся в каждом помещении, на стенах висят картины. Посреди комнаты большой стол, а на полках – овощные и фруктовые закрутки из собственного огорода и сада. На кухне – холодильник, стиральная машина. В трапезной монахини едят три раза в день. Перед приемом пищи сестры всегда читают молитву. Частично на первом и втором этажах находятся комнаты, где проживают монахини, но туда посторонним вход воспрещен. Это не просто место для отдыха, это поприще для духовного дела. Молитвы в келье — личная встреча с Христом. Это намоленное место, где возносятся молитвы, делаются поклоны.
За чаепитием монахиня София рассказала, что она в служении Господу уже 34 года. Свой путь считает призванием от Бога. Поначалу была инокиней Ольгой – и это была ее первая ступень в монашестве.
При архиерейском подворье живет с 2021 года. Сюда прибыла по благословению владыки Екатеринодарского и Кубанского Василия. Постриг она приняла год назад.
Монахиня София отвечает за ведение экскурсий и встречает гостей. Матушка родом из Баку, из многодетной семьи, в которой воспитывались семеро детей – пять сестер и двое братьев. Ее родители, бабушки, дедушки не были воцерковленными людьми, работали учителями. В детстве она хотела стать журналистом, поскольку хорошо писала и сочиняла стихи. В 16 лет крестилась и практически сразу уверовала. Стала читать Евангелие, православную литературу, посещать храмы, петь на клиросе. Этот образ жизни ее покорил.
Из Азербайджана в Гулькевичский район она вместе со своей семьей переехала в 1995 году. Начала служить псаломщиком и трудиться при храме. Позже окончила Волгоградское духовное училище. Много лет занималась просветительской деятельностью в школах.
– Родителей уже нет рядом с нами, – сказала монахиня София. – У сестер и братьев свои семьи, у меня 13 племянников. Каждый выбирает свой жизненный путь. Близкие регулярно навещают. Хоть мы и живем в монастыре, но мы любим своих родных и постоянно за них молимся. Главное в нашей жизни — доверие Богу. Я живу по принципу: если что-то не получается, нужно отпустить и сказать: «Господи, значит не время или мне это не надо». Относиться ко всему нужно философски. Или, как верующие говорят, все в руках Божьих. Человек, который с Господом, не может печалиться. Это делает обычно тот, у кого связь с Богом потеряна.
Жизнь по уставу
Как рассказала монахиня Анна, люди приходят в монастырь по разным причинам. Но остаться здесь можно только из-за любви к Богу.
Монахиня Анна живет на архиерейском подворье четыре года. Сама она из Армавира. В миру работала бухгалтером. На протяжении 20 лет трудилась при храме. Свой путь служения Господу избрала после смерти мужа.
По ее словам, стать монахиней далеко не просто и сразу не получится. Для этого нужно пройти определенный путь и доказать, прежде всего, самой себе, что ты хочешь и действительно готова. Три года женщина трудится и только потом просится в послушницы, если она созрела духовно, понимает, что на самом деле желает стать монахиней. Несколько лет она проводит в качестве послушницы.
Обычно в женских монастырях матушки присматриваются к насельницам, проживающим на территории. Они, в свою очередь, присматриваются к специальному уставу монастыря, который все регламентирует. В нем прописан распорядок дня и обязанности монахинь. Случается, что не всех он устраивает.
Архиерейское подворье при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского, действительно, место уникальное, намоленное, энергетическое, где происходят чудотворные случаи.
Как-то раз на источник приехала женщина и вместо рубашки для погружения в купель надела купальник. Дама красивая, но она находилась не на пляже, поэтому люди, видя ее непристойное поведение, сделали замечание: «Ну что же вы так себя ведете в светлом месте?». А она им в ответ сдерзила: «И что теперь, неужели меня отсюда не выпустят?». Когда она уезжала, в нескольких десятках метров от источника ее машина сломалась и простояла там до самого вечера в ожидании эвакуатора.
Монахини рассказали о случаях исцеления, когда бездетные супруги становились счастливыми родителями. Была у них пара из Краснодара, у которой восемь лет не было детей. И вот уже их сынишке Матвейке больше года.
Были женщины, которые на протяжении десятков лет не могли забеременеть и после посещения монастыря становились мамами. Одна из прихожанок увидела заветный положительный тест на беременность через три месяца. Многие супруги даже приезжают в храм венчаться.
На дорожку монахини угостили нас яблоками из своего сада, пригласив в гости еще раз. Мы, в свою очередь, поблагодарили их за теплый прием. А сестры продолжили заботиться друг о друге и молиться Богу — за себя, своих близких и всю Россию.